Юлия Наскидаева
«Ярмарка на Руси». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- продолжать знакомить детей с историей и традициями русского народа, с народными промыслами;
- учить находить различия и сходство современной ярмарки от ярмарки на Руси;
- воспитывать интерес к народной культуре;
Продуктивная деятельность «Хохломская посуда для ярмарки»
(пластилинография)
- закрепить знания детей о хохломской росписи;
- учить детей лепить элементы хохломы, составлять из них композицию.
Ход занятия.
1. Вводная часть: (воспитатель одет в русский сарафан, кокошник)
Публикация «„Ярмарка на Руси“, Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Воспитатель: Ребята, а скажите, пожалуйста, какой праздник отмечаем мы с вами и
весь славянский народ на этой недели?
Дети: Масленица.
Воспитатель: А что вы знаете об этом празднике?
Дети рассказывают, что это старинный, русский праздник. Его отмечают всю
Неделю; каждый день недели имеет своё название: понедельник -, вторник -, среда
четверг -, пятница -, суббота -, воскресенье -. Блин символ солнца.
Ребё нок : Эх, Масленица, да ты красавица!
Ты пришла с добром, маслом и яйцом,
Со блинами, пирогами. да с оладьями.
Блины масленые, шаньги мазаные.
Мы катаемся с горы от зори и до зори.
Воспитатель: Вот какой весёлый праздник устраивали русские люди на Масленицу; катались с горы на санях, на лошадях, играли в забавные народные игры, устраивали народные гулянья.
2. Основная часть:
Воспитатель: А ещё, на Масленичной недели, в старину, люди устраивали праздничную ярмарку.
А скажите, ребята, что такое ярмарка?
Дети: ярмарка – это место, где продаётся разный товар, сделанный своими руками.
Воспитатель: В наши дни бывают ярмарки, и чем они отличаются от ярмарки на
Руси?
(рассматривание иллюстраций с изображение старинной ярмарки, товара). Воспитатель: давайте перечислим товар, который можно было встретить на ярмарках старины.
Дети: обувь – валенки, лапти; самотканые ткани, половики; деревянную и глиняную, расписную посуду; вышитые скатерти, занавески, ручники и многое другое.
Дети: в наше время тоже проходят праздничные ярмарки, только там уже не увидишь товара сделанного своими руками. Там продаётся товар, который изготавливают на заводах и фабриках.
Воспитатель: ребята, а как вы понимаете слово «рукотворный товар»?
Дети: товар сделанный своими руками.
Воспитатель: а скажите, каким бы рукотворным трудом хотели заняться вы?
Дети перечисляют.
Воспитатель: я сегодня хочу предложить вам сделать посуду для нашей ярмарки, украшенную хохломским узором.
Перед тем, как начать работу, мы с вами отдохнём
И поиграем в народную, хороводную игру «Царевич - Королевич»
3. Заключительная часть.
Сегодня в нашей творческой мастерской мы будем делать посуду, украшенную элементами хохломы.
Воспитатель: а вы знаете, откуда родом эта техника рисования, почему её так назвали?
Дети: хохломской её назвали потому, что она родом из села Хохлома, Новгородской области.
Воспитатель: что украшали хохломской росписью?
Дети: деревянные двери, мебель, коромысло, посуду.
Воспитатель: правильно, рисовали именно на дереве, так как дерево был самым доступным, практичным и любимым материалом русских умельцев.
Художественная роспись – хохлома является одним из самых древних видов росписей русского промысла.
Ребята, назовите элементы хохломской росписи.
Дети: цветы, завитки, ягодки, листья, трава, капельки.
Воспитатель: а какие цвета имеет хохломская роспись и на каком фоне её расписывали?
Дети: Расписывали хохломскую роспись на чёрном и золотом фоне, а элементы прорисовывали красным, зелёным, оранжевым, немного белого.
Рассматривание хохломской посуды.
Воспитатель: сначала вам нужно будет по трафаретам вырезать силуэты посуды старины: крынки, половники, чашки и т. д.
На прошлом занятии мы с вами уже начали лепить заготовки для нашей посуды.
У кого уже готовы заготовки элементов, можете составлять композицию на своих тарелочках. Остальные долепливают зоготовки и так же начинают составлять свою композицию.
Дети работают под спокойную музыку.
После продуктивной деятельности воспитатель с детьми организовывает выставку для родителей «Золотая хохлома»
В заключении ребё нок читает стихотворение: «Золотая хохлома»