Лучший педагог года

«К природе — с любовью». Международный день сохранения биоразнообразия. Экологическая беседа в средней группе

Галина Семилетова
«К природе — с любовью». Международный день сохранения биоразнообразия. Экологическая беседа в средней группе

Международный день сохранения биоразнообразия. Экологическая беседа в средней группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Комсомольский детский сад «Ромашка»

К ПРИРОДЕ - С ЛЮБОВЬЮ

Международный день сохранения биоразнообразия

экологическая беседа в средней группе

автор работы воспитатель:

Семилетова Галина

Дмитриевна

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка…. 3

2. К природе с любовью…. 4

Публикация «„К природе — с любовью“, Международный день сохранения биоразнообразия, Экологическая беседа в средней группе» размещена в разделах

3. Литература…17

4. Приложение…18

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Беседу о добром отношении ко всему живому, о сопереживании и стремлении сберечь и оказать помощь, я включила в цикл экологических бесед. Разрабатывая конспект беседы, я использовала фрагменты из художественных фильмов «Белый Бим Черное Ухо», «Где ты, Багира?», «Детство Бэмби», «Тропой бескорыстной любви». Проводила экскурсии в парк. Дети наблюдали за насекомыми. Любовались красотой бабочек и божьих коровок. Рассматривали слайды, иллюстрации в художественной литературе. Прививаю любовь ко всему живому в природе. Все насекомые, как и животные, нуждаются в защите человека, они тоже приносят пользу человеку.

Цель. Стимулировать умение восхищаться красотой природы, сопереживать, стремление оказать помощь; сформировать представление о том, что нельзя делить животных на полезных и вредных и тем более руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

Материал и оборудование. Слайд – фильм «Насекомые», выставка книг, посвященных животным, стенд «Человек в дружбе с животными», пластилин (зелёный, красный, черный, стеки, салфетки.

Участники. Воспитатель, дети.

Интеграция: «Коммуникация», «Познание», «Чтение», «Художественное творчество», «Здоровье», «Социализация», «Безопасность».

Непосредственно образовательная деятельность

1. Беседа.

Воспитатель. Много разных животных есть на нашей планете. Некоторые издавна уничтожались человеком только потому, что он их считал вредными.

Мой юный друг

Открой глаза и уши…

Ты слышишь стон:

«Спасите наши души!»?

Так обращаются к нам животные. Есть ли в природе вредные животные? Каких животных вы считаете вредными? Почему? Каких считаете полезными? Чтобы разобраться в этом серьёзном вопросе, надо много знать. (беседу веду, используя рассказ А. Клыкова «От кого польза, от кого вред».)

Звонко пищат тощие длинноногие комары. Особенно их много около воды. Точно лёгкое облачко носится в воздухе – то вверх, то вниз. А вот прилетел и сел на руку кусачий комарик.

- Ах ты, негодник! Зачем только ты живёшь на свете!

Вы, наверное, знаете красного мотыля. Это личинка комара. Она живёт в воде, и ею главным образом питается молодь рыб. На мотыля удильщики ловят всякую рыбёшку – пескарей, карасей, плотву. А тот, кто держит рыбок в аквариуме, знает, что лучшая еда для них – мотыль. Оказывается, и комары не зря живут на свете.

А вот по ветке сирени медленно ползёт жучок. Он маленький, с горошину, кругленький. Оба крыла у него красные, и на обеих семь черных точек. Это божья коровка. Чуть тронешь её – жук испугается, тотчас спрячет под себя ножки и усики. Недвижим, ни с места. И если никто и ничто его не побеспокоит, жучок опомнится и снова поползёт. Он прилежно охотится за тлями и насекомыми очень маленькими, меньше булавочной головки, и слабенькими, но вредными. Эти бескрылые тли сидят на листьях яблонь, груш, абрикосов, винограда, портят их: делают дырочки в листьях и сосут сок.

Много по портили бы эти тли деревьев и овощей, если бы их не уничтожали жучки – божьи коровки

Посмотрите на божью коровку. Красивая? Кто держал её в руках? А знаете ли вы, что она часто страдает из – за неумеренного любопытства детей? Послушайте, что я вам расскажу. (Пересказ содержания текста А. Плешаковой «Знать и беречь».)

«Мы любим божьих коровок за то, что они добродушные на вид, круглые, яркие, блестящие. Но, оказывается, их ещё и за то можно любить, что они наши верные друзья.

Мы часто сажаем жучка на руку, смотрим, как он ползает по ладони, и приговариваем: «Божья коровка, улети на небо, принеси нам хлеба!»

Но понимаем, что хлеба коровки не могут принести. Оказывается, могут. Не в прямом, конечно, смысле – взять и принести батон или буханку. Нет, они помогают нам сохранить урожаи на полях, в садах и огородах.

Но чтобы божьих коровок везде и всегда было много, мы должны относиться к ним бережно, тем более что они нам приносят не только хлеб, но и, как утверждают старинные книги, счастье.

Дети, как мы будем теперь относиться к божьим коровкам? Почему? Не только они уничтожают вредителей сада, их уничтожают стрекозы, жужелицы, наездники, муравьи. Но и тли, оказывается, по – своему полезны. Они выделяют сладкую жидкость, которой питаются другие насекомые.

Насекомым здорово достаётся от птиц, поэтому некоторые из них имеют отпугивающую окраску. Насекомые, которые ярко окрашены, невкусные или даже ядовитые, и птицы их не едят. Яркая окраска насекомых как будто предупреждает: «Не тронь меня! Я не вкусная!». Эта окраска так и называется – предупреждающая. Вот почему спокойно ползают по веткам, листьям и травинкам божья коровка, луговая пестрянка, лесной клоп, бронзовка…

О ком сейчас пойдёт речь?

Волосата, зелена,

В листьях прячется она.

Хоть и много ножек,

Обижать не может. (Гусеница.)

Пройдёт некоторое время, и гусеница станет куколкой, из которой появится прекрасная бабочка – поликсена. Но, к сожалению, бывает и так…

- Смотри, смотри, какая раскрасавица! –

Мальчишка смотрит радостно на мать. -

Царица – гусеница! Правда нравится?

Давай её кормить и охранять!-

И вправду, будто древняя царица,

Таинственным сказаниям сродни.

На краснобоком яблоке в тени

Сияла золотая гусеница.

Но женщина воскликнула: - Пустое! –

И засмеялась: - Ах ты мой сверчок!

Готов везде оберегать живое.

Да это же вредитель, дурачок!

В четыре года надо быть мужчиной!

Соображай. Ты видишь, вот сюда

Она вползёт, попортит сердцевину,

И яблоко – хоть выброси тогда!

Нет, нам с тобой такое не годится.

Сейчас мы глянем, что ты за герой. -

Она стряхнула с ветки гусеницу:

- А ну - ка, размозжи её ногой!-

И мальчик, мину напуская злую

И подавляя в тайне тошноту,

Шагнул ногой на тёплую, живую,

Жемчужно – золотую красоту.

- Вот это славно! Умница, хвалю!-

И тот, стремясь покончить с добротою,

Вскричал со зверски поднятой ногою:

- Кидай ещё! Другую раздавлю!

Мать с древних пор на свете против зла.

Но как же этой не понятно было,

Что сердцевину яблоку спасла,

А вот в мальчишке что – то загубила…

Э. Асадов Царица – гусеница

Правильно ли поступила мама мальчика? Как бы поступили вы? Почему? О ком наша следующая загадка?

На большой цветной ковёр

Села эскадрилья –

То закроет, то откроет

Расписные крылья.

(Бабочка.)

Посмотрите, как красивы бабочки! Люди называют их летающими цветами! Когда видишь бабочку, на душе становится тепло и радостно. Вы согласны? Не стоит ловить бабочек, лучше наблюдать за ними и любоваться их красотой издали.

Каких вы знаете жуков? Очень красивы жуки! Большие, маленькие, усатые, рогатые, разноцветные, они всегда привлекали внимание людей. Жуки не только приносят немало пользы, но и украшают нашу землю, а жужелицы уничтожают вредителей на полях и огородах.

Какого жука я в лесу повстречал?

Он топал, как бык, и рогами качал,

И очень серьёзным и грозным он был –

Я даже дорогу ему уступил.

Мне имя его неизвестно пока,

Но я не забуду лесного жука.

Я в городе в библиотеку пойду.

Жука моего по рисункам найду.

Узнаю, где водится, как он живёт,

Зачем ему крылья и что он жуёт.

И будут страницы, как травы, шуметь,

И будут, как птицы, трамваи звенеть.

Я всем расскажу про жука своего.

Как славно, что я не обидел его!

С. Махотин

Ребята, не трогайте и не обижайте жуков!

Всем известно, что жуки

Жужжат с досады и тоски.

Но в кругу друзей жуки

Чудаки и добряки.

Я дружу с одним жуком,

Я с ним целый год знаком.

Это счастье, если жук

И тебе не враг. А друг.

К. Завайский

- О каких насекомых сейчас пойдёт речь?

Погляди на молодцов:

Веселы и бойки.

Волокут со всех сторон

Материал для стройки.

Вот один споткнулся вдруг

Под тяжёлой ношей.

И спешит на помощь друг –

Тут народ хороший.

Без работы, хоть убей,

Жить не может (муравей).

Что это за дом?

За пнём – бугорок, а в нём – городок.

(Муравейник.)

Кто из вас наблюдал за жизнью муравейника? Муравьи трудятся, подобно маленьким лесным человечкам.

По тропе лесной, неровной

Листик тащит муравей

В десять раз себя огромней.

Помоги ему скорей!

Какую роль они играют в природе? Нужна ли им наша помощь и забота? Кто уже помогал муравьям? Как? (пересказать содержание статьи Б. Наумова «Внимание – природа» из журнала «Юный натуралист».)

«Бродя по лесу в поисках грибов или ягод, некоторые «любители» природы не могут пройти мимо муравейника, не разворошив его купол и не полюбовавшись великим муравьиным переполохом. Многие и не подозревают, что такие «развлечения» гибельны для муравьёв. Если насекомые не успевают до первого дождя отремонтировать повреждённый купол, а на ремонт требуется два – три дня, муравейник промокнет. А это смертельно для всей муравьиной семьи. А между тем муравьи сберегают здоровье наших лесов, уничтожают вредных для леса насекомых.

Ежедневно поедая массу размножившихся хвое – и листогрызущих насекомых, они практически ликвидируют вспышки массового размножения вредителей леса в самом их начале.

Муравьи очень часто спасают лес и от пожаров. Не знаю, многим ли приходилось наблюдать. Как при встрече с огнём муравьи становятся на задние ноги и выпрыскивают на него струю жидкости. Причём все без исключения находящиеся поблизости муравьи вступают в борьбу с огнём.

Непотушенную спичку или окурок, брошенные вблизи муравейника, муравьи очень быстро гасят, разумеется, если ещё не успела загореться сухая трава или лесная подстилка. Большой огонь, конечно, муравьям не погасить.

Но самый большой вред муравейникам наносят кабаны. Устраивая в них свои постели. Звери полностью разрушают купол муравейника.

Чтобы спасти муравейники от кабанов, их необходимо огораживать. По четырём углам муравейника ставятся столбики диаметром 10 – 12 сантиметров, а между ними натягиваются в пять рядов колючая проволока или жердочки».

А какую роль в природе играют пчёлы? Кто из вас любит мёд? Знаете, что мёд – природное лекарство? Чаще мы боимся быть укушенными пчёлами, но иногда помощь требуется и самим пчёлам.

Залетела к нам пчела,

У оконного стекла

Кружится, старается,

Улететь пытается,

Да не получается!

Я дружить хочу с пчелою,

Я ей форточку открою:

Улетай – ка на свободу,

Принеси на лапках мёду!

Ю. Магнаров

Что будет, если уничтожить всех насекомых? Будет очень плохо, потому что насекомые необходимы растениям, чтобы опылять их – переносить пыльцу с одного цветка на другой. Если насекомые этого не сделают, то не будет семян, а значит, и растений. Расплодятся многие вредители растений, погибнут леса.

Что будет, если уничтожить только комаров? Личинки комаров служат пищей рыбам. И если мы их уничтожим, то погубим всю рыбу и птиц, которые питаются комарами.

А вы знаете, кого называют «лесными санитарами»? Зачем лесу санитары? В лесу много жителей – птицы, мыши, кроты, белки, ящерицы, лягушки. Многие из них гибнут в когтях и зубах хищников, но некоторые умирают своей смертью или погибают от болезней. В лесу нет мёртвых птиц и зверьков, потому что «санитары» работают очень добросовестно. Они откладывают свои личинки в трупы животных и закапывают их. Теперь личинки обеспечены едой и защищены от врагов. А лес спасён от загрязнения.

Волк - хищник. И во многих местах на него устраивали облавы. Давали премии за уничтожение волка. А закончилось это печально. Там, где исчезли волки, в лесах развелось больше больных зверушек, так как волки, подобно ястребам, являются лесными санитарами. Был вред, но была и польза. А чего больше, в каждом отдельном случае надо изучать. Ведь человек – разумное существо. И поэтому он должен поступать разумно, продуманно, осмотрительно. И уж, конечно, не жестоко.

Погибают от рук людей не только насекомые, которых человек относил к «вредным», но и другие животные. Знаете какие?

Воробьёв в Китае хотели совсем уничтожить. Жаворонков подавали на пиршествах как лакомое блюдо. На базарах Японии и Италии до сих пор торгуют мелкими певчими птицами (снегири, зарянки, ласточки, овсянки, которые становятся жертвами человеческого обжорства. Многие животные попали в Красную книгу. Так как были истреблены полностью. По вине человека находятся на грани исчезновения. Например, люди полностью истребили морскую корову.

Портит человек и условия жизни животных. В книге писательницы Беллы Дижур «Жалобная книга природы» рассказывается о том, что в одну из тяжких минут своей жизни рыбы собрались вместе и сочинили речь, обращё нную к людям:

«Уважаемое человечество! Вы ловите нас на крючки и в сети. Мы покоряемся. … Но будьте благоразумны! Для вашей же пользы! Не забывайте, что рыба – существо опрятное, чистоплотное. Зачем же вы загрязняете пруды, реки и озёра? Какая вам от этого польза?».

Почему рыбы написали такое письмо? А вы не бросаете мусор или остатки еды в реку? Оказывается. Все животные нужны природе и все нуждаются в нашей защите и помощи. Много животных погибает во время охоты. Особенно когда она превращается в пустую забаву. Очень часто проявляют люди жестокость по отношению к животным, которые, несмотря ни на что, платят им любовью и преданностью. Иногда хозяева выгоняют из дома состарившихся кошек и собак, выбрасывают в помойные ямы котят и щенков мучают животных. (Привести несколько примеров из книги Б. Рябинина «О любви к живому».)

Дети, как вы думаете. Почему в Нью – Йоркском зоопарке в одной из клеток надпись: «самое ужасное в мире животное, которое уничтожает всех остальных»? Человек заглядывает в клетку и видит в зеркале…себя!

Можно привести и множество примеров, когда люди проявляют заботливое отношение к братьям нашим меньшим, примеров истинной преданности и дружбы. (Напоминаю детям о книге Н. Гарина – Михайловского «Тёма и Жучка».)

Однажды в Санкт – Петербурге мужчина спас овчарку, которая в половодье оказалась на льдине. Как радовалась она спасению и какой преданностью оплатила своему спасителю! А маленький мальчик отдал любимую игрушку за котёнка, которого мучили старшие ребята. Одинокая полуслепая старая женщина покупала на базаре мелкую рыбу для бездомных кошек, а уборщицы одного учреждения подобрали и выходили ослепшего котёнка. (Привожу примеры положительного отношения людей к животным из книги Б. Рябинина «О любви к живому».)

Расскажите о том, какую помощь вы оказали животным. Будьте добрыми к животным, не жалейте для них кусочка хлеба или печенья. Животные должны вызывать у нас желание приласкать, обогреть. Доброта – великая вещь. Это благодеяние для всех живущих.

Там, где люди любят всё живое, в дружбе с человеком живут разные животные. (Пересказ рассказа Ф. Ревзина «В дружбе с человеком»).

«В городе, в посёлке, где любят природу, лесные зверьки и пернатые получают постоянную прописку и доставляют людям много радости.

…Раннее утро. По росистым газонам степенно выхаживают аисты, вытаскивая из норок выползков, хватая в траве кузнечиков и другую живность. Мчатся автомашины, но аисты не пугаются. Не боятся они людей, наполнивших тротуары.

В верхушке дерева мелькнул рыжий зверёк. Увидев человека, он озорно цокнул и по стволу стал опускаться вниз. Пошарив в кармане, мальчик что – то достал и протянул на ладони. Белочка смело взяла с руки угощение.

На озеро, что невдалеке от посёлка, выплыла семья лебедей. Впереди – снежно - белые взрослые, следом – жестковатые птенцы. Увидев мальчишек, лебеди приблизились к берегу. В воду полетели кусочки хлеба. Затем величавые птицы вышли на берег и совсем как домашние гуси стали пощипывать травку.

Зяблик пуглив. Бывало. Одно неосторожное движение. И он исчезал мгновенно. А этот почему – то норовит клюнуть крошку печенья прямо с ладони. Зяблик твё рдо знает: здесь, в сквере, его никто не тронет.

Останутся ли они в посёлке навсегда? Всё зависит от нас.

Нелёгкое дело – быть хозяином и другом природы. Взяв на себя такую почётную и ответственную миссию, человек должен учиться у самой природы, постигать её уроки. «Плохо» и «хорошо», «вред» и «польза» в природе существуют рядом. Изучение природы, всех её связей, всех взаимоотношений – вот с чего должен начинать каждый, кто хочет стать её другом.

Давайте же учиться доброте, учиться никогда никого не обижать и помогать всем, кто попал в беду! Давайте запомним, что все животны, очень нужны и важны в природе.

(Чтение стихотворения Б. Заходера.)

Все – все, все на свете, на свете нужны.

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников злых и свирепых.

Нужны все на свете! Нужны все подряд!

Кто делает мёд, и кто делает яд!

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

И если мы с кем – то не очень дружны,

Мы всё – таки очень друг другу нужны.

А если вам кто - нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется!

Все – все, все на свете. На свете нужны

И это все дети запомнить должны!

2. Лепка из пластилина божьей коровки

- Дети, я предлагаю вам вылепить из пластилина божью коровку на зелёном листочке. Давайте внимательно рассмотрим их. Правда они как живые на зелёном листочке.

Показ иллюстрации, на которой изображены бабочки на листочке.

- Возьмите пластилин и приступайте к работе.

По окончании лепки, рассмотреть вместе с детьми божьих коровок на листочке, похвалить детей. Предложить их выставить на «зелёную полянку», для показа родителям.

3. Рефлексия.

- Дети, о каких насекомых вы сегодня слушали беседу?

- Как вы будете к ним относиться?

- Ребята, я предлагаю устроить выставку божьих коровок для родителей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конспекты занятий в средней группе. В. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева, От рождения до школы, М. : мозаика-Синтез, 2011.

2. Журнал дошкольное воспитание, стр. 38-43, №4-2010.

3. Журнал Дошкольное воспитание, стр. 36-39, №3-2012.

4. Журнал Дошкольное воспитание, стр. 43-44,№2-2012.

5. Журнал Дошкольное воспитание, стр. 122-126, №6-2012.

6. Журнал Ребёнок в детском саду, стр. 58-62, №2-2010.

Публикации по теме:

Календарь тематических недель на 1 младшей группе Сентябрь 1-2 неделя «Я и моя семья» 3-4 неделя Детский сад. День дошкольного работника Октябрь 1 неделя Международный день музыки 2 неделя.

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«К природе — с любовью». Международный день сохранения биоразнообразия. Экологическая беседа в средней группе
Опубликовано: 1 апреля 2013 в 09:39
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД