Моор Елена
Консультация для родителей «Чему учат стихи Агнии Барто»
▼ Скачать + Заказать документы
К 115-летию А. Л. Барто.
4 февраля 1906 года родилась удивительная женщина, которая посвятила жизнь детям. Знаменитая писательница родилась в семье ветеринара. С самого детства отец стремился дать ей полное образование и прочил карьеру балерины. Юную Агнию обучали иностранным языкам, светским манерам. Барто даже проучилась несколько лет в хореографическом училище, но затем поняла, что её призвание — литературное творчество. Каждое созданное Агнией стихотворение анализировал отец и подсказывал, где необходимо доработать его. В 19-летнем возрасте поэтесса издала первый том стихов, которые высоко оценили читатели. Агния Львовна не только издавала стихотворные труды, но и создавала совместно с актрисой Риной Зелёной прекрасные сценарии к таким фильмам, как «Чёрный котёнок», «Слон и верёвочка», «Алёша Птицын вырабатывает характер».
Публикация «Консультация для родителей „Чему учат стихи Агнии Барто“» размещена в разделах
- Барто А.Л. Творчество Агнии Барто
- Консультации для родителей
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Учим стихи. Консультации
- Темочки
В годы войны Агния Барто работала на заводе токарем, а также писала статьи, стихи и очерки на военную тему. Трагические судьбы настолько взволновали поэтессу, что в 1947 году она издала поэму «Звенигород», повествующую о ребятах, потерявших родителей в военные годы. Барто рассказала о детских судьбах после посещения детдома в Звенигороде. Именно это произведение помогло отыскать одной из женщин свою дочь. Впоследствии Агния Львовна стала ведущей радиопередачи «Ищу человека». Позже вышли в свет песни «Полезная коза», «Любитель-рыболов», положенные в основу стихов Барто. В течение жизни поэтесса путешествовала по разным странам и записывала детские афоризмы и шутки, которые включила в сборник «Переводы с детского». Скончалась детский писатель в 75 лет.
Писательница Агния Львовна Барто, наверное, одна из самых знаменитых и любимых людьми детских поэтов. Её произведения известны и маленьким и взрослым читателям. Забавные и интересные, детские стихи Агнии Барто понятны каждому малышу. Талант знаменитой поэтессы – разговор с дошкольниками; жизнь – творчество для детей и воспитание ребят.
Агния Барто создавала стихи в виде рассказов об обычных мальчишках и девчонках, с которыми ребёнок общается в детском садике или в младшей школе. Часто это отнюдь не примерные дети, совершающие совсем не образцовые поступки. Шутливо рассказывает поэтесса о приключениях героев, не забывая при этом как об отрицательных, так и о положительных их чертах. Когда родители начнут читать стихи Агнии Барто, малыш непременно поймёт, кто из героев положителен, а кто не лучший пример для подражания – сказки Агнии Барто – это классика для малышей, которая заставляет задуматься, как правильно себя вести и какой личностью расти; как беречь природу и близких людей.
На стихах талантливой поэтессы выросло не одно поколение детей. Её произведения не просто развлекают, смешат – они учат ребят правилам вежливости, дисциплине, уважению к труду.
Наша собственная жизнь от первых шагов до старости – в этих строчках. И страх небытия, и понимание его неизбежности. А для ребёнка ещё и повод перевоплотиться в иное существо, сопереживать ему, посочувствовать горестным вздохам и страху и пожалеть его.
Заслуга А. Л. Барто – развитие сатирического жанра в детской литературе. Детский писатель -- первооткрыватель неведомого до неё в поэзии для малышей жанра сатирического портрета, знающая силу смеха, но внимательно следящая за его качеством.
Детская литература не монолог, который ребёнок обязан вежливо слушать, и не диалог между ребёнком и присевшим на корточки, вровень с малышом, взрослым, старательно имитирующим несовершенства детского мышления речи. У А. Л. Барто получался доверительный разговор, потому что она знала того, к кому обращалась, и уважала собеседника, как бы мал он ни был.
Каждая игрушка в изображении А. Л. Барто приобретает индивидуальность.
Игрушка – часть материального, вещественного окружения, ближайшего к ребёнку и активно им осваиваемого. Малыши плачут, когда слышат о том, что
Зайку бросила хозяйка,
Под дождём остался зайка,
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.
Но это благородная слеза. Стихи помогают пережить пренебрежительное отношение к игрушке, как предательство друга. Равнодушной «хозяйке» тряпичного зайца противопоставляется другой маленький персонаж, который и после того, как мишка лишился лапы, продолжает играть с ним, «потому что он хороший». Так детскую привязанность к старой игрушке поэт переплавил в прекрасное свойство души – верность друзьям и близким, вера в благодарность и любовь.
Особенность стихов об игрушках состоит в том, что, как правило, они написаны от первого лица, если речь идёт о хороших поступках детей («Тяну я кораблик по быстрой реке…»; «Нет, не напрасно мы решили прокатить кота в машине…»; «Самолёт построим сами…») и от третьего лица, когда поступки дурны («Зайку бросила хозяйка…», «Наша Таня громко плачет…»). Такой пример помогает утверждать в маленьких читателях положительные черты характера.
А. Л. Барто – детский писатель не потому, что писала для детей, а потому, что её стихи стали детским фольклором. Она проходит с читателем по ступенькам детства и при этом стремится не только открыть мир игрушек, вещей, природы, людей, но и заложить в детскую душу начало нравственного отношения к миру. Поэтесса смеётся вместе с детьми весело и незло, не желая обидеть и навсегда осудить ребё нка: дети растут и меняются, поэтому они небезнадёжны, даже если совершают дурные поступки. Насмешки А. Л. Барто не ранят и не убивают, но заставляют посмотреть на себя со стороны. А. Л. Барто убеждена, что основа человека закладывается в детстве, и если в формирующемся характере появились отрицательные качества, то это грозит большими моральными потерями в будущем. Поэтому так страстно и серьёзно разговаривает поэтесса с детьми; поэтому в самых весёлых стихах учит ребят честности и чести, душевной щедрости и доброте.
«Детский писатель – педагог в самом высоком смысле этого слова», — так определил С. Я. Маршак сущность художника, творчество которого обращено к детям. Агния Львовна Барто с честью прошла радостный, но и тернистый путь детского поэта; прошла до последних дней, сохранив молодость, желание и умение писать для детей.
Несмотря на то что с течением времени воспоминания улетучиваются или же становятся ненужными, теряя исходный смысл, стихи для детей Агнии Барто бессмертны и будут любимы как нынешним, так и будущими поколениями.