Ольга Ничпальская
Консультация для родителей «Как научить ребенка читать»
«Как научить ребенка читать?»
Каждый родитель знает, что перед школой все дети должны уметь читать. Но как правильно научить ребенка читать? Многие родители с огромным желанием и азартом берутся за столь непростую задачу. Торопятся познакомить ребенка с буквами и при этом зачастую допускают ошибки, которые, в дальнейшем мешают дошкольнику правильно читать и писать. Какие же трудности возникают на пути дошкольника при овладении грамотой? Как выбрать букварь, который лучше всего подойдет для обучения чтению? Ведь на сегодняшний день существует огромный выбор букварей, но, к сожалению не все они подходят для обучения чтению. И как родителям научить ребенка читать и писать, избегая методических ошибок?
Публикация «Консультация для родителей „Как научить ребенка читать“» размещена в разделах
Давайте разберем основные направления этой работы.
Первое на что стоит обратить внимание это на развитие звукового анализа и синтеза слов (фонематическое восприятие). До того как вы приступите к обучению чтения вашего ребенка, нужно научить его выделять и различать звуки нашей речи. Хорошо развитый фонематический слух это основа, на которой в дальнейшем будет строиться грамотное письмо и чтение. А вот недоразвитие фонематического слуха приводит к стойким ошибкам на письме и при чтении.
Что же такое фонематический слух?
Это:
• Умение находить место звука в слове (начало, середина, конец).
• Знать и различать понятия «звук» и «буква», «слог» и «звук», «слог» и «слово», «гласный звук» — «согласный звук», «твердый согласный» — «мягкий согласный», «звонкий согласный» — «глухой согласный».
• Уметь делить слово на слоги.
Работу по ознакомлению ребенка со звуками нашей речи, следует начать с гласных звуков. Тренируйте его в выделении изучаемого звука сначала из ряда других звуков, затем из ряда слогов, а затем из слова, нахождении положения заданного звука в слове, в выделении признаков этого звука (гласный/согласный). Когда ребенок освоит достаточное количество звуков и букв, нужно познакомить его уже и с такими признаками, как звонкость-глухость, твердость-мягкость согласных.
Чтобы научить ребенка слышать и правильно называть звуки, закрепляйте эти знания в игровых упражнениях. Вот некоторые из них:
Игра «Охотники»
Хлопни, когда услышишь звук [а]. Взрослый произносит ряд звуков, ребенок на каждый услышанный им звук [а] хлопает в ладоши.
Игра «Картинки перепутались»
Отбери картинки, в названиях которых звук [а] находится в начале слова (в конце слова, в середине слова).
Игра «Гласный или согласный».
Взрослый называет знакомые ребенку звуки нашей речи. Ребенок поднимает карточку красного цвета, если услышит гласный звук, карточку синего цвета, если звук согласный.
Игра «Наоборот».
Взрослый называет твердый звук, ребенок должен назвать его мягкий аналог.
Игра «Слоговое лото».
Ребенок раскладывает картинки в разные домики (одноэтажный, двух-, трех- или четырехэтажный) в зависимости от того, сколько слогов содержит слово (1, 2, 3, 4);
Знакомство с буквами и чтение.
Знакомя ребенка со звуками, мы сразу же изучаем и букву, обозначающую этот звук. Сначала это простые гласные А, О, У, Ы, Э (так называемые гласные переднего ряда). Затем согласные, которые звучат протяжно, например М, Н, Х, С, В, З, Л. И сразу же учим ребенка сливать 2 звука в слог.
Но не все родители и даже педагоги владеют методикой обучения чтению дошкольников. Какие ошибки при обучении чтению часто допускают родители?
Ошибкой будет называть букву не звуковым аналогом, а так, как ее называют в алфавите: [бэ], [вэ], [ша] и т. п. Иногда я встречаю в своей логопедической практике такие случаи, когда родители, торопясь знакомить ребенка с буквами, не обращали внимание на то, что ребенок называет букву подобным образом, например: [ши], [лы], [ты]. В чем опасность? Почти всегда такое название буквы приводит к нарушениям звукового анализа на письме. Ребенок начинает читать и писать слово, подставляя не существующие в нем звуки (а на письме – буквы).
Например, он будет читать вместо «МАМА» — «МЭАМЭА», вместо «ВОЛК» будет писать «ВЭОЛК» и т. п. Ведь для него буква М обозначает два звука [м] [э], буква Л – это для него [л] [э], ведь он привык называть эту букву [лэ]! И исправлять такие ошибки у читающих дошкольников и школьников гораздо сложнее, чем предотвратить в процессе обучения чтению и сразу правильно учить ребенка читать.
Поэтому первое правило при обучении чтению: знакомя ребенка с БУКВОЙ, называйте так, как произносится ЗВУК: Б – [б], а не [бэ] Р — [р]; а не [эр]; Ш — [ш], а не [ша] и т. д. Ошибочно учить читать сначала буквы в слове отдельно, а потом уже повторять это слово по слогам или целиком. Такая привычка вредит навыкам чтения и очень помешает в школе.
Второе правило: чтобы научить ребенка читать правильно, необходимо сразу учить читать слоги СЛИТНО, как только ребенок запомнил несколько гласных букв, а не побуквенно. Например: из гласных [а], [у] сразу сложить слоги АУ, УА. Ни в коем случае не допускать чтения сначала по буквам: [а], [у], а затем повторять уже слог [ау]. Первую гласную можно тянуть, пока внимание ребенка обращено на следующую букву – таким образом, слог не обрывается, а читается слитно [аааааауууууу]. Так же происходит и согласными: из букв А, М — [ам], [ма]. И так далее. Данная ошибка при обучении чтению легко укореняется, а вот избавиться от нее ребенку без помощи логопеда бывает довольно трудно — авторитетно могу заявить, опираясь на собственную логопедическую практику.
И третье. Внимательно выбирайте Букварь. Не все буквари одинаково хорошо служат цели обучения грамоте. Один букварь будет хорошим подспорьем, а другой — снизит мотивацию и внесет путаницу в процесс чтения. Поверхностный выбор букваря будет серьезной ошибкой при обучении чтению.
Как выбрать букварь:
Букварь должен быть составлен грамотным педагогом (желательно – логопедом, буквы не должны быть представлены в алфавитном порядке (для обучения чтению необходим особенный порядок знакомства с буквами, начинается знакомство обычно с простых гласных, таких как А, О, У, Ы, Э и согласных, например М, Н, Х, В, Л)
В Букваре чтение слогов должно начинаться уже после знакомства с несколькими гласными буквами, а по мере знакомства с согласными – сразу же подключаться чтение слов.
Чтобы научить ребенка читать правильно, чтение в букваре должно быть слитным послоговым (без повторения каждого звука в отдельности). При выборе букваря не спешите, полистайте его и внимательно рассмотрите подачу материала.
Когда выбираете букварь, следите, чтобы в нем было достаточно материала для чтения по каждой букве (много слов и предложений, с середины букваря должны добавляться и короткие рассказы, а так же картинки, иллюстрирующие предложения. Занимаясь по такому букварю, взрослым будет легче обращать внимание ребенка на смысл прочитанных слов и предложений. А понимание смысловой составляющей очень важный аспект при обучении чтению!
Учитывайте эти советы при обучении чтению дошкольника, с самого начала учите ребенка читать правильно и избежите многих проблем и ошибок, которые школе могут превратиться в стойкие и помешать учебе в 1 классе.