Анна Александрова
Консультация «Как и зачем развивать креативное мышление у детей»
Как и зачем развивать креативное мышление у детей.
К сожалению, современная система образования сводится к выполнению задания по образцу. А предложение своего варианта решения не приветствуется. Но в то же время креативный - нестандартный подход ценится у любого работодателя, в любой сфере деятельности.
Что такое креативное мышление?
Креативное мышление - процесс, способный порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.
Креативное мышление, если говорить простым языком, это смекалка.
Публикация «Консультация „Как и зачем развивать креативное мышление у детей“» размещена в разделах
Креативность близка творческому человеку и дается ему от природы, но является только частью креативного мышления.
Для чего нужно развивать креативное мышление?
Такое мышление помогает видеть в обычных вещах что-то новое, находить необычные решения проблемы, ум ребенка становится "подвижным" и "гибким", развивается фантазия и усидчивость, воображение.
Постоянное шаблонное выполнение заданий "убивает" креативное мышление в ребенке. Поэтому очень важно тренировать в ребенке оригинальность мышления. И даже в самой безвыходной ситуации он сможет найти выход, что позволит добиться успехов в любой сфере деятельности, на протяжении всей жизни.
Когда начинать развивать креативное мышление?
Умение нестандартно мыслить приходит к нам в какой-то мере с рождения. Но, к сожалению, со временем оно угасает, если его не поддерживать, не развивать.
Рекомендуется тренировать креативность мышления с начальных классов. Ребенок должен понять, что у задач есть много решений, а не одно стандартное.
Для развития креативного мышления, прежде всего, нужен метод проблемного обучения. Пусть ребёнок сам ищет ответы на любые интересующие его вопросы, а также и ваши. Если он затрудняется, помогите ему наводящими вопросами. Но не спешите, помощь должна быть только в крайнем случае.
Так же очень важно давать ребёнку самостоятельность в принятии решений.
Игры и упражнения, которые помогут развить в ребенке креативность мышления.
1. Дорисуй и раскрась
2. "Придумай назначение предмета"
Берем любой предмет и предлагаем ребенку придумать как его можно использовать не по прямому назначению. Например: заколку можно использовать как закладку, скрепку и т. д. Для начала попросите придумать, 10 способов применения, затем увеличивайте.
3."Ассоциации"
Суть игры назвать как можно больше ассоциаций к слову, проигрывает тот, кто не может больше назвать ни одной. Например: ассоциации к слову дом: семья, уют, тепло и т. д.
4."Существительные и прилагательные"
Подбираем к словам существительные и прилагательные.
Например, день: светлый, длинный, ясный, солнце, облака и т. д.
5."Что будет если?"
Предложите ребенку пофантазировать, что будет если: Кошки научатся говорить человеческим голосом? Рыбы научатся летать? Не выключить плиту, после того как сварился суп и т. д.
6. Занятие любым видом творчества.
Например: рисование, лепка, аппликации (из бумаги, ниток, круп и т. д., плетение из бисера, составление коллажей и т. д.
7. "Доскажи словечко"
Взрослый начинает фразу, ребёнок должен быстро ее закончить.
Примеры фраз:
Ворона каркает, а собака?
Если длинный, то наоборот. ?
Зимой холодно, а летом?
У кошки котёнок, а у собаки?
8. "Хороший - плохой"
Предложите ребёнку назвать как можно больше положительных и отрицательных сторон предмета или объекта.
Например, собака, плюс, что охраняет дом, минус может укусить.
9. "Сочини сказку"
Предложите малышу сочинить свою сказку или придумать своё окончание или продолжение в любой известной, придумать рассказ или сказку по любой картине. Можно её записать и оформить в виде книги с иллюстрациями ребёнка.
10. "Составь рисунок"
Рисунки можно делать из чего угодно. Например: из вырезанных геометрических фигур, счётных палочек, пуговиц, пластиковых крышек, камешков, листиков и т. д.
11. "Что общего"
Назвать как можно больше предметов одинаковых по форме, цвету или размеру.
12. "Мелодия"
Можно ребёнку самому попробовать создать мелодию из любого музыкального инструмента или послушать в исполнении кого-то. Пусть расскажет какая это мелодия (громкая-тихая, грустная-весёлая, о чём она по его мнению, хочется ли под неё танцевать).
ВАЖНО ПООЩРЯТЬ НЕОБЫЧНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ В ИГРАХ, НО ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОСИТЬ ОБЪЯСНИТЬ ПОЧЕМУ ОН ТАК СЧИТАЕТ. ЭТО ПРАВИЛО КАСАЕТСЯ И ЗАНЯТИЙ ТВОРЧЕСТВОМ, ПУСТЬ РЕБЁНОК ПРОЯВЛЯЕТ ТВОРЧЕСТВО, СТАРАЯСЬ ИЗБЕГАТЬ ШАБЛОНОВ.