Шаброва Наталья
К истории развития профессионального образования в дореволюционном Симбирске на рубеже XIX-XX в. в.
▼ Скачать + Заказать документы
К истории развития профессионального образования в дореволюционном Симбирске на рубеже XIX-XX в. в.
Шаброва Наталья Николаевна.
Воспитатель 1-ой квалификационной категории.
МБДОУ детский сад № 136 «Полянка» (г. Ульяновск).
К истории развития профессионального образования в дореволюционном Симбирске на рубеже XIX-XX в. в.
Публикация «К истории развития профессионального образования в дореволюционном Симбирске на рубеже XIX-XX в, в,» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессиональное педагогическое образование, студенты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развитие образования вообще и в сфере культуры в частности, в Российской империи на рубеже XIX-XX веков, во многом обусловлено сдвигами в сфере экономики и изменением образа жизни граждан страны. Постепенно шло реформирование всего процесса образования. Большее внимание стало уделяться практической педагогической деятельности. Шло постепенное заменение Белл-Ланкастерской системы обучения, когда старшие ученики обучали младших. Во главу угла ставился педагог с его методологией преподавания. Повсеместно стало уделяться внимание системе преподавания профессиональных знаний и навыков. Между тем, не существовало обобщающего понятия-профессиональное образование. Профессиональное образование играло важную роль по реформированию и преобразованию общества. Огромную роль в развитии профессионального образования в дореволюционной России на рубеже XIX-XX веков играли энтузиасты-педагоги, общественно-педагогические движения и различные частные инициативы прогрессивно настроенной интеллигенции того времени. Генезис и эволюция профессионального образования в сфере культуры неразрывно связаны с экономическим и духовным развитием страны.
До революции в Симбирской губернии не было системы государственных
учебных заведений сферы культуры. Преподавание основ музыкального и изобразительного искусства велось наряду с общеобразовательными предметами в частных дворянских пансионах, гимназиях, кадетском корпусе, семинарии, чувашской школе и др. Помимо этого музыканты и художники давали частные уроки. Например, в 1880-1890-е гг. в Симбирске работали студии выпускников Академии художеств: М. Ф. Каврвийского, К. Н. Воронова, П. И. Пузыревского. Продолжительное время в городе преподавали и держали частные музыкальные классы М. И. Ячиновская-Кимонт (до 1895 г., с 1894 по 1924 г. г. - А. Ф. Симагулова, Е. М. И Е. В. Цетнерские, О. М. Иванова, А. И. Каблукова, М. Р. Люстгартен, Л. Ф. Шульман, Е. Н. Чпарди. Наиболее профессиональными и значительными из них специалисты называют частные музыкальные школы Е. В. Цетнерской (с 1902 г.) и М. Р. Люстгартена (с 1912 г.).
Важную роль в подготовке специалистов, владеющих навыками рисования и живописи, сыграл открытый 6 сентября 1899 г. Симбирский Учебно-трудовой пункт, который предназначался для «подания помощи» лицам интеллигентных профессий, нуждающихся в трудоустройстве [5]. По инициативе и на средства Императрицы Александры Федоровной «страдающему населению губернии в 1899 году явлена обильная помощь, имеющая в принципе не обычную благотворительность, не редко деморализующую вспомоществуемого, а помощь трудовую, дающую ему возможность приобрести или удержать обеспеченный заработок» [2]. В числе различных учреждений такого характера, по мысли помощника уполномоченного Е. Д. Максимова, открыли в Симбирске Учебно-трудовой пункт. На предложение Е. Д. Максимова немедленно же откликнулось несколько лиц, сочувственно отнесшихся к идее развития трудовой жизни населения. Предоставленные царским правительством средства дали возможность Правлению Симбирской Губернии приступить к организации трудового пункта в 1899 году [5].
По итогам первого года работы в Учебно-трудовом пункте прошли обучение 8522 человека, из них для пользования швейными и чулочными машинами -524 ученика, для пользования помещений Пункта и выполнения разного рода ручных работ-230 человек. Кроме того, Пункт принимал учениц городских школ для приготовления уроков и репетиторства, таких было 2550 человек. Было замечено, что число посещений занятий с каждым месяцем прогрессировало все больше. Таким образом, Пункт расширил свою деятельность по мере имеющихся сил и имеющихся в его распоряжении материальных средств.
Значение Учебно-трудового пункта в том, что кроме чисто материальной поддержки, он имел огромное нравственное влияние на пользующихся его услугами. Проводя время в благоприятной обстановке, работая под руководством просвещённых наставников, ученики встречали полную готовность педагогов и администрации прийти к ним на помощь в момент нужды и жизненных испытаний. Ученики Пункта начинали относиться к жизни и окружающей их действительности с надежной на лучшее будущее, а к учёбе и труду с большим рвением.
Источники :
1. Борисова Е. А., Стернин Г. Ю. Русский модерн. – М., 1990.
2. Объяснительная записка губернского гласного В. Н. Поливанова по сделанному им предложению Губернскому Земскому Собранию сессии 1887 года о назначении Карамзинского капитала // Вестник Симбирского земства. – 1889. – №2 (февр.).
3. Поливанов В. Н. Материалы к истории симбирского дворянства. 1781-1900. – Симбирск, 1909.
4. Пузыревский П. И. Павел Ильич Пузыревский. Каталог к 100-летию со дня рождения / Сост. Н. А. Агафонова, Н. С. Храмцова. – Ульяновск, 1961.
5. Силантьева Е. Л. К вопросу о художественном образовании в Симбирске (конец XIX – начало ХХ вв.) // 175 лет Строгановской художественно-промышленной школе. – Ч. 1. – М., 2001.
6. Силантьева Елена Леонидовна. Художественная жизнь Симбирска на рубеже XIX-XX веков. :дисс…канд. искусствовед. :17.00. 04: защищена 07.09.2005.- М., 2005. - 215 с.