Татьяна Ефимова
Консультация «Я хочу приемного ребенка. Зачем?»
▼ Скачать + Заказать документы
«Я хочу приемного ребенка. Зачем?»
В современном российском обществе активно развивается форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в замещающие семьи. Главная задача, которая ставится для замещающей семьи, это обеспечение успешной социализации ребенка в обществе, а также помощь его гармоничному развитию в семье. В данной статье хотелось бы поговорить о первом шаге к приемному родительству, а именно о мотивации.
Публикация «Консультация „Я хочу приемного ребенка, Зачем?“» размещена в разделах
Специалисты Службы подбора, подготовки и сопровождения замещающих семей КГБУ Детский дом 32 уделяют большое внимание мотивации кандидатов в усыновители и опекуны как во время подготовки, так и при выдачи Свидетельства о прохождении курсов. Так какой же должна быть мотивация будущего приёмного родителя?
Первая, и самая очевидная – отсутствие детей. Причины могут быть совершенно разнообразные: бесплодие, потеря/смерть ребенка, возраст родителей не позволяет завести кровных детей, отсутствие партнера. Ресурсов в данной мотивации много – наличие жизненного опыта у потенциального приемного родителя, наличие «нерастраченных» чувств, желание заботиться, отдавать, потенциально возможная сложившаяся материальная база для развития и воспитания приемного ребенка, возможность уделять ему время.
Но, несмотря на такой «богатый» потенциал эта мотивация одна из наделенных высокими рисками. В случае бесплодия в рисках может быть потенциальное ослабление здоровья (не секрет, что среди методов лечения бесплодия и оперативные вмешательства, и гормональная терапия). К тому же очередная неудавшаяся попытка завести ребенка это психологическая травма для обоих партнеров. Зачастую, особенно для женщины.
В паре важное значение имеет тот факт, кто является причиной невозможности завести кровного ребенка. При длительной работе с такими парами проявляется чувство вины и стыда за «невозможность» зачать и/или родить у того партнера, кто бесплоден и чувство подавляемой злости, негодования у того, кто находится в позиции ожидающего, «здорового» партнера. Весь этот комплекс чувств, если с ними не работать сопровождает пару и на пути к приемному родительству, часто являясь причиной разногласий и нарушений взаимоотношений в паре.
Потеря/ смерть ребенка просто пропитано рисками. И непрожитое горе, и скрытое бессознательное желание «поставить» на роль ушедшего другого, «замещающего ребенка», и желание справиться с собственными чувствами с помощью другого. Полно и объемно раскрыл данный аспект Поро Моррис в книге «Замещающий ребенок». Весьма важно, чтобы с момента потери (выкидыш, замершая беременность, аборт, мертворождение, смерть) прошло не менее года до момента принятия в семью ребенка.
Однако, важно подчеркнуть, что все, даже обладающие высокой степенью рисков мотивации, при донесении их до сознания, могут сменить свой полюс на положительный.
В случае возраста, не позволяющего паре/ человеку завести биологического ребенка риски могут быть следующие: сам возраст, наличие сопутствующих заболеваний, которые могут снижать качество жизни, в связи с большой разницей в возрасте проблема отцов и детей также может стать препятствием к успешному приемному родительству.
Отсутствие партнера и желание взять приемного ребенка может быть бессознательно продиктовано желанием заменить ребенком самого партнера. Без открытого сексуального или эротического аспекта. Просто есть ребенок, который позволяет на него проецировать либидо (энергию, не заботясь о поиске партнера.
Вторым по частоте встречаемости, хотелось бы обозначить желание исправить ошибки. К примеру, в жизни человека уже был родительский опыт, но по мнению самого человека не очень удачный (может не иметь к реальности никакого отношения, это его субъективное переживание этой реальности). И он решает «все исправить» при помощи приемного ребенка. «При помощи», потому что ребенок здесь часто выступает не субъектом, а объектом для борьбы с собственной виной, чувством не успешности. Иногда, чувствуя повышенную вину и чувство долга у приемного родителя ребенок актуализирует это, инициируя манипулятивные отношения в семье.
Третий пункт – это религиозные и социальные мотивы - сделать «благое дело», «спасти человека», дать ему «путевку в жизнь», «кому-то помочь». Большое уважение и почтение вызывают высокодуховные и социально активные граждане, однако, приемный ребенок настолько «тонкая и непредсказуемая материя», которая часто не оценивает всех благ, которые ему предоставляет приемный родитель с такой мотивацией. Существует риск, что за сверхвысокими целями можно не увидеть личности ребенка, никогда с ней не встреться.
Важно, что у таких родителей много энергии, созидания, большой круг контактов, что неоспоримо является ресурсами.
Четвертая мотивация – нежелание оставаться одному. Вот типичные высказывания потенциальных приемных родителей : «ребенок оживит мою жизнь», «чувствую, что я один, а так мы будем вместе», «в нормальной семье должны быть дети». Эта мотивация является негативной, так как приемный ребенок придет в семью и будет отрабатывать свои травмы, в том числе и травму одиночества и покинутости, которую приемный родитель должен будет контейнировать (помогать справляться с ней, облечь в слова). А поскольку все его действия направлены на избегание одиночества, то справиться двоим с непонятным, хаотичным, мало контролируемым чувством будет сложно вдвойне.
Пятая мотивация – родственная приемная семья – это случается, когда кровные родители утрачивают возможность выполнять свои родительские функции или права и на помощь приходят какие-либо родственники, становясь родственным приемным родителем. В этой ситуации семье необходима помощь Службы сопровождения замещающих семей, так как высок стрессовый фактор.
Шестая мотивация – профессиональная приемная семья. Это семья, которая воспитывает сразу несколько детей, всесторонне занимаясь ими. Государство, в свою очередь, заботится о материальной безопасности данной семьи. Эта мотивация может нести как положительный, таки и отрицательный полюс. Положительный и ресурсный полюс – это жизненный и родительский опыт, умение взаимодействовать с ребенком также из профессиональной позиции, часто отсутствие необходимости совмещать воспитание детей и работу, наличие времени.
Среди рисков важно отметить возможное превалирование материальных интересов, единообразный, «рабочий», привычный подход ко всем детям. Особенно это отражается в отношении формировании социально одобряемого поведения и положительной учебы у ребенка («у меня все дети ведут себя…» «в нашей семье не получают тройки» и т. д.). Часто происходит как бы не замечание личности ребенка, ее индивидуально-типологических особенностей, отсутствует терпимость к слабостям. Такая форма взаимодействия чревата формированием роли «козла отпущения», коалиций и т. п.
В заключении хотелось бы отметить, что реже встречаются также следующие мотивации: желание иметь ребенка определенного пола, желание избежать родовой боли, желание «освежить» отношения с партнером/ в семье, желание компенсировать травму своего детства, желание «удержать» кого-либо в семье. Все они, без сомнения, являются негативными и повышают риск возникновения психических нарушениях у членов всей семьи, социальной дезадаптации и возвратов детей обратно в учреждения.