Анна Матушевская
Как малышу помочь заговорить? Консультация для родителей
▼ Скачать +Заказ
Как помочь малышу заговорить?
Очень часто ко мне обращаются родители приблизительно с такой проблемой: мой ребенок молчит, может произнести только гласные звуки: А-А-А - ляля плачет, У-У-У – волк воет, Ы-Ы-Ы – мишка сердится, или использует в своей речи только так называемые аморфные слова-корни: «КА» - каша, коза, «ВА» - вода, вата; в речи присутствуют слова типа МАМА, ПАПА, ПОКА, ДАЙ. Вместо слов использует звукоподражания «МЯУ» - киса, БИ-БИ – машинка, МЕ-МЕ – коза, барашек. Эти аморфные слова могут выступать у ребенка в роли предложений, или бывают случаи объединения в одно предложение 2-3 таких «слов» : «МА ДАЙ ПИ» - мама, дай пить!
Публикация «Как малышу помочь заговорить? Консультация для родителей» размещена в разделах
На данном этапе речевого развития перед логопедом стоит следующая задача: научить ребенка произносить непроизвольные согласные звуки в игровой ситуации, произносить их вместе с гласными звуками, а затем объединять слоги в слова.
На своих занятиях я использую всевозможные известные методические приемы, в том числе и методику игровой логопедии Татьяны Грузиновой. Но… Не все так просто! Каждый ребенок индивидуален! Во время занятия необходимо создать ТАКУЮ игровую ситуацию, которая однозначно положительно настроит малыша на совместную работу. Игры и упражнения должны быть направлены на вызов и закрепление в основном согласных звуков. Хочу особо подчеркнуть, что на данном этапе речевого развития качество произносимого звука значения не имеет, успехом считается уже то, что он присутствует, и ребенок вообще способен его воспроизвести.
На этапе вызывания согласного звука и произнесения его в слогах вместе с гласными такая игра должна начинаться на сенсорном уровне (разноцветные кубики, пирамидки, звучащие - шумящие игрушки, «задувание» свечей, игры с пластилином, так как большинство неречевых детей интересуют сенсорные вещи и игровые навыки у них не на высоком уровне.
Игра обязательно должна включать взаимодействие. Взрослый предлагает множество идей на вызывание и произнесение непроизвольных согласных звуков в игровой ситуации, используя ассоциацию на движение предмета с жестом для возможности их произвольного воспроизведения ребенком.
Не забываем при этом учитывать важный принцип: игра должна сочетаться со звуком и ЖЕСТОМ. Жест может быть похож:
- на произнесение звука;
- на способ образования;
- на игру.
Например, звук С протяжный и соответственно игра должна быть такая же. Это может быть песочек или манка, которые взрослый демонстративно высыпает сверху вниз (ЖЕСТ, или тонкая струйка воды или «вытягивание веревочки».
А звук П наоборот взрывной, резкий и игра должна быть такая, когда что-то вылетает (винная пробка, игрушки-стрелялки)+жест «клювик».
Тренируем сразу с несколькими гласными: ППП-А, ППП- О, ППП-У, ППП-Ы…
Звук Ф - подуть на руку, пенопласт, конфетти, вылить воду из груши, задувание свечки+ жест «вытянутая с конфетти» рука.
Звук Х - игра «Весёлый Петрушка» : на руку надеваем Петрушку (игрушку -бибабо, жест: рука, согнутая в локте, смотрит вверх, ладонь сжать в кулак, действуем рукой вверх – вниз, показываем Петрушку.
Звук К - игра «Построй забор», нам нужен конструктор разного цвета. Соединяем конструктор горизонтально, строим забор, жест: руки сжать в кулак и развести в стороны, на звук соединить кулаки. На каждый цвет конструктора, своя песенка: КА- КА - КА; КО - КО - КО; КУ - КУ – КУ.
Звук Т-игра «Забьём гвозди». Слепите из пластилина гвозди (можно разного цвета, разместите их на доске для лепки. Жест: удары ребром ладони или кулаком по поверхности (как будто забиваем гвозди, проговаривая: ТУ-ТУ-ТУ, кулаком – ТА-ТА-ТА.
Звук М - игра «Ласковая игрушка». Жест: погладить мягкой игрушкой (потом игрушку можно заменить на свою ладошку) по щеке: МА-МА-МА. Можно менять игрушки и песенки.
Звук Н - игра «На, мяч». Жест: ладошки вытянуть перед собой, как будто «даём предмет» - НА; ладошкой машем перед собой – НЕ. Даём ребё нку мяч: НА-НА-НА мяч (мяч можно катать). Ладошкой машем перед собой отказываясь от мяча – НЕ-НЕ-НЕ.
Звук В - игра «Заведём машину», для игры нужна машинка, мост.
Жест: Указательным пальцем правой руки приподнимать нижнюю губу к верхним зубам до образования смычки. (Можно губы вытянуть «хоботком») : - Будем катать машину с моста. Заведём машину ВУ-ВУ-ВУ.
Звук Б - игра «Камушки в банке», нужна железная банка, камушки разного цвета. Жест: слегка ударить кулаком по щеке. Бросаем камушки в банку, на каждый бросок проговариваем звук. Песенка меняется на каждый цвет камней. Например, синие камни – БУ-БУ-БУ; белые – БА-БА-БА и т. д.
Звук З - игра «Пчела летит», нужна вертушка – пчела на палочке.
Жест: Все пальцы кроме указательного прижать к ладони. Вращаем указательным пальцем по часовой стрелке. Пчела летит песня звучит – З-З-З, пчела села (на части тела) и замолчала.
Звук Г - игра «Гусь гогочет», используем силиконовую прихватку (можно взять рукавицу). Жест: сюжетная проба «Гусь». «Гусь гогочет» (клюв открывает) – ГА-ГА-ГА, клюв закрыт гусь молчит. Песенку можно менять по заданию взрослого
Звук Д - игра «Строим дом», берем кубики разного цвета. Жест: ставим кулак на кулак в высоту, как будто строим дом. Будем строить зелёный дом, ставить кубик на кубик, проговаривая –ДА-ДА-ДА. Жёлтый дом – ДО-ДО-ДО. Синий дом ДУ-ДУ-ДУ.
Звук Ш - игра «Шар летит». Надуйте воздушный шарик. Отпустите его. Шар летит, песенка звучит Ш-Ш-Ш. Жест: положение руки, как будто в ней держат шар, постепенно поднимая её вверх.
На следующем этапе работы игра уйдёт, а жест останется. С помощью жестов можно собирать слова.
Один звук - один жест- одна игра. Зачем нам эти жесты? Жест выполняет функцию подсказки. При вызывании любого звука мы опираемся на работу нескольких анализаторов: зрительного (ВИЖУ, слухового (СЛЫШУ ЗВУК, кинестетического (РАСКРЫТЬ ЛАДОНЬ, сделать КЛЮВИК пальцами, тактильного (КОЖНЫЕ ПРИКОСНОВЕНИЯ).
Взрослый создает у ребенка ассоциацию на движение звучащей игрушки или другого предмета (например, музыкального инструмента) с конкретным жестом. Когда в процессе игры возникает звук, он сопровождается этим жестом; так происходит, пока ребенок не запомнит его и не сможет повторить по указанию взрослого. Движение предмета и жест должны соотноситься только с одним согласным. По мере развития навыка обучаем малыша тем согласным, которых в его «речи» нет. Формируем звуки путем выдувания воздушного потока и создания естественных преград в виде речевых органов ребенка. Полученные согласные закрепляются в игре также через устойчивые ассоциации с жестом и движением игрушки.
Как выбирают опоры (ЖЕСТЫ) для обучения звукам?
Главное условие – опора должна быть хорошо знакома ребенку и привлекательна для него. По мере автоматизации навыка опора уменьшается, и малыш перестает в ней нуждаться. Опора может быть, как предметом, так и действием (жестом).
Когда основные согласные и гласные звуки сформированы, мы учимся завершать слово. Здесь малышу помогает ритмический рисунок слова, свойственный любому языку.
Повторюсь, начинаем с согласных звуков, так как именно они отвечают за смысл слова. И уже потом как из конструктора собираем слова. Играли в кубики – это у нас был звук К, запускали шарик - Ш. Выкладываем цепочку этих предметов или картинок. И в конце цепочки –картинка КА-ША! Играли в машинку- звук В, строили дом- звук Д. В конце цепочки –картинка ВО-ДА! (демонстрация визуального ряда и предметных картинок).
Сейчас я покажу вам несколько игр, которые помогают закрепить навык произнесения слов 1 слоговой структуры.
Игра «Путешествие друзей», «Курятник»
Цель: Произнесение слов 1СС с использованием визуально-ритмических рядов.
Мы знаем, что формирование рядов напрямую связано со слоговой структурой. Элементарная последовательность 1:1 показывает умение ребенка составлять и произносить слова первой слоговой структуры.
Если ребенок сможет без проблем выполнить заданную последовательность, значит, уровень его актуального развития позволит нам сделать вывод, что ребенок созрел для того, чтобы соединять элементарные слоги ( например: по-ка, Пе-тя) при условии, что данные слоги имеются изолированно в его речи, а также переключать внимание с одного слога на другой.
Малыш должен понимать, для чего он выполняет данное задание, поэтому обязательно озвучиваем игровую задачу: «Помоги собрать всех птиц в клетку» (ПЕТЯ-ЦЫПА, ПЕТЯ-ЦЫПА, «Посади всех животных в вагончики» (КОЗА-ЛИСА, КОЗА-ЛИСА).
Когда Ваш ребенок без труда выкладывает последовательность из предметных картинок 1:1, рекомендую закреплять произношение слов СС на визуально-ритмических рядах с последовательностью 2:1, 1:2 (показать примеры последовательностей п/к).
Игра «Подводная прогулка»
Цель: Произнесение слов 1СС
Для игры приготовьте подкрашенную синей краской воду в прозрачной емкости и предметные картинки слов 1типа СС по 2 шт. (коза, муха, пума, дыня, прозрачную баночку. Один экземпляр картинок кладем под дно прозрачной емкости с подкрашенной водой.
-Сейчас мы отправимся на дно синего моря. Поможет нам такой необычный стеклянный прозрачный кораблик (баночка, перевернутая дном вниз). Водим баночкой по дну емкости и рассматриваем картинки, которые в подкрашенной воде не видны.
-Кто тут спрятался? Покажи (используем для этого второй экземпляр картинок, назови (ЛИСА, ЖАБА, СОВА)
-Кого ты видишь?
Игра «Путешествуем по пустыне»
Цель: Произнесение слов 1 СС
Для этой игры подготовьте предметные картинки слов 1типа СС по 2 шт. (коза, муха, пума, дыня, Первый комплект картинок положите на плоское блюдо, сверху засыпьте их манной крупой. Кисточкой вместе с ребенком «откапывайте» картинку: -Давай угадаем, что (кто) спряталось здесь (в пустыне? Найди (покажи) кого ты нашел? Кто это? (сова, пума, вата).
Игра «Волшебные цветы»
Цель: Произнесение слов 1 СС
Для игры нам понадобятся вырезанные из бумаги ромашки, в центре каждой из них есть картинка (муха, кеды, пони, дыня, в дальнейшем можно добавить слова 2 и 3 СС). Вырезаем ромашки, берем таз с водой. Кладем ромашки на воду, предварительно загнув лепестки кверху. Берем трубочку для коктейля и дуем на волшебные цветочки. Цветок доплывает до другого края тазика, достаем цветок и называем картинку: ДЫ- НЯ, КЕ -ДЫ. Можно попробовать произносить фразу: Э-ТО ПО - НИ. Э -ТО ПУ-МА.
Учитесь радоваться вместе с ребенком. Поощряйте его, хвалите за любой, даже самый маленький шаг к победе. Терпеливо относитесь к неудачам и помните о том, что не нужно торопиться в таком непростом и многотрудном деле.