Департамент труда и социальной защиты
Как наладить контакт с приемным ребенком через обычные игры
▼ Скачать + Заказать документы
2243370-11
Приемному ребенку важно научиться говорить слово «мы» по отношению к своим приемным родителям, почувствовать свою сопричастность к новой семье. Совместная игра формирует у него чувство принадлежности семье. Игра с ребенком – один из главных способов установить и поддерживать такой контакт. Через эмоциональное общение с родителем в игре ребенок обретает психологическую стабильность. Понимает, что он значим для родителей, учится контактировать, проигрывая ролевые сюжеты.
Публикация «Как наладить контакт с приемным ребенком через обычные игры» размещена в разделах
Часто приемные дети приходят в семью с диагнозом «задержка психоречевого развития» или «задержка психического развития». Его причинами становятся перенесенные ребенком психологические травмы, скудный жизненный опыт малыша, в том числе игровой.
«Дети, жившие в неблагополучных семьях, часто не имели разнообразных игрушек, соответствующих возрасту и потребностям в развитии. Не говоря уже о том, что кровные родители не играли с ними», – говорит психолог центра имени Ю. В. Никулина Александра Воробьева.
Диагностика уровня развития детей показывает отставание в формировании их познавательной сферы и игровых навыков. Через направленную игру со взрослым у ребенка развиваются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, умение общаться, следовать правилам и многие другие.
Зачем родителям играть с ребенком
Игра – это естественный процесс для ребенка дошкольного возраста. Когда в приемную семью приходит дошкольник, будущие родители понимают, что основное время приемного ребенка будет занято игрой. Играть он будет в детском саду, школе, на площадке во дворе, с друзьями и один.
Когда контакт с семьей уже установлен – ребенок нуждается в различных способах общения. Он активно тянется к совместной деятельности со взрослым, через которую познает свою важность и значимость для родителей, их готовность уделять ему внимание. Видит, что интерес взрослого адресован ему лично.
«Практика работы с детьми показывает, что дети стремятся к игре со взрослыми, испытывают положительные эмоции во время игры с ними. Игра с родителями – одна из важных потребностей ребенка», – рассказывает Александра Воробьева.
Игра с ребенком может быть способом приятно и весело провести время, научить его чему-либо интересному и полезному, помочь общаться с другими людьми. Или просто побыть рядом и почувствовать его настроение. Главное в этом – установление эмоциональной связи с ребенком, которая в дальнейшем может перерасти в привязанность.
Как пригласить ребенка поиграть
Получая от взрослого игрушку, ребенок хочет узнать, какая она: что «умеет сама», что с ней «можно сделать», каких правил игры нужно придерживаться. На этом этапе ребенку важен эмоциональный заряд взрослого, его объяснения.
Во время игры поддерживайте ребенка, формируйте ситуацию успеха, стимулируйте его фантазию. Через некоторое время вы увидите, как ваш ребенок сможет играть со сверстниками и объяснять им правила новых игр, в которые вы играли с ним ранее. В это время игры с родителем отойдут на второй план, но еще не раз он будет просить вас поиграть с ним.
Во что играть с ребенком
Игрушка – это «посредник» в отношениях взрослого и ребенка. Выбирайте игры, которые будут интересны не только ребенку, но и вам.
Сенсорные игры. Они стимулируют и подкрепляют чувственный опыт – зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Это всем знакомое пускание мыльных пузырей, рисование пальчиковыми красками, игры в песочнице с мокрым и сухим песком, игры с водой, прослушивание мелодий, шума моря и леса и другие. Эта категория игр позволяет насытить все каналы восприятия ребенка.
Продуктивные игры. Сюда относятся: мозаика, конструктор, лепка, аппликация, рисование, оригами, мыловарение. Как правило, эти игры доставляют удовольствие и ребенку, и родителям. Здесь важен не столько результат, сколько сам процесс: не обязательно действовать по инструкции, предложенной производителем. Подключайте собственную фантазию (на первых порах родитель может ненавязчиво предлагать ребенку варианты, если сам он затрудняется) и обязательно поощряйте инициативу ребенка!
Дидактические игры. Они развивают у ребенка определенные знания, умения и навыки, они требуют поиска правильного ответа и верного решения. В эту группу входят настольные игры, головоломки, лабиринты, авторские обучающие задания, игры-тренажеры (в том числе и компьютерные) и пр.
Используя их в совместной игре, родители должны стараться выполнить следующие условия:
Подбирать игры по возможностям своего ребенка. Не стоит бежать впереди паровоза или ориентироваться на детей друзей или родственников. Лучше сначала поиграть во что-то легкое, а затем ставить задачи посложнее.
Важно стараться создавать ситуацию успеха у ребенка, подчеркивать его достижения. И говорить ему о том, как им нравится играть вместе с ним, показывать это.
Не навязывать игры ребенку, если по какой-то причине в данный момент он не хочет в них играть. Лучше вернуться к ним позже.
Предоставлять инициативу в выборе игры самому ребенку и постепенно добавлять игры, которые считают полезными.
Игры с правилами. Это настольные, соревновательные, спортивные игры, с картами и фишками. Они помогают ребенку освоить опыт социальных границ. Подобные игры предполагают запланированный результат, достижение которого требует выполнение определенных условий: «если. то.». Они учат действовать по усвоенному алгоритму. Такие игры способствуют освоению и пониманию правил, позволяют пережить момент соревнования, успеха и неудачи.
Сюжетная игра. Машинки, дочки-матери, театр, игры в профессии позволяют ребенку проигрывать различные социальные роли. В таких играх не только специалист, но и чуткий родитель может проследить сюжет, который проигрывает ребенок, обратить внимание на трудности и проконсультироваться у специалиста. Как правило, сюжет игры отражает детский опыт. В игре ребенок может выразить тот негатив, который у него накопился.
«Важно, чтобы ребенок, играя, чувствовал себя в ситуации безопасности. Нет хороших и плохих сюжетов, все они важны. Но если какие-то сюжеты вызывают тревогу у родителей, они всегда могут обратиться к детскому психологу», – убеждена специалист.
Компьютерные игры. Они привлекают внимание детей своей красочностью и интерактивностью. И имеют свои плюсы: развитие восприятия, внимания, мышления, умения планировать. Компьютерные игры нанесут вред ребенку, если в них будет обилие агрессивной тематики (оружие, убийства). Еще один минус компьютерной игры в том, что она вытесняет игру традиционную, в том числе и коллективную игру со сверстниками, столь необходимую для психического развития ребенка.
Дарите детям радость – играйте с детьми!