надежда лутай
Консультация для родителей «Как научить ребенка размышлять и анализировать?»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка любознательным, активным, успешным в различных видах деятельности, но не все взрослые верят, что могут помочь своим детям в этом развитии. На самом деле именно семье под силу создать условия, способствующие совершенствованию мыслительной деятельности ребенка.
Приведем несколько фраз, постоянное использование которых родителями в конечном итоге положительно скажется на познавательной активности ребенка.
1. Ошибка – это тоже шаг вперед!
Публикация «Консультация для родителей „Как научить ребенка размышлять и анализировать?“» размещена в разделах
Все мы в большинстве своем боимся ошибаться, потому что предугадываем критику, наказания, угрызения совести. Дети не являются исключением, наоборот, они особенно нуждаются в одобрении значимых взрослых, ведь каждый промах и вызванная ими негативная реакция со стороны взрослых больно ранят ребенка. Несколько таких «ран» – и ваш малыш может потерять уверенность в собственных силах. Потом на занятиях в школе он будет стараться выбирать по возможности самое простое задание, а необходимость высказать при других свои рассуждения станет для него настоящим испытанием. Поэтому крайне важно сформировать правильное отношение к собственным ошибкам как к естественному явлению. Но и забывать об их своевременном исправлении тоже не стоит.
2. Как сделать это по-другому?
Вариативность решения задачи – один из важных показателей развития умственных способностей. Этот вопрос уместен и в житейских ситуациях, и, конечно, в решении задач разной сложности – даже при условии, что этого не требуется исходя из условия задачи.
Этот прием позволяет развивать гибкость ума. Будьте готовы к нестандартным решениям: они только приветствуются.
3. А ты как думаешь?
Уже одно умение грамотно выразить свое мнение много может сказать о мыслительных возможностях ребенка, так как требует тонкого анализа ситуации вкупе с формированием собственной позиции. Оно не появится одномоментно, однако к нему можно прийти, побуждая детей самостоятельно высказываться. Этот прием можно использовать при любом удобном случае, например, когда герой мультфильма становится перед выбором, или когда в беседе кто-то затрудняется с ответом.
4. Обоснуй.
Мало уметь формулировать свою позицию – нужно быть готовым ее обосновывать и отстаивать: приводить доводы, доказательства, примеры. Это умение тоже нуждается в практике.
5. Давай вместе!
Многие задания (и учебные, и жизненные, с которыми сталкивается ребенок, оказываются ему не под силу. Особенно ярко это проявляется в первое десятилетие жизни, но и в дальнейшем помощь взрослого иногда крайне необходима. Она должна рассматриваться не как снисхождение со стороны старшего и опытного по отношению к младшему и неразумному, а как возможность провести время совместно и с пользой. Так вы обеспечиваете зону ближайшего развития ребенка.
6. Порешаем?
Еще со времен Сократа известно, что лучшее средство развития мышления – решение задач. И это необязательно однообразные текстовые задачи из школьного учебника. Это могут быть головоломки, логические игры, шарады, квесты, ребусы. Сейчас достаточно большой выбор развивающей литературы и пособий. Однако здесь важно соблюдать меру: чрезмерная интеллектуальная нагрузка может привести к снижению познавательного интереса. 7. Ты молодец!
Привыкайте хвалить ребенка не только за положительный результат, но и за саму попытку действия, пусть даже неудачную. Она тоже требовала значительных усилий, поэтому своевременное одобрение станет стимулом к дальнейшему развитию. Не стоит перехваливать ребенка, но, если вы видите, что ваш ребенок вкладывает душу в то, что делает, пусть даже не добиваясь пока успеха, не следует оставлять это без внимания.
И еще родителям на заметку : большую роль в развитии способностей играет окружение ребенка, его семья. Это научно доказанный факт. Зачастую именно поэтому мы видим целые династии музыкантов, врачей или ученых. В их семьях создавались особая атмосфера, особый образ жизни, влияющие в первую очередь на мотивацию познавательной активности ребенка, а через нее – на развитие соответствующих способностей.