Алла Сыроммятникова
Опыт работы «Патриотическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине»
В. А. Сухомлинский
Неоспоримо, что патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Воспитывать патриотизм необходимо с самого раннего детства.
Публикация «Опыт работы „Патриотическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Поэтому работу по нравственно-патриотическому воспитанию в нашей группе – детей раннего возраста (2-3 г., мы ведем последовательно и систематически. В основе нашей воспитательной деятельности лежит фактор формирования в сознании малыша чувства любви к самому близкому окружению ребенка – семье, детскому саду, своей стране.
Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, близким - матери, отцу, бабушке, дедушке. В соответствии с ФГОС и программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. В. Васильевой, по которой работает наш детский сад, основными целями и задачами по патриотическому воспитанию детей 2-3 лет является формирования образа «Я», уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной принадлежности.
Поэтому, система работы по патриотическому воспитанию в нашей группе ведется по следующим направлениям:
- НОД
- совместная деятельность педагога и детей
- самостоятельная деятельность детей
- взаимодействие с семьями воспитанников
- создание РППС в группе
Нашу работу делим по блокам :
«Моя семья», «Я и мое имя», «Праздники в моей семье», «Как зовут маму, папу, брата, сестру», «Какие они…», «Что значит любить родителей» - беседы.
Особенно акцентируем на содержании тематических бесед в праздники: «День Защитника Отечества», «Маме к 8 марта», «День России», «День родного города» и т. д.
В раннем дошкольном возрасте основой формирования любви к традициям своего народа – это произведения устного народного творчества и фольклора. Сказки – особая форма, призванная рассказать детям образно, доступно о добре и зле, трудолюбии, уважении к себе и окружающим. Научить честности, храбрости, смекалке, справедливости. При этом сказка не дает прямых наставлений, но в ее содержании заложен урок, который дети постепенно усваивают.
Мы используем такие сказки: «Курочка Ряба», Колобок», Теремок», «Репка», «Три медведя» и т. д.
Огромную роль играют чтение и разучивание потешек и народных песенок: «Петушок-петушок», Ладушки», «Киска-киска брысь», «Вот собачка Жучка»…
Активно используем чистоговорки, скороговорки, заклички, хороводные игры.
Особое внимание хочу уделить народным играм, играм-забавам. Они вызывают огромный интерес малышей, дарят деткам не только радость и веселье, но и дают информацию о повседневной жизни наших предков, их быте, труде, мировоззрении. «Каравай», «Березка», Карусель», «Зайка», «Манечки», «Ванечки».
Основное мест в нашей работе занимают – игры, игровые упражнения, игровые ситуации. Одна из любимых СРН «Семья». Ребенок отождествляет себя со взрослым, проектирует взрослую жизнь, уклад, быт через игру на себя, приобретает социально-коммуникативный опыт. Тема «Семьи» очень благодатна. Она реализуется нами в художественном творчестве: лепка, рисование, наших самых любимых видах деятельности. Также по теме «Семья» нами собран огромный дидактический материал – картотеки дидактических игр («Чья мама», «Чей малыш», «Ласковые слова», Вежливые слова»; картотека пальчиковой гимнастики, физкультминуток. Примером любимой и частоиспользуемой пальчиковой игры служит «Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка,.»
Хочу уделить внимание и теме воспитания любви к Родному городу. Детям раннего возраста еще трудно представить, что такое город. Поэтому мы начинаем знакомить наших воспитанников с понятиями : «Ближайшая улица», «Улица на которой я живу», «Мой дом».
В этом нам помогают наблюдения. На прогулке мы часто рассматриваем дома, Воспитатель может обратить внимание детей на дома, расположенные около ДОУ, на то, что их много, улица длинная, у каждого дома или квартиры свой номер, по которому их можно найти.
Большим подспорьем в патриотическом воспитании - является наглядная информация. Основное - это патриотический уголок, иллюстрации самых главных достопримечательностей родного города, края, где большинство детей могли и смогут побывать с родителями.
Шаг за шагом в нашей воспитательной деятельности мы подходим к основному понятию "Родная страна". Понятие "стана" для малышей трудно, как и понятие "город". Поэтому к жизни своей страны дети приобщаются во время праздников и тематических развлечений. примером может послужить, развлечение-забава "Масленица", которое мы проведем в нашей группе в дни "Масленичной недели". В патриотическом воспитании мы часто используем наглядные иллюстрации с изображением Родной страны в разные времена года, малыши с удовольствием рассматривают красочные пейзажи, а воспитатель ненавязчиво знакомит с культурой своего народа, часто повторяем детям название своей страны.
Особое внимание хочу уделить комплексу мероприятий по взаимодействию с семьями. Мы планируем провести ряд консультаций для родителей на тему "Нравственное воспитание детей", "Роль семьи в патриотическом воспитании детей младшего возраста".
В рамках родительского собрания нами было проведено анкетирование родителей "Знаете ли вы своего ребенка?"
В планах проведения благоустройство и озеленение совместно с родителями летней площадки в формате "Трудового десанта", а также проведения конкурса совместного творчества с родителями по изготовлению тематических подделок в группе ДОУ.
В нашей ежедневной работе мы стремимся к привлечению родителей к активному участию в жизни в группе и нашего ДОУ в целом. Все это формирует у наших воспитанников чувство заинтересованности в выполнении общего дела, радость от достигнутого результата.
В ходе проделанной работы с твердой уверенностью могу обобщить о первых результатах. Дети больше знают о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
Родители наших воспитанников стали более осознанно относиться к вопросам патриотического воспитания, их участие в жизни группы и детского сада стало более активным и ощутимым.
Планомерная, систематическая работа, использование различных средств воспитания, разных форм и методов работы, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки помогут нам дать положительные результаты и в будущем. Стать базовой основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию во второй группе детей раннего возраста. А главное помогут нам решить сложную и многоцелевую задачу - воспитать патриота своей Родины, и будущего гражданина Великой Страны.