Наталья Девяткина
Сценарий ярмарки «Народные промыслы России»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами России
Задачи:
-продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами : Хохлома, Гжель, Дымковская игрушка, Матрешка и т. д.
Публикация «Сценарий ярмарки „Народные промыслы России“» размещена в разделах
- Народные промыслы и игрушки. Сценарии развлечений
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Ярмарка. Фольклорные развлечения
- Темочки
-развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий, фон, колорит росписи, элементы узора;
-приобщать детей к истокам русской народной культуры. ;
- воспитывать в детях любовь к народным традициям, народной музыке, устному народному творчеству.
-активизировать словарный запас при помощи слов: «ярмарка»,«Гжель»,«Хохлома», «Дымковская игрушка», «Матрешка».
-развивать умение видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий;
-вызвать у детей желание побыть в роли мастеров, расписывающих матрешек; развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Материал и оборудование:
- элементы русской народной одежды для детей и воспитателей (для создания положительного эмоционального настроя);
- изделия русских народных промыслов : деревянная посуда с хохломской росписью, предметы гжельской керамики, образцы гжельской росписи, игрушки с дымковской росписью, разнообразные русские матрешки;
- иллюстрации с изображением ярмарки;
- самовар;
- атрибуты необходимые для игр: платочек, верёвка с палочками;
- различные угощения (связка баранок, сушки, пряники);
- украшения: русские народные платки, плетёные корзины, колосья пшеницы.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,«Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Мотивация:
Ребята, у нас сегодня гости. Поздороваемся с ними, подарим им свои улыбки и хорошее настроение. (Дети берутся за руки, улыбаются друг другу).
«Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам,
Доброе утро всем нам -
Добрым, хорошим друзьям».
(Воспитатель собирает вокруг себя детей).
- Ребятки, кто из вас знает, что такое ярмарка?
-Хотите побывать?
- Мы сегодня совершим путешествие на ярмарку народных умельцев и сами станем настоящими мастерами.
(Воспитатель включает народную музыку (русская народная песня «Ой полна, полна коробушка» (сл. Н. Некрасова) и открывает стол с предметами народных промыслов, заранее накрытых платком.)
Ну вот мы с вами и оказались на ярмарке. Ребята, а что такое ярмарка, кто знает (ответы детей.)
Посмотрите вот хохлома, а вот гжель и т. д
Я поведаю вам о некоторых видах художественной росписи.
Вы согласны пройти на по самым знаменитым центрам народного творчества.
(Дети подходят к первому столу - Гжель)
1 слайд:
Деревня в Подмосковье прославилась теперь,
Известно всем в народе её названье - Гжель
2 слайд:
В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоит городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умелые, веселые и красивые мастера.
3 слайд Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше свое мастерство показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали-думали, да придумали. Нашли они в родной сторонке глину чудесную, белую-белую, и решили слепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал.
4слайд
Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, расписывали свою посуду синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень затейливая, нарядная получилась посуда, и стали называть ее «нежно-голубое чудо».
Чашка эта голубая Лиза Р.
О зиме напомнит вдруг:
На снегу холодном тает
Не растает синий луг.
Расцветают на морозе
Хризантемы и ромашки.
Колокольчики и розы.
Украшают чашки, вазы
Сколько блеска, сколько глянца
В сине-белом том фаянсе!
-Ребята, из какого материала делали народные умельцы гжелевскую посуду? Какими цветами делали роспись?
(Дети подходят ко второму столу- Хохлома)
- Посмотрите, какая красивая посуда.
5 слайд
В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своими яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом.
6слайд:
С большим старанием делают хохломчане свою посуду. Много выдумки и фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка-былинка, то красная, то черная, а из нее выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина, или цветы: маки, колокольчики, ромашки.
7 слайд:
Элементы в хохломской росписи называют по-иному – завиток, а листья в виде прожилок украшены оживкой.
Деревянная, резная Андрей К.
Расписная Хохлома!
Удивительной посудой, -
Вот чем славится она.
Этот тонкий, этот дивный
Золотистый завиток!
Раз увидишь, не забудешь,
И хотел бы, да не смог.
-Ребята, где высматривали элементы для узоров народные мастера?
(Дети подходят к столу Дымковской игрушкой)
Полюбуйтесь ребята, какая красота! И Барышня, и свистулька, и лошадки. Что же это за узор?
Это один из русских народных глиняных художественных промыслов – Дымковская игрушка.
8 слайд:
Возник он в заречной слободе Дымково, близ города Вятки.
Дымковская слобода славится своими мастерами. Проходили здесь знаменитые весенние ярмарки, народные гуляния, на которых и появились первые игрушки расписные, дивные такие. Называется такой праздник «Свистунья».
9слайд:
Пели на разные голоса свистульки, зазывая весну, прогоняя холодную зиму. Практически в каждой избе жили умельцы, владеющие дымковским мастерством. Из красной глины, смешанной с просеянным песком, рождались, появлялись на свет разные зверюшки: кони озорные, олени золоторогие, индюки важные, кавалеры отважные, свистульки голосистые да звери сказочные, диковинные.
10 слайд:
Особенностью росписи дымковской игрушки является простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов, зигзагов и полосок разной толщины.
-Для этой росписи используют сочетания ярких цветов. красного, малинового, желтого, голубого, зеленого, оранжевого, синего и, конечно, черного.
Есть в России уголок, Андрей К.
Где из труб идет дымок,
Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой:
Свистульками звонкими
С голосами тонкими,
Пестрыми фигурками.
Кошечками Мурками,
Расписными петухами,
Курицами, индюками,
Веселит, ласкает взор
Пестрый Дымковский узор.
-Ребята, какие краски использовали мастера дымковской игрушки? Назовите цвета.
Матрёшка, русская красавица. Чем она привлекает? Своей простотой и яркой росписью. Прелесть матрёшки не только в её красочности, но и в занимательности. Всех восхищают и удивляют куклы, вложенные одна в другую. Выражение лица у каждой матрёшки своё.
Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.
Ребята на ярмарке не только продавали изделия народных умельцев, но ещё веселились и играли.
Зазвучала музыка и я предлагаю детям поиграть в игру, в которую играли на Руси "Горелки с платочком"
Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек. Все хором:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева).
Тот,кто добежит до входящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший" горит" т. е водит. Молодцы!
Ребята, проходите на стулья.
- Давайте проверим, хорошо ли вы запомнили особенности народных промыслов на Руси. Я загадаю вам загадки:
Посуда не простая,
А точно – золотая!
С яркими узорчиками
Ягодками и листочками.
Называется она - (Золотая Хохлома)
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы.
А ну, назови-ка меня! (Дымковская игрушка)
Эта роспись на белом фарфоре –
Синее небо, синее море
Синь васильков,
Колокольчиков звонких.
Синие птицы на веточках тонких. (Гжель)
Вы готовы стать настоящими мастерами-умельцами. (ответы детей)
Тогда пройдём в мастерскую народных промыслов.
Детям предлагается подойти к рабочим столам. Ребята, мастеров пригласили на ярмарку, а они не успевают в срок выполнить работу, может мы им поможем? Что вы видите на столе? (матрешек). Что им необходимо дополнить?
Перед началом работы, давайте немного отдохнем и вспомним один из элементов росписи.
Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Солнышко просыпается, цветочек раскрывается
Солнышко садится, цветочек спать ложится.
Я предлагаю вам выбрать себе по матрешке, присесть за стол. Приступить к работе.
Взять кисточки, красками и расписать свою матрешку.
Самостоятельная деятельность детей.
Какие вы молодцы! У вас такие яркие и необычные матрешки.
Давайте оформим выставку наших матрёшек.
Рефлексия: Ребята, куда мы с вами сегодня путешествовали? А что видели на этой ярмарке? С какими народными промыслами вы познакомились?
Из чего изготавливают гжель, хохлому, дымковскую игрушку? Ребята, вы почувствовали себя мастерами? Вам понравилось расписывать матрёшек?