Александра Зинченко
Как научить ребенка с интеллектуальной недостаточностью конструированию
▼ Скачать +Заказ
На начальных этапах обучения очень важно пробудить у ребенка интерес к конструированию и желание самим создавать постройки для дальнейшей игры. С этой целью взрослый на глазах у малыша строит различные предметы, которые тут же включаются в совместную игру (машины, здания, мосты, улицы, при этом он действует эмоционально, вызывая у ребенка ответный отклик. Процесс конструирования необходимо сопровождать объяснениями, комментированием, игровыми моментами. Особое внимание следует уделить формированию представления о связи предмета со всеми видами изображений. Взрослый не только строит, но тут же рисует, наклеивает на бумагу, показывая тем самым, что каждый объект может быть изображен в графической, аппликативной, конструктивной формах. Это помогает ребенку понять единство предмета и всех его изображений, познакомиться с различными видами моделирования образа предмета.
Публикация «Как научить ребенка с интеллектуальной недостаточностью конструированию» размещена в разделах
Для создания предпосылок к самостоятельному конструированию ребенку необходимо показывать также, что предметы одного функционального назначения (например, здание детского сада) могут иметь разные конструкции, т. е. построены по-разному, но в то же время отвечать общим требованиям (иметь небольшую высоту, много входов и т. д.). Демонстрируя разнообразные постройки на одну и ту же тему, взрослый проводит профилактическую работу по преодолению у ребенка с интеллектуальной недостаточностью склонности к стереотипному воспроизведению одного и того же вида конструкций.
Необходимо использовать различные виды строительных наборов для построения одних и тех же конструкций, для того чтобы в собственной деятельности малыш стремился и хотел использовать различные конструктивные материалы.
Немало важно уделять внимание выбору тематики конструирования. Все объекты, подлежащие дальнейшему конструированию, должны быть хорошо знакомы ребенку, иметь ярко выраженную игровую направленность и практическую необходимость (кукольная мебель, дома, улицы, дорога, туннель и т. д.). Наблюдение за конструированием этих предметов, как и дальнейшее овладение умением строить самим, помогает ребенку постигать функциональную сторону окружающего, что очень важно с коррекционной точки зрения. Занятия по данному разделу тесно связаны с содержанием других разделов: игрой, изобразительной деятельностью, ручным трудом, развитием речи.
Для успешного овладения самостоятельным конструированием ребенок должен научиться видеть и выделять в предмете пространственные свойства, которые отражаются в конструкции. В целях сенсорного воспитания проводятся специальные игры и упражнения на ознакомление с формой, отношениями по величине и пространственному расположению, а также на овладение способами выделения перечисленных свойств в предметах.
ИГРЫ НА ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ФОРМОЙ
Сначала внимание малыша привлекают к форме предметов. Например, в ходе дидактической игры "Что катится, а что не катится" детей знакомят с круглыми и угловатыми формами. В качестве образцов берут кубики и шарики. Ребенок ощупывает предметы, трогает углы у кубиков, ощущает гладкую округлую поверхность шариков. Необходимо пояснять, что шарик круглый, а кубик - не круглый, у него углы. Затем можно положить шарики на наклонный желоб, по которому в корзинку скатываются только шарики, а кубики остаются на столе. Взрослый все время фиксирует внимание малыша на том, что "шарик катится, потому что круглый", а "кубик не катится, потому что у него углы". Даже в тех случаях, когда ребенок сразу говорит, что катится и почему, он должен проверить свои слова действием и убедиться в их правильности или ошибочности. Такая практическая проверка не только обращает внимание детей на форму предмета, но и делает само восприятие формы более осознанным. Форма при этом становится для ребенка важным признаком предмета.
После практического ознакомления с формой ребенка следует начинать учить таким действиям восприятия, как соотнесение форм и выбор по образцу, соотнесение объемных и плоскостных фигур. Взрослый помогает ребенку, но не делает за них выбор, а привлекает их самих к исправлению ошибки.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА СООТНЕСЕНИЕ РЕАЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ С ФОРМАМИ-ЭТАЛОНАМИ
Сначала в качестве эталонов используют объемные фигуры, затем - плоскостные (контурные). Ребенок подбирают к заданному образцу игрушки, похожие "на шар", "на яичко", "на коробочку". В качестве образцов постепенно можно вводить и такие формы, как "огурчик", ориентируя малыша на некоторые особенности округлых форм. Когда ребенку будут доступны действия по выбору форм по образцу можно знакомить его с самой простейшей группировкой по двум образцам. Даже простая группировка предметов или фигур значительно помогает им ориентироваться в формах, способствует развитию восприятия и мышления.
Одновременно можно начинать знакомить ребенка с элементами строительных наборов, с которыми ему придется действовать в ходе конструирования. Сначала внимание не акцентируется на названиях элементов, хотя взрослый и называет их. Они учатся подбирать пару к образцу по форме, величине. Набор фигур варьируют, увеличивают их количество. Например, показывая треугольную призму, нужно обратиться к ребенку : "Найди у себя такую фигуру. Правильно, посмотри, они одинаковые. У меня такая же фигура, как и у тебя". В случае неправильного выбора фигура прикладывается к образцу, сравнивается с ним, а затем ищется нужная.
Специальные игры посвящают обучению ребенка узнаванию и подбору элементов строительных наборов к их графическому изображению. Для этого готовят два вида изображений: выполненных в трех измерениях и в двух. В первом случае это объемы, где отражена глубина пространства, во втором - плоскостные изображения, где глубины пространства нет (что характерно для детского рисунка). При предъявлении графического образца малыш выбирает нужные фигуры, отвлекаясь от других признаков - цвета и величины.
Для того чтобы ребенок запомнил названия фигур, нужно предусмотреть также игры на называние фигур. В ходе этих игр ребенок показывает их по названию, обращается с просьбой дать им определенную фигуру, опознает фигуры на ощупь, называя их, и пр.
ИГРЫ НА ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОТНОШЕНИЯМИ ПО ВЕЛИЧИНЕ
Чтобы привлечь внимание ребенка к величине предмета, сразу вводят сравнение по этому признаку. Проводят игры, требующие выбора объектов по величине в соответствии с образцом. Сначала выбор проводят на специально подобранных одинаковых предметах, например, на матрешках, шарах одного цвета, машинах, куклах и т. д. Главное условие выбора - наличие предметов, в которых величина является единственным различительным признаком. Затем используют элементы строительных наборов. Ребенок выполняет задание : выбрать, к примеру, из 3-4 одинаковых по цвету брусков тот, который равен по величине (длине) бруску-образцу. Упражнения такого рода развивают ориентировку на этот признак и вырабатывают точность восприятия протяженности как одной из величин. Выбор всегда проверяется путем практического примеривания бруска-образца к тому, который выбран ребенком из ряда. Ребенок прикладывает бруски друг к другу, накладывает, т. е. овладевает практическими способами сравнения предметов.
В ходе ознакомительных игр внимание малыша привлекается не только к длине, но и к объему, толщине, высоте. Во всех случаях обязательна практическая проверка правильности выбора. Игры на различение, сравнение предметов по величине проводятся и на плоскостном материале (лучше контурном). Рекомендуются игры на выбор по образцу, а также простейшие группировки.
Сравнивая предметы, элементы строительных наборов, плоскостные изображения, ребенок знакомится одновременно и с необходимым речевым материалом. Он закрепляет названия фигур, входящих в состав строительных материалов, а овладение способами сравнения, прежде всего практическими способами, дает возможность усвоения необходимых слов, отражающих отношения по величине: длиннее - короче, выше - ниже, больше - меньше.
ИГРЫ НА ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОСТРАНСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ
Формирование у детей с интеллектуальной недостаточностью представлений о расположении предметов в пространстве, об изменчивости пространственных отношений связано с работой по преодолению специфических нарушений их восприятия, с воспитанием у них прежде всего осознания своего собственного расположения в пространстве. Известно, что ребенок сначала "организует" все пространство вокруг себя. Поэтому полезно проводить специальные упражнения в преднамеренном перемещении ребенка в комнате, на лестнице, участке. Малыш учится обращать внимание на расположение предметов, перечислять предметы, которые находятся от них с "этой стороны (левой)" и с "другой стороны (правой)".
Одновременно необходимо знакомить с расположением двух и нескольких предметов относительно друг друга (по линии горизонта). С этой целью проводятся упражнения в непредметном конструировании. Эти упражнения обращают внимание ребенка на изменчивость, относительность расположения предметов в пространстве.
Ребенка следует учить манипулировать двумя предметами, изменяя их взаиморасположение вслед за действиями взрослого: шарик наверху, а кубик внизу; кубик наверху, шарик внизу; кубик с одной или с другой стороны от шарика и т. д. При этом он следит за действиями взрослого, замечает перемещение одного подвижного объекта относительно неподвижного (или обоих сразу) и воспроизводит их пространственное расположение сначала по непосредственному подражанию, а затем по простейшему образцу (когда перемещения осуществляются скрыто, за экраном).
На начальных этапах одним из основных методов обучения является подражание действиям взрослого. Ребенок видит каждый элемент строительного набора, который находится в руках взрослого, а также куда и как он устанавливается. Выбор необходимого элемента, способы деятельности даются в готовом виде, вслед за взрослым ребенок повторяет заданный порядок действий. Действия по подражанию являются наиболее доступным ребенку способом создания конструкций.
Конструирование по образцу основано на самостоятельных действиях малыша и на реализации тех представлений, которые формируются в результате направленного обследования, анализа образца под руководством взрослого. В начале обучения используются только несложные объемные образцы с видимыми составляющими элементами. Изучение образца под руководством взрослого проводится в определенной последовательности.
Анализ образца начинается с целостного восприятия объекта. Ребенок называет его, затем переходят к выделению основных опорных частей. Большое внимание уделяется выяснению того, какую роль в самом предмете играет определенная часть или деталь: зачем, скажем, дверь у гаража, крыша у дома? Почему в гараже нет окон, а в доме, где живут люди, они есть? Зачем опоры у ворот и моста? Для чего у кровати спинки? Все это необходимо для более осмысленной детской конструктивной деятельности. Выделение основных частей в конструкции-образце желательно производить в той последовательности, которая соответствует очередности исполнительских операций. Так, например, в кукольной кроватке или диванчике сразу выделяется место для сидения (лежания) - матрасик, затем спинка. Тут же уточняется представление малыша о значении каждой части. Их спрашивают, зачем нужна спинка, можно ли сидеть на ней. Вместе с ребенком взрослый делает вывод, что лежать можно только на матрасе, а на спинку - только опираться.
После определения главных частей переходят к деталям. Обращая внимание на различные детали предметов, прежде всего выделяют те, которые имеют функциональное значение (например, окна и двери у дома, стрела у подъемного крана). Во время рассматривания деталей взрослый постоянно подчеркивает их значение в предмете. Выделение этих важных для предмета деталей лучше делать не формально, а эмоционально, заинтересованно.
Следующим этапом обследования предмета (образца) является определение формы каждого элемента и подбор нужных, соответствующих этим элементам строительных деталей.
Для дошкольников с интеллектуальной недостаточностью выделение формы является чрезвычайно затрудненным. Поэтому взрослый активно использует вспомогательные движения: обведение каждой выделяемой части предмета или конструкции по контуру (обводит сам, потом предоставляет возможность сделать это ребенку). Это в значительной степени облегчает как само выделение частей, так и определение их формы, а также выбор нужных строительных деталей.
После подбора необходимых строительных деталей взрослый привлекает внимание ребенка к последовательности выполнения. Надо объяснить, с чего обычно начинают процесс стройки - с самых нижних, несущих элементов: это диктуется логикой реального возведения любого сооружения. Только после этого малыш приступает к работе.
Конструирование по графическому образцу. Сначала ребенку следует давать несложные образцы, не содержащие дробных деталей (два вида ворот, два дома, два магазина и т. д.)
Эти задания совершенствуют умения ребенка анализировать образец; сравнивать объекты разных конструкций, имеющих одно функциональное значение; замечать различия и передавать их при создании конструкций. Чтобы ребенок мог подобрать строительные детали, соответствующие частям графического образца, проводятся специальные упражнения на узнавание объемных фигур в изображении, подбор фигур к изображению и т. д. Целесообразно вводить два вида плоскостных образцов: в первом отражаются предмет и входящие в него элементы в двух измерениях (т. е. имеется только их фронтальная поверхность - вид спереди, во втором отражается глубина пространства (т. е. имеется третье измерение). При подготовке к конструированию из строительных материалов ребенок называет каждую часть образца ("Это опора, стена, крыша и т. д. ", выделяет составляющие ее элементы ("Из чего построили опору, стену, крышу?", определяет количество элементов, из которых состоит часть объекта ("Опора состоит из трех частей, ее построили из трех кубиков", "Стена построена из трех брусков", "Для строительства стены взяли три бруска", "Стену надо построить из трех брусков" и пр., отбирает нужное количество строительного материала, после чего переходит к практическому конструированию. Если малыш недостаточно подготовлен и не может выбирать нужные детали из разнообразных фигур, то лучше дать материал без лишних элементов, чтобы он только разложили его на две группы для выполнения двух конструкций.
Конструирование по представлению. Этот вид конструирования используется как для обучения, так и для контроля за усвоением материала. Ребенку предлагаются знакомые темы, но с использованием новых строительных материалов. Вводятся также элементы условий. Конструирование по представлению проводится без образцов, показа, объяснения и прочих видов помощи со стороны взрослого. Основные усилия взрослый направляет на обучение анализу готовой продукции - это своеобразная работа над ошибками, совместный поиск адекватных способов деятельности. В процессе конструирования по представлению создаются условия для формирования у ребенка предварительного планирования этапов выполнения, а также умения объяснить содержание выполненных операций.
Опыт обучения детей с интеллектуальной недостаточностью конструированию показывает, что они оказываются способны при особой организации педагогических воздействий овладеть начальными действиями со всеми видами моделей.
Материал подготовила учитель-дефектолог Зинченко А. А.