МААМ-картинки

Изучение родственных слов при работе с детьми с общим недоразвитием речи

Елена Карцева
Изучение родственных слов при работе с детьми с общим недоразвитием речи

Изучение родственных слов при работе с детьми с общим недоразвитием речи

Дети старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня имеют бедный словарный запас. При обследовании выясняется, что они не понимают, не знают значения многих слов, часто не умеют правильно употребить слова, т. е. их словарный запас количественно и качественно отличается от нормы речевого развития. Обычно дошкольники 5—6-летнего возраста хорошо выполняют задания на словообразование, дети с ОНР самостоятельно, без предварительного обучения с этими упражнениями не справляются.

Публикация «Изучение родственных слов при работе с детьми с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Одно из направлений в коррекции и формировании лексической стороны речи у детей с ОНР III уровня — обогащение словарного запаса за счет обучения их навыкам словообразования. Детей учат устанавливать родственные связи между однокоренными словами, используя на занятиях занимательные стихи, рифмованные тексты, загадки, помогающие раскрыть тему в доступной форме.

Работу над родственными словами следует проводить на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях, а также дома с родителями.

Разработана следующая последовательность ознакомления детей с родственными словами.

Занимательные стихи, рифмованные тексты, загадки, помогающие раскрыть тему в доступной для детей форме, способствуют осознанию и усвоению родственных слов.

Для последовательного ознакомления детей с родственными словами необходимо :

— наблюдения, которые подводят детей к осознанию родственных слов в тексте;

— упражнения в определении родственных слов в тексте;

- упражнения на группировку родственных слов и самостоятельный их подбор;

- упражнения, направленные на использование родственных слов детьми в собственной речи (например, составление предложений с заданными словами, пересказ текстов, составление рассказов).

Дети подводятся к пониманию того, что многие слова могут иметь «родственников». Слова – родственники не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу.

Логопед

Мы слова похожие,

Как родственники схожие.

Мы живем одной семьей,

Поиграть хотим с тобой.

Логопед читает стихотворение «Яблоко».

На пригорке яблонька стояла,

Яблочко на яблоне

поспевало.

Солнышко пригрело —

яблоко созрело.

Ветерок подул — яблоко

спугнул.

По тропинке яблоко

покатилось,

На варенье яблоко

пригодилось.

Получилось яблочное варенье,

А пирог с ним яблочный –

Просто объеденье!

На доске выставляется картинка с изображением яблока, логопед читает второй раз и совместно с детьми выделяет родственные слова, на доске выставляются новые картинки (яблочко, яблоня, яблочный, яблонька).

Для упражнения детей в определении родственных слов в тексте на занятиях можно использовать разные стихи, предложенные Александриной И. Н. (Логопед. №1, 2008г.).

Для определения родственных слов в тексте можно использовать загадки. Работа с загадкой всегда интересна для детей, потому что в ней даётся поэтическое, метафорическое описание предмета, уделяется внимание каким – то отдельным чертам, по которым он может быть узнан.

При этом выясняется, что загадка имеет ещё один секрет – слова – «родственники», которые спрятаны в ней, и их надо услышать и назвать.

Длинные и тёплые

Сапожник сшил из кожи,

Зимой обуть их сможем. (Сапоги.)

После того как дети начнут легко узнавать родственные слова, научатся выделять их из текста, целесообразно приступить к упражнениям на их группировку и самостоятельный подбор. Детям предлагается закончить рифмованные строчки нужными словами – «родственниками».

Мама сыплет соль в солонку.

Масло я кладу в … (маслёнку).

Много хлеба в хлебнице,

А конфет в … (конфетнице).

Дети с ОНР часто подбирают родственные слова по одним внешним, звуковым признакам, не вдумываясь в значение слов. Для них родственными могут быть такие слова : газ – газета, лес – лиса, дом – домино, то есть при словообразовании они проводят дифференциацию между родственными и похожими по звучанию словами, но имеющими другой смысл. Поэтому следует предложить детям послушать цепочку слов и назвать слово, которое не подходит.

Например: дом, домик, домашний, домино, домище; лис, лиса, лесок, лисий, лисёнок и т. П. Называя лишнее слово, дети подбирают к нему настоящие родственные слова, тем самым вырабатывая привычку задумываться над значением слова.

Предшествующая работа позволяет перейти к упражнениям, направленным на использование родственных слов детьми в собственной речи. На этом этапе следует учить детей пересказывать тексты с установкой на то, что слова –«родственники», которые дети должны найти сами, не должны «потеряться».

Постепенно следует усложнить задания, предлагая детям придумывать свои небольшие рассказы из 4 – 7 предложений со словами – «родственниками», например:

Лес, лесной, лесник; снег, снежок, подснежник и т. п.

Это задание можно предложить для выполнения дома с родителями. Ребёнок вместе со взрослым составляет мини – сочинение с заданными родственными словами, которое записывает и красочно оформляет. Дети любят, когда их домашние сочинения зачитываются и обсуждаются в группе.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Они какие?» Образование относительных прилагательныхДидактическая игра «Они какие?» Образование относительных прилагательных Дидактические игры очень часто используются в работе учителя-логопеда. При помощи игры ребенок быстрее усваивает задаваемый материал, развивается.

Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями "Познание". "Здоровье", "Физическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Изучение родственных слов при работе с детьми с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 14 июля 2014 в 20:50
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД