Департамент труда и социальной защиты
Как настроить коляску для ребенка с инвалидностью, чтобы ему было удобно
▼ Скачать + Заказать документы
Как настроить коляску для ребенка с инвалидностью, чтобы ему было удобно
2243370-11
У родителей и специалистов, работающих с маломобильными детьми, очень часто возникают вопросы: удобно ли сейчас сидит ребенок, как понять, что ребенку неудобно? О том, почему поза ребенка в коляске так важна и как подобрать оптимальную, рассказывают специалисты Центра «Дом детей».
Публикация «Как настроить коляску для ребенка с инвалидностью, чтобы ему было удобно» размещена в разделах
«От того, как сидит ребенок, зависит то, как он будет есть, заниматься, взаимодействовать с окружающим миром. Любая поза должна соответствовать требованиям: безопасность, стабильность, комфорт. Ориентируясь на них, мы всегда сможем правильно позиционировать ребенка», – рассказывает Кристина Зорина, инструктор по адаптивной физической культуре.
Самая объемная и сложная поза – сидя в коляске. Для правильного позиционирования в этом случае решаются две главные задачи: необходимо правильно настроить коляску и правильно в нее посадить.
Как правильно настроить
• Высота спинки коляски должна соответствовать росту. Необходимо измерить длину от плоскости сиденья до верхней точки головы.
• Длина сиденья должна быть на 2–3 сантиметра меньше длины бедра. Необходимо измерить длину по задней или боковой поверхности бедра от максимально выступающей точки ягодиц в позе сидя до подколенной ямки.
• Ширина сиденья должна соответствовать ширине таза плюс несколько сантиметров для одежды, если коляска уличная. Если коляска комнатная или ребенок в легкой одежде, то боковые фиксаторы должны плотно удерживать таз.
• Высота подножки соответствует длине голени. Стопы должны стоять на подножке, касаясь ее всей поверхностью, и упираться в нее. Необходимо расстояние от подколенного угла до опоры, стопа должна стоять на полу или на другой опоре.
• Боковые поддержки опущены на 3–4 сантиметра от подмышечных впадин. Ребенок не должен на них висеть, они должны плотно держать туловище и не давать заваливаться в стороны.
• Тазовый или бедренный ремень должен плотно прилегать к телу. Он должен крепко удерживать, чтобы фиксировать тазовую часть тела, помогая сохранять правильную позу.
Как понять, что ребенок сидит в коляске неправильно
Тремор, гиперемия (покраснение) лица, пот, усиление спастики – это сигналы, которые сообщают о том, что ребенку неудобно, некомфортно. Чаще всего так происходит, когда поза его нестабильна и кажется ему небезопасной.
Спина и таз должны плотно прилегать к спинке коляски. Как это проверить: достаточно просунуть руку между пояснично-крестцовой зоной и спинкой коляски. Если рука проходит легко, значит ребенок сидит неправильно. Нужно подтянуть таз вплотную к спинке коляски и зафиксировать тазовым ремнем, который плотно прилегает к телу и не дает возможности из-под него выскользнуть. Если ребенок сидит плотно, то ладонь не пройдет. Нужно проверить, не давят ли боковые поддержки или грудной ремень-фиксатор.
«Важным моментом является угол наклона коляски, и для каждого вида деятельности он разный (не путать с углом наклона спинки). Для обучения и приема пищи выбирают строго вертикальное положение, но такое положение более энергозатратно, поэтому могут проявиться вышеперечисленные сигналы. Поэтому важно не забывать дать ребенку отдохнуть и изменить угол наклона коляски на больший», – уточняет Кристина Зорина.
Для подбора правильной позы сидя необходимо учитывать ключевые моменты. Основой устойчивой позы сидя является правильное распределение веса между тремя точками – тазом, бедром и стопой, на которые приходится вес тела. Для этого необходимо подобрать правильные параметры коляски, чтобы обеспечить устойчивость и стабильность в этом положении.
Используя дополнительные приспособления и аксессуары для коляски, нужно помнить, что они должны помогать ребенку удерживать позу, а не полностью заменять его активность, только так можно расширить его двигательные возможности.
Это основные принципы позиционирования в коляске, но важно помнить, что одинаковых детей не бывает и необходимо учитывать потребности ребенка индивидуально.