Юлия Баландина
Как научить ребенка понимать и использовать предлоги?
▼ Скачать + Заказать документы
Давайте разберемся, что должно быть сформировано у ребенка для эффективного изучения предлогов и как именно с ним их надо изучать, если есть необходимость.
Обратите внимание: умение слышать, понимать предлоги как отношения между предметами и умение проговаривать предлоги, использовать их в речи – 2 разных навыка!
Публикация «Как научить ребенка понимать и использовать предлоги?» размещена в разделах
- Предлоги. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Но, как правило, у детей без выраженных особенностей развития можно проводить работу параллельно: учить проговаривать предлог в речи и понимать его значение.
Если есть желание выяснить, готов ли именно ваш ребенок к изучению предлогов, проконсультируйтесь у логопеда.
Если такой возможности нет, обратите внимание на следующие признаки: хорошо ли ребенок различает звуки речи на слух – сможет ли он выделить предлог из речевого потока, услышать его? Сформирована ли у него уже определенная грамматическая база : использует ли он падежные окончания? И как правило, к этому моменту уже сформирована категория числа существительных.
Сформированы ли у него начальные пространственные представления? Понимание значения простых предлогов – это понимание пространственных отношений. Если ребенок не понимает «вверху», «внизу» «впереди», «сзади» и т. д., то и использовать предлоги в речи ребенок не сможет.
Предлоги обычно делят на следующие категории:
Простые: в, на, под, над, из, около, к, от, перед, за (со значением местоположения) и т. д.
Сложные: из-за, из-под, предлоги из списка простых в других значениях.
В дошкольном возрасте работу начинают с простых предлогов, потом переходят к сложным.
Сначала изучается 1 предлог, в одном значении! Не берите сразу много, не старайтесь показать сразу все пространственные отношения. Тренируйте понимание и использование 1 предлога, потом другого, затем проводите дифференциацию.
Детям до 3 лет НЕЛЬЗЯ давать изучение предлогов на плоскостном изображении. Изучайте предлоги в пространстве дома и квартиры, играйте.
Например:
Предлоги В – ИЗ.
Игра «Складываем горошинки в стаканы»
Складываем шарики, использовать предлог В (стакан) проговаривать полной фразой «Я кладу горошинку в стакан». В т. ч. класть по инструкции «Положи горошинку в стакан».
На вопрос «Где горошинка?» смотрим и называем: «Горошинка в стакане» и т. д.
«Собираем горошинки в стучок», используем предлог ИЗ. Проговариваем полным ответом («Я достаю горошинку ИЗ стакана»).
Игры по аналогии: можно раскладывать мелкие игрушки, геометрические фигуры.
Детям до 5 лет нежелательно давать изучение предлогов на плоскостном изображении. Это значит, что допустимо в возрасте с 3 до 5 лет изучать предлоги по различным картинкам, но лучше изучать предлоги непосредственно в пространстве, которое окружает ребенка.
Детям после 5 лет необходимо давать изучение предлогов на плоскостном изображении.
И, очень важно – чтобы грамматическая категория, в данном случае предлог, появилась в речи, необходимо достаточное количество повторений. В классической литературе пишут обычно о 60 повторах одной формы: т. е. вам, играя или занимаясь с ребенком, надо создать ситуацию, в которой он сможет повторить 1 предлог около 60 раз. Конечно, кто-то запоминает и быстрее – но ориентироваться надо все таки на большое количество повторений.
Надеюсь, рекомендации помогут Вам и Вашим детям!