Татьяна Бужинаева
Язык музыки. Из серии интерактивных бесед с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: пополнение и систематизация знаний детей о музыке для более глубокого её постижения; закрепление знаний, в том числе полученных ранее, в практической, игровой и творческой деятельности. Применение синтеза различных видов искусств для взаимного усиления их эстетического воздействия.
Публикация «Язык музыки, Из серии интерактивных бесед с дошкольниками» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
Материал и оборудование: синтезатор, иллюстрация с изображением бушующего моря, CD «Классики - детям», цветовые блокноты по числу детей, мольберты, листы бумаги Аз, акварель, толстые кисти, стаканчики с водой, гимнастические ленты, прозрачные шарфы и другие подходящие атрибуты для танцевальной фантазии.
Педагог: Многие умнейшие люди прошлого пытались понять и объяснить, о чём способно рассказать искусство звуков. Как вы думаете, может ли музыка изобразить бурлящий поток воды? … раскаты грома? … мерное течение ручейка? … восход солнца? … Конечно, может, и сейчас вы это услышите.
Великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков замечательно изобразил бушующее море, бурю, вот послушайте отрывок.
Сцена бури из симф. сюиты Н. А. Римского-Корсакова «Шехерезада»
А теперь другой пример – пьеса французского композитора Клода Дакена, которая называется «Кукушка». В этой музыке вы услышите подражание крику птицы.
К. Дакен «Кукушка»
Всё это способность музыки изображать другие звуки. Но музыка способна не только подражать звукам природы.
Возьмём для примера известную вам пьесу для фортепиано П. И. Чайковского из цикла «Времена года» - «Октябрь» («Осенняя песнь»). Как вы, ребята думаете, композитор просто с помощью музыки нарисовал осенний пейзаж?
Ещё раз послушайте отрывок из этой пьесы, а главное, прислушайтесь, что в это время происходит у вас внутри, какие чувства вызывает музыка?
Высказывания детей о своих впечатлениях.
Музыка вызвала у всех одинаковые чувства задумчивости, печали. Может быть, Чайковский хотел передать своё настроение, которое вызвала у него осень холодная и дождливая? И это ему удалось, потому что мы все, слушая его музыку, почувствовали одно и то же. Попробуем подобрать в цветовом блокноте цвет, соответствующий настроению музыки.
Музыкально-дидактическая игра «Какого цвета музыка?»
(Опрос детей с их краткими пояснениями, почему?.)
«Октябрь» П. И. Чайковского – небольшая пьеса, а, например, Шестая симфония Бетховена – «Пасторальная» (Деревенская) – это большое произведение, состоящее из пяти частей. У каждой из них есть своё название: 1 часть - «Пробуждение бодрых чувств по прибытии в село». Звучит немного непривычно? А вы представьте, что человек, уставший после долгой и холодной зимы попадает в деревню, где чудесный воздух, пахнущий травами, где тепло, мычат коровы, поют петухи… Представьте себя на его месте… Да такой человек просто радостно помчится босиком по зелёной мягкой травке, громко закричит от необъяснимого счастья. Вторая часть – «Сцена у ручья», третья называется «Весёлая компания поселян», четвёртая - «Буря» и пятая «Радостное чувство благодарности после бури». В симфонии много изобразительной музыки: композитор изображает и пение птиц, и журчание ручья, и звуки летней грозы. Но, как и в пьесе Чайковского, главнее всего человек, его переживания, самые разные настроения, состояния его души.
Мы с вами пробовали выразить настроение музыки в цвете, а теперь я предлагаю попытаться сделать это с помощью танца, такого танца, который придумает каждый сам для себя. Мне очень интересно знать, какие чувства вызовет у вас отрывок из 4 части «Буря» И я не буду просить вас рассказать о музыке словами, а попрошу рассказать движениями (теми движениями, которые покажутся вам подходящими для этой музыки… Если захотите, можете выбрать себе для танца подходящие, по вашему мнению, атрибуты.
Танцевально-игровое творческое задание «Станцуй музыку!»
Итог занятия: главная цель музыки – передавать огромную гамму настроений, состояний души человека.