Убабытова Анна Александровна
Консультация «Якутские народные сказки своими руками — для малышей»
▼ Скачать + Заказать документы
Якутские народные сказки своими руками – для малышей
Педагогам часто приходится слышать, как дошкольники обращаются к взрослому, уважаемому человеку на «ты», а вместо «здравствуйте» звучит «привет»; или как разгорается конфликт между детьми только лишь из-за того, что играющие не смогли договориться друг с другом. Действительно, в настоящее время дошкольникам нужны навыки, помогающие жить в современном мире. Это - так называемые коммуникативные навыки. Ведь уже в младшей группе дети активно вступают в различные отношения с окружающими, но еще не умеют регулировать свое общение со сверстниками, взрослыми. Здесь на помощь приходит ничем незаменимое средство – народная сказка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных отношений, умения общаться без конфликтов. Якутская народная сказка – это очень эффективное средство развития коммуникативных навыков ребенка в условиях ДОУ. Актуальность данного вопроса связана с его неполной разработанностью, так как нет соответствующих методических пособий в этом направлении.
Публикация «Консультация „Якутские народные сказки своими руками — для малышей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Республика Саха. Якутия
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Цель нашего опыта – изучить особенности использования рукотворных якутских сказок как средства развития коммуникативных навыков младших дошкольников.
Мы решили такие задачи:
1) сделали анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме коммуникативного развития младших дошкольников;
2) разработать систему занятий по развитию коммуникативных навыков младших дошкольников на основе якутских сказок;
3) разработать методические рекомендации по развитию коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста.
Практическая значимость состоит в обеспечении условий развития коммуникативной сферы воспитанников младшей группы и возможности использования материалов работы в практике детского сада.
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой активностью физического и психического развития. С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.
Отличительной чертой взаимоотношений младших дошкольников является повышение требований к организованности и самостоятельности поведения ребенка в деятельности. Настольный театр как сфера возрастных интересов детей доставляет им много радости и позитива, так как воздействует на чувства детей, привлекая своей новизной, красочностью, динамикой. Мир театра на столе, его выразительный язык, волшебство событий, естественным образом активизирует коммуникативные навыки младшего дошкольника.
Учитывая наличие большого количества в группе детей с низким уровнем коммуникативных навыков, требовалась работа с ними по их повышению.
Театр на столе – это зона успешного развития детской коммуникации, который манит младших дошкольников удивительными образами, событиями и превращениями. Любимыми героями малышей являются : бедняк Чаарчахаан, старуха Таал-Таал, братья Хороший Юдьийян и Худой Ходьугур, охотник Берген, сирота От Сыгынньах (Травяная Доха). Их вечными врагами выступают Алаа Могус (ненастный обжора) – многоголовое чудовище, фантастическое существо – коварный змей Могой. Своеобразны и выразительны образы волшебных существ: мифической птицы Ексекю, невиданного зверя Мэк Тугуй с тремя рядами ног.
Сейчас большое разнообразие в детских магазинах игрушек. Но, во-первых, эти игрушки не всегда доступны, а во-вторых игрушки, сделанные своими руками, приносят больше пользы в любом отношении.
Вот, например, настольный театр-сказка «И зайца кто-то боится» : все герои сделаны из бабок (бабки – это традиционный материал народа саха, косточки – использовались либо таранная кость сустава коров, либо пястные кости). Материал тщательно обрабатывается и оформляется акриловой краской, покрывается акриловым лаком.
Можно сделать сказочных персонажей из плотной бумаги или из картона. В изготовлении они просты, «управлять» такими куклами легко, управление такими куклами понятно и удобно даже малышам. Еще интересно, ведь если взять их пальцами, то кукла может передвигаться – получится настольная шагающая кукла.
Настольный театр, сделанный своими руками, способствует развитию коммуникативных навыков младших дошкольников, оказывает благотворный эффект, помогая ребенку справиться с переживаниями, страхами, получить недостающее внимание. Интересно, что трафареты для лиц героев театра ребенок может сделать сам. Но для более качественного их исполнения приходит на помощь педагог.
Игрушки для одного спектакля чаще всего подбираются так, чтобы они были изготовлены из материала одной фактуры (картон, фанера, бумага, природный материал – бабки, камень-галька). Для инсценировки сказок необходимо использовать дополнительные декорации: домики, деревья и т. д. Эти декорации можно так же изготовить из любого подручного и даже бросового материала. Всё зависит от возможностей и фантазии.
Работая по якутским сказкам, можно выделить следующие направления:
1 – создание психолого-педагогических условий для мотивации общения по сказочным сюжетам;
2 – развитие коммуникативных навыков каждого ребенка посредством игр-драматизаций и постановки спектаклей на основе якутских сказок.
Роль – это главное, что привлекает ребенка в игре-драматизации, ведь она выполняется при помощи игровых действий, где используется разный материал. Это – игрушки, чаще всего заместители настоящих предметов.
Расскажем об этапах данной работы.
Подготовительный этап. Составлен план работы. При реализации его была сформулирована проблема, цель, задачи. Подобран материал и оборудование Проведена беседа «Моя любимая сказка». Для привлечения родителей провели для них консультацию : на тему «Сказка в жизни малыша». Основной этап. При его реализации была прочитана сказка «И зайца кто-то боится», проведена беседа «Моя любимая сказка и мой любимый сказочный герой», проведено развлечение «В мире якутских сказок». Были прочитаны сказки, полюбившиеся детям: «Лиса и медведь», «Как ворона стала белой», «Старушка Бэйбэрикээн с пятью коровами». В ходе этой работы дети рассказывали друг другу о любимых сказках, познакомились с положительными и отрицательными героями сказок, стали планировать игры в настольном театре. Затем организовали предметно-развивающую среду для настольного театра «Якутские народные сказки» – персонажей и декорации. Персонажи и атрибуты настольного театра «Якутские народные сказки» можно выполнить из разного материала, но выбор их должен быть продуман с точки зрения безопасности и эстетичности. Это – картон, фанера, камни.
Родители так же приняли активное участие в реализации проекта, вместе с детьми дома рассматривали рисунки сказочных персонажей и беседовали по сказкам. Некоторые папы и мамы подключились своей помощью к нашей работе (помогали материалами и изготовлением некоторых кукол, атрибутов). Для родителей была разработана памятка «Расскажите детям о якутских сказках» и создан буклет «Сказка – это важно».
Итоговый этап. Работа шла быстро и увлеченно: нами создано много персонажей к любимым сказкам, дети и родители также с большим желанием трудились: рисовали, раскрашивали, клеили. И вот финальный этап оформление и презентация любимых сказок «И зайца кто-то боится», «Лиса и медведь». Дети и родители с удовольствием посмотрели эти сказочные сюжеты.
Итак, настольный театр по якутским народным сказкам – игра-театрализация – одно из простых и эффективных путей и средств развития коммуникативных навыков младших дошкольников. Очень важно, чтобы этот театр приносил малышам большую радость.
В заключение можно сделать следующие рекомендации.
1. В ДОУ должны быть созданы психолого-педагогические условия для коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
2. Педагогам ДОУ необходимо активизировать эмоционально и информационно насыщенные формы театральной деятельности через включение детей в игры-драматизации.
3. Для повышения эффективности работы по развитию коммуникативных навыков дошкольников педагогам необходимо знать: владеет ли тот или иной ребенок необходимыми игровыми навыками и умениями, знает ли сюжеты игр и может ли их реализовать.
4. В зависимости от характера игровой деятельности детей необходимо путем систематических совместных игр расширять знания о содержании действий, обогащать их игровые замыслы, формировать умение последовательно и до конца воплощать задуманное, умение понимать замысел сверстника.
5. Для решения задач развития коммуникативных навыков детей помогает сотрудничество педагогов с родителями.