Татьяна Тукиш
Японская методика пальцевого массажа в работе с детьми с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-х летнего возраста, применяется методика пальцевого массажа и самомассажа.
Массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:
- массаж большого пальца – повышает активность мозга;
- массаж указательного пальца – стимулирует желудок и поджелудочную железу;
- массаж среднего пальца – улучшает работу кишечника;
- массаж безымянно пальца – стимулирует печень;
Публикация «Японская методика пальцевого массажа в работе с детьми с ОНР» размещена в разделах
- массаж мизинца - способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение;
Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом:
- работа рук способствует психическому успокоению (вязание на спицах);
- предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи);
- способствует возникновению успокаивающего эффекта;
В работе я использую систему упражнений для самомассажа, разработанную японским ученым Йосиро Цуцуми :
1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками.
2. Массаж ладонных поверхностей каменным, металлическими или стеклянными разноцветными шариками (марблз). Их нужно:
- вертеть в руках;
- щелкать по ним пальцами;
- стрелять;
-направлять в специальные желобки и лунки – отверстия, состязаться в точности попадания;
3. Массаж грецкими орехами :
- катать два ореха между ладонями;
- один орех прокатывать между пальцами;
- удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук;
4. Массаж шестигранными карандашами:
- пропускать карандаш между одним и двумя, тремя пальцами;
- удерживать в определенном положении в правой и левой руке
5. Массаж четками. Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетаем со счетом прямым и обратным
Обязательно добавляю к массажу игровые упражнения. Развитию мелкой моторики способствуют игры с различными мелкими предметами: с пуговицами, счетными палочками, спичками, крупой, зернобобовыми, бусами, прищепками, проволокой и т. д., например: с пуговицами.
Что делаем: учимся нанизывать пуговицы на проволочки или нити; выбирать на ощупь из мешочка все пуговицы с «ушками»; подвесив одну крупную пуговицу на плотной нити, раскручивать ее так, чтобы получился звук; считать пуговицы на ощупь; разыскивать среди большого количества разно-образных пуговиц спрятанный там камешек.
С разноцветными скрепками. Что делаем: учимся нанизывать скрепки одну на другую, чередуя по цвету или величине; разгибать их, собирать из них цепочку; подбирать рассыпанные скрепки пинцетом, магнитиком; вылавливать из воды колечки скрепкой, привязанной к нитке.
Также для игр используется и другой разнообразный традиционный и нетрадиционный материал.