Таня Огородникова
Как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду
▼ Скачать +Заказ
Когда ребенок поступает в детский сад в возрасте 3-4 лет, в его жизни происходят изменения. Меняется режим дня, к которому он привык дома; нет рядом родных людей (мамы, папы, бабушки, дедушки); к его поведению предъявляют новые требования, появляется другой стиль общения; новое помещение, новые люди. Все это таит в себе много неизвестного, а значит и опасного (так думает малыш).
Публикация «Как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно и создают для него стрессовую ситуацию. Если ничего не предпринимать взрослым, не создавать специальной организации, ситуация может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и другие проявления в поведении ребенка).
Для того чтобы адаптация младшего дошкольника к условиям детского сада прошла успешно необходимо создать у него положительную установку, положительное впечатление о детском саде. Если это все будет выполнено, малыш будет посещать детский сад с желанием. А это зависит в первую очередь от воспитателей. От того на сколько умело они могут создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе.
Опыт педагогом показывает, что одним из важных моментов при создании благоприятной атмосферы в группе является проведение «Праздника Знакомства», который начинается в один из дней начала посещения сада, с самого утра. Детей и родителей встречают оба воспитателя и их помощник. Они знакомят детей и родителей с группой: показывают шкафчики, игрушки, кроватки и многое другое, что в дальнейшем будет создавать атмосферу тепла и уюта группы. В этом день проводятся игры с детьми и родителями в которых все знакомятся друг с другом. Праздник завершается чаепитием, которое помогают организовать родители. Желательно, чтобы в первый день детей забрали сразу после обеда. Это необходимо для того чтобы в первый день пребывания ребенка в детском саду родители были рядом с ним.
Первое знакомство с воспитателями и детьми в благоприятной насыщенной положительными эмоциями обстановке дают положительный настрой детей на посещение детского сада в дальнейшем. Знакомство родителей между собой упрощает работу воспитателей с ними. И самое главное – совместная деятельность, а тем более в творческом русле, всегда объединяет и снимает многие барьеры в общении. «Праздник Знакомства» возможно провести и в виде своеобразного родительского собрания или досуга после ужина. Дети с большим удовольствием начинают ходить в детский сад, родители больше доверяют воспитателям, интересуются их работой, предлагают свою помощь и т. д.
Поэтому организация адаптационного периода начинается задолго до 1 сентября. И очень важный компонент в данной подготовительной работе – профессионализм воспитателей, их психологическое просвещение.
Со временем дети осваиваются в новой обстановке, знакомятся друг с другом и воспитателями. Но ведь все дети разные и кто-то из них с первых дней может почувствовать себя «как дома», а у кого-то неумение освоиться в новой ситуации приведет к нежеланию ходить в детский сад. А внутреннее сопротивление новому и неуверенность могут подвигнуть ребенка к конфликтам с детьми и воспитателями. Уверенным малыш будет, если узнает и поймет, какие люди его окружают, в каком помещении он находится с разными детьми и т. д.
«Знакомство с окружающим (помещение детского сада, персоналом, детьми из других групп) организуется в форме развивающих игр. Проведение таких игр требует от взрослого знание и четкое выполнение определенных правил.» (Р. Р. Калинина «Тренинг развития личности дошкольника. Занятия, игры, упражнения»)
1. Самое важное правило – дети добровольно участвуют в игре. Никакого нажима, уговоров. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы ребенок сам захотел принять участие в предложенной ему и другим детям игре. Увидев, как играют другие, ребенок увлекается и включается в общее действо. А вот чтобы игра действительно была увлекательна для детей и затронула каждого из них, надо выполнить следующее правило.
2. Воспитатель должен играть вместе с детьми и стать непосредственным участником, а не сторонним наблюдателем. Взрослый вовлекает малышей в игровую деятельность своими действиями, эмоциональным общением с ними. Все это делает игру важной и значимой для детей. На первых этапах знакомства с новой игрой важно, чтобы воспитатель был центром притяжения в игре. Он организовывает и направляет игру, совмещая, при этом, две роли – участника и организатора. «Причем совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем».
3. Все дети по-разному и с разным темпом принимают и усваивают новое. Поэтому необходимым условием развивающего эффекта является многократное повторение игр. А чтобы повторение не надоедало, необходимо выполнять следующее правило.
4. В играх всегда интересно использовать наглядный материал в виде игрушек, различных предметов, демонстрационного материала. Поэтому наглядный материал необходимо беречь. Тем самым не превращать его в обычный, всегда доступный. Ведь игрушки, предметы, которыми мы пользуемся в игре, должны оставаться для детей необычными.
5. Немаловажное последнее правило. Воспитатель никогда не должен оценивать действия детей. «Слова типа «Неверно, не так» или «Молодец, правильно» в данном случае не используются». Надо дать детям возможность проявить и выразить себя, так как они это чувствуют и понимают (если это не угрожает безопасности их и окружающих). Ни в коем случае нельзя загонять малышей в свои рамки, даже если они лучшие. Ребенок видит мир по-своему. Его личный взгляд на вещи помогает ему выразить все это.
«Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр.»(Г. М. Андреева Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений).
«Способность общаться – это дар или то, чему можно научиться? Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.» (Клюева Н. В. Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов).
Способность к общению достаточно сложное умение и включает в себя несколько компонентов. Первый, и пожалуй самый главный компонент, – у человека должно быть желание вступать в контакт с окружающими. Но одного желания мало и здесь вступает второй компонент – умение человеком организовать это самое общение. Что же подразумевается под умением организовать? Умение слушать! Умение эмоционально сопереживать! Умение решать конфликтные ситуации! Это конечно же искусство владение этими тремя умениями. Но и это не все. Надо знать нормы и правила которым необходимо следовать при общении с окружающими.
Дошкольный период детства является благоприятным периодом для того, чтобы сформировать у ребенка основы коллективистских качеств и воспитать гуманное отношение к другим людям. Если же эти качества не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной. Восполнить в дальнейшем этот пробел очень сложно. «Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития» (Клюева Н. В. Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов).
Умение распознавать и передавать эмоции для детей очень сложный процесс. Он требует от ребенка определенных умений и знаний. А ведь эмоции играют важную роль в его жизни. По сути эмоции помогают малышу воспринимать действительность и реагировать на нее. И если участники взаимодействия не смогут понимать эмоциональное состояние друг друга и управлять собственными эмоциями, можно считать, что общение будет не эффективным. «Это, в свою очередь, ведет к снижению способности у детей воспринимать социальные ситуации и правильно их прогнозировать» (М. А. Федосеева Развитие социального интеллекта у детей 5-7 лет в музыкальной деятельности: коррекционно-развивающая программа, интегрированные занятия.). Музыка является самым действенным и организующим вспомогательным средством общения. Музыка – язык эмоций. И кто же как не музыка может помочь дошкольникам научиться распознавать и передавать эмоции.
Так музыкальные этюды помогают развить правильное понимание детьми эмоционально-выразительных движений рук и правильно использовать жесты в повседневном общении. Помогают прожить конкретные эмоции, что способствует снятию мышечных зажимов и развитию доверия у детей.
Музыкальные игры помогают снять психоэмоциональное напряжение, время от времени, возникающее в группе. Смена ведущих дает возможность всем детям почувствовать себя лидером. Распределение ролей на положительных и отрицательных героев помогает детям которые проявляют отрицательные черты характера побывать положительным героем. Ощутить всю гамму положительных эмоций.
Музыкальные сказки, специально подобранные, помогают, как бы со стороны, посмотреть на проявление отрицательных эмоций и черт характера. Отрицательное, показанное в сказках, не является образцом для подражания детьми. Главное – это «те изменения которые происходят с персонажами, постоянное преображение и просветление их чувств и эмоций, их отношения друг к другу и ко всем окружающим». С помощью художественных образов соединенных с музыкальными образами детям легче приблизиться к «материализовавшимся» чувствам.
Ну а пение – самый любимый детьми любого возраста вид творчества.
Литература:
1. Р. Р. Калинина Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. 2-е изд., доп. и перераб. СПб. : Издательство «Речь», 2001. 160с.
2. Г. М. Андреева Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений – 5-е изд. испр. и доп. – М. : Аспект Пресс. 2012. – 363 с.
3. М. А. Федосеева Развитие социального интеллекта у детей 5-7 лет в музыкальной деятельности: коррекционно-развивающая программа, интегрированные занятия. Волгоград: Учитель, 2015. – 55с.
4. Клюева Н. В. Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с., ил.).
5. Стрелкова Л. П. Эмоциональный букварь от Ах до ай-яй-яй. Обучение эмоциональной культуре дошкольников и младших школьников. Изд. 2-е. Учебная книга. М. : - Интерпракс. 1995, - 240 с. с иллюстрация