Елена Карцева
Изучение родственных слов при работе с детьми с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Изучение родственных слов при работе с детьми с общим недоразвитием речи
Дети старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня имеют бедный словарный запас. При обследовании выясняется, что они не понимают, не знают значения многих слов, часто не умеют правильно употребить слова, т. е. их словарный запас количественно и качественно отличается от нормы речевого развития. Обычно дошкольники 5—6-летнего возраста хорошо выполняют задания на словообразование, дети с ОНР самостоятельно, без предварительного обучения с этими упражнениями не справляются.
Публикация «Изучение родственных слов при работе с детьми с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
Одно из направлений в коррекции и формировании лексической стороны речи у детей с ОНР III уровня — обогащение словарного запаса за счет обучения их навыкам словообразования. Детей учат устанавливать родственные связи между однокоренными словами, используя на занятиях занимательные стихи, рифмованные тексты, загадки, помогающие раскрыть тему в доступной форме.
Работу над родственными словами следует проводить на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях, а также дома с родителями.
Разработана следующая последовательность ознакомления детей с родственными словами.
Занимательные стихи, рифмованные тексты, загадки, помогающие раскрыть тему в доступной для детей форме, способствуют осознанию и усвоению родственных слов.
Для последовательного ознакомления детей с родственными словами необходимо :
— наблюдения, которые подводят детей к осознанию родственных слов в тексте;
— упражнения в определении родственных слов в тексте;
- упражнения на группировку родственных слов и самостоятельный их подбор;
- упражнения, направленные на использование родственных слов детьми в собственной речи (например, составление предложений с заданными словами, пересказ текстов, составление рассказов).
Дети подводятся к пониманию того, что многие слова могут иметь «родственников». Слова – родственники не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу.
Логопед
Мы слова похожие,
Как родственники схожие.
Мы живем одной семьей,
Поиграть хотим с тобой.
Логопед читает стихотворение «Яблоко».
На пригорке яблонька стояла,
Яблочко на яблоне
поспевало.
Солнышко пригрело —
яблоко созрело.
Ветерок подул — яблоко
спугнул.
По тропинке яблоко
покатилось,
На варенье яблоко
пригодилось.
Получилось яблочное варенье,
А пирог с ним яблочный –
Просто объеденье!
На доске выставляется картинка с изображением яблока, логопед читает второй раз и совместно с детьми выделяет родственные слова, на доске выставляются новые картинки (яблочко, яблоня, яблочный, яблонька).
Для упражнения детей в определении родственных слов в тексте на занятиях можно использовать разные стихи, предложенные Александриной И. Н. (Логопед. №1, 2008г.).
Для определения родственных слов в тексте можно использовать загадки. Работа с загадкой всегда интересна для детей, потому что в ней даётся поэтическое, метафорическое описание предмета, уделяется внимание каким – то отдельным чертам, по которым он может быть узнан.
При этом выясняется, что загадка имеет ещё один секрет – слова – «родственники», которые спрятаны в ней, и их надо услышать и назвать.
Длинные и тёплые
Сапожник сшил из кожи,
Зимой обуть их сможем. (Сапоги.)
После того как дети начнут легко узнавать родственные слова, научатся выделять их из текста, целесообразно приступить к упражнениям на их группировку и самостоятельный подбор. Детям предлагается закончить рифмованные строчки нужными словами – «родственниками».
Мама сыплет соль в солонку.
Масло я кладу в … (маслёнку).
Много хлеба в хлебнице,
А конфет в … (конфетнице).
Дети с ОНР часто подбирают родственные слова по одним внешним, звуковым признакам, не вдумываясь в значение слов. Для них родственными могут быть такие слова : газ – газета, лес – лиса, дом – домино, то есть при словообразовании они проводят дифференциацию между родственными и похожими по звучанию словами, но имеющими другой смысл. Поэтому следует предложить детям послушать цепочку слов и назвать слово, которое не подходит.
Например: дом, домик, домашний, домино, домище; лис, лиса, лесок, лисий, лисёнок и т. П. Называя лишнее слово, дети подбирают к нему настоящие родственные слова, тем самым вырабатывая привычку задумываться над значением слова.
Предшествующая работа позволяет перейти к упражнениям, направленным на использование родственных слов детьми в собственной речи. На этом этапе следует учить детей пересказывать тексты с установкой на то, что слова –«родственники», которые дети должны найти сами, не должны «потеряться».
Постепенно следует усложнить задания, предлагая детям придумывать свои небольшие рассказы из 4 – 7 предложений со словами – «родственниками», например:
Лес, лесной, лесник; снег, снежок, подснежник и т. п.
Это задание можно предложить для выполнения дома с родителями. Ребёнок вместе со взрослым составляет мини – сочинение с заданными родственными словами, которое записывает и красочно оформляет. Дети любят, когда их домашние сочинения зачитываются и обсуждаются в группе.