Анжелика Соломина
Изучение сезонных изменений деревьев с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Соломина Анжелика Петровна,
воспитатель
МДОУ «Сернурский Центр развития
ребенка – детский сад «Колокольчик»,
п. Сернур
ИЗУЧЕНИЕ СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ДЕРЕВЬЕВ
С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель: исследовательская деятельность по изучению сезонных изменений деревьев нашего парка.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
- Познакомить детей с историей создания парка в п. Сернур.
Темочки:
- Времена года. Макеты сезонных деревьев
- Деревья и кустарники
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
- Формировать у дошкольников элементарные представления о жизни деревьев в разное время года.
- Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение сравнивать, обобщать. Отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой).
- Формирование экологического отношения детей к природе.
- Развивать семейное творчество и сотрудничество семьи и детского сада.
Экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения. Рядом с нашим поселком находится парк имени 20-летия Победы, любимое место отдыха жителей Сернура. Осиновые, березовые рощи, еловые, сосновые и лиственничные посадки являются истинным украшением Сернура.
Воспитание ребенка через общение с природой - одна из главных задач экологического воспитания. Поэтому мы с родителями решили поближе познакомить наших детей с парком и отправились на экскурсию. Мы познакомили детей и родителей с историей парка, с его обитателями. У всех возникло желание сохранить природу нашего парка, содержать его в чистоте. Именно во время прогулок и экскурсий, через познание, прикосновение к живому окружающему нас миру наши дети учатся наблюдать, постигать тайны, ориентироваться во времени и пространстве, появляется чувство прекрасного, воспитывается сострадание к природе, желание ее беречь и сохранять.
В качестве объекта исследования выбрали деревья нашего парка. Дерево – прекрасный объект экологических наблюдений (так, лиственные деревья имеют хорошо выраженные сезонные изменения). Деревья, которые должны знать дети во второй младшей группе : береза, ель, клен, рябина, дуб.
Условия для изучения
1. Создана предметно – развивающая среда, обогащенная методической и детской литературой, иллюстрациями, картами.
2. Созданы методические разработки: серии занятий, развлечений, праздников, экскурсий, игр.
3. Создан уголок природы, мини – лаборатория, «Центр воды и песка».
Ожидаемые результаты
1. Развитие познавательной активности детей.
2. Повышение уровня знаний у родителей и детей о природе родного поселка, охране природы.
3. Непосредственное участие родителей и детей в изучении сезонных изменений деревьев и в организации различных экологических мероприятий.
Содержание работы
Моделирование проблемной ситуации прошло в игровой форме. Старичок - Парковичок прислал письмо детям, в котором он попросил детей изучить деревья в парке и собрать альбом «Деревья нашего парка».
Содержание этапов изучения
Изучение включает три этапа – подготовительный, исследовательский и заключительный (обобщающий).
Содержание Срок Задачи
1 2 3
I этап – подготовительный
Анкетирование родителей об экологическом воспитании в детском саду.
Первичная диагностика детей
июнь - август Выявить уровень экологического воспитания дошкольников и родителей
Экскурсия в парк с родителями
Знакомство с историей создания парка, его флорой и фауной
Выбор дерева, которое нравится больше всего Узнать название дерева, познакомиться со своим деревом - подойти к нему, шепнуть свое имя, обнять, погладить кору, полюбоваться его красотой, познакомиться с особенностями его внешнего вида (цвет коры деревьев, форма листьев)
Чтение художественной литературы о природе, рассматривание иллюстраций деревьев в детских книгах.
Дидактическая игра «Собери дерево» Дать представления о деревьях. Показать особенности строения деревьев (ствол, ветки, листья, иголки).
Дидактическая игра «Определи дерево по листочку» Учить различать деревья по листьям и называть их
Совместная продуктивная деятельность детей и родителей.
Выставка рисунков «Портрет моего дерева»
II этап – исследовательский
Экскурсия в парк с родителями
сентябрь - ноябрь Расширить представления детей о характерных признаках осени, уточнить представления об изменениях, происходящих осенью в жизни деревьев
Игра «Найди и принеси красный, желтый, зеленый, оранжевый лист» Знакомить с осенним явлением природы – листопадом. Учить различать листья по цвету
Изготовление гирлянд из осенних листьев Учить детей видеть красоту осенней природы
Чтение художественной литературы о природе, рассматривание иллюстраций деревьев в детских книгах Знакомить с характерными особенностями осенних деревьев.
А. Плещеев «Осень наступила», К. Бальмонт «Осень», Л. Толстой «Осень», Л. Твардовский «Лес осенью»
Дидактическая игра «Назови плод» Познакомить с плодами рябины, дуба (желудь, ели (шишка).
Дидактические игры «Найди самый большой лист»,
«Разложи листочки по цвету»
«Раз, два, три – к березе, елочке…. беги» Учить различать листья деревьев по размеру, цвету, форме
Пение песни В. Петренко, Ю. Михайленко «Осень»
Совместная продуктивная деятельность детей и родителей.
Выставка композиций «Осень золотая»
Экскурсия в парк с родителями
декабрь – февраль
Расширить представления детей о характерных признаках зимы, уточнить представления об изменениях, происходящих в жизни деревьев зимой (на деревьях нет листьев, на ветках деревьев лежит снег, березу можно отличить по стволу дерева, елка не изменилась (иголки, на рябине сохранились ягоды. Привлекать внимание детей к красоте деревьев в зимнем уборе, вызывать желание любоваться ими.
Чтение художественной литературы о природе, рассматривание иллюстраций деревьев в детских книгах Знакомить с характерными особенностями деревьев зимой.
С. Есенин «Береза», Л. Воронкова «Снег идет», Н. Некрасов «Зима»
Выставка рисунков «Зимний парк» Учить показывать в рисунке особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период
Рисование ветки рябины пальчиками Расширить представление о рябине, о ее значении для птиц зимой
Изготовление кормушек для птиц Формировать желание помогать птицам зимой
Пение песен М. Еремеева «Снег идет».
Игра «Ой ты, зимушка – зима»
Совместная продуктивная деятельность детей и родителей.
«Конкурс кормушек»
Экологическая акция «Елочка, живи»
Экскурсия в парк с родителями
март - май
Расширить представления детей о характерных признаках весны, уточнить представления об изменениях, происходящих в жизни деревьев весной (на деревьях появились почки, из почек распускаются маленькие листочки)
Чтение художественной литературы о природе, рассматривание иллюстраций деревьев в детских книгах Знакомить с характерными особенностями деревьев весной.
А. Плещеев «Весна»
Наблюдение за птицами (Птицы вьют гнезда на деревьях. В скворечниках живут скворцы. Птицы сидят на ветках и весело поют) Формировать желание наблюдать за птицами, сидящими на ветках деревьев
Пение песни А. Филиппенко «Песня о весне»
Совместная продуктивная деятельность детей и родителей.
Акция «Чистый парк»
III этап - обобщающий
«Праздник Русской березки»
Создание альбома «Деревья нашего парка»
В основе обобщающего этапа лежит «Праздник русской березки», где дети закрепили знания о деревьях, об их красоте и пользе. Воспитывается бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.
Итог изучения :
Итогом исследования стало обобщение результатов нашей работы в альбоме «Деревья нашего парка»
1. В ходе изучения у детей возрос интерес к жизни и сезонным изменениям деревьев.
2. С помощью различных игр дети закрепили цвет, форму овощей, проявляли внимание, усидчивость и настойчивость в достижении цели.
3. Вместе с родителями принимали активное участие в творчестве, проведении выставок, конкурсов, акций.
4. Родители с удивлением обнаружили, что деревья - это интересный объект для наблюдения и развития ребенка.
Список литературы:
1. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. : Мозаика – Синтез, 2005. –104с.
2. Соломенникова, О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 48 с.
3. Голицына, И. С. Перспективное планирование в детском саду. 2 – я младшая группа. Реализация ФГТ в ДОУ. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2011. – 36 с.
4. Зверев, А. Т. Экологические игры. – М., 2001.