Анастасия Ильинична
Изучение коммуникативной культуры детей 6-го года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Актуальной задачей обучения дошкольников языку является обеспечение связи между развитием у детей речи и развитием их коммуникативных умений. Именно коммуникативная направленность обучения помогает освоить язык в процессе речевой деятельности дошкольников. Актуальность проблемы заключается в том, что в работе по развитию речи дошкольников целью должно стать не только усвоение детьми определенного объема знаний, но и развитие коммуникативных умений и навыков, умение применять их на практике в коммуникативно-речевой деятельности.
Публикация «Изучение коммуникативной культуры детей 6-го года жизни» размещена в разделах
Различные аспекты речевого развития дошкольников отражены в трудах педагогов, психологов, лингводидактов (А. Аматьева, A. Богуш, Н. Гавриш, Н. Горбунова, В. Коник, К. Крутий, Н. Кудикина, Н. Луцан, И. Луценко, B. Ляпунова, И. Непомнящая, Ю. Руденко, А. Соловьева, Е. Тихеева, А. Шахнарович, М. Черкасов, А. Ушакова, В. Ядешко и др.).
Освещению проблемы речевого развития посвящен ряд научных трудов. А. Дьяченко. А. Струнино, А. Смага рассматривают проблему интеллектуализации речи. Особенности понимания детьми слов и понятий освещены в работах А. Логиновой.
Проблема речевого общения рассматривалась в трудах таких выдающихся ученых, как Л. Выготский, Д. Эльконин, Г. Леушина, А. Леонтьев, М. Лисина, А. Запорожец, Т. Пироженко, Г. Менг. Глубокий анализ понятий «коммуникативная компетенция» и «коммуникативная компетентность» в отношении детей-дошкольников сделан в исследованиях К. Крутий.
Общение детей как коммуникативную деятельность рассматривают М. Лисина и Т. Репина. С. Богуславская определяет влияние коммуникативных умений на психическое развитие дошкольника. Вопросами игровой деятельности детей дошкольного возраста занимаются Л. Артемова, А. Богуш, Г. Григоренко, Л. Ищенко, А. Полищук, Т. Пониманская, А. Чепка и др.
С учетом изученности и актуальности проблемы целью работы является обоснование подхода к разработке методики формирования коммуникативных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе организации и проведения игр-драматизаций.
Основная часть
Коммуникация – (от лат. Communicatio – единство, передача, соединение, сообщение, связанное с глаголом лат. Communico – делаю общим, сообщаю, соединяю, производным от лат. Communis – общий) – это процесс обмена информацией (фактами, идеями, взглядами, эмоциями и т. д.) между двумя или более лицами. Согласно определим, что коммуникативные способности – это качественная продуктивная общительная деятельность человека.
Коммуникативная компетенция ребенка дошкольного возраста – это сфера проявления коммуникативной функции речи, которая охватывает не только способность к обмену мнениями, но и потребность в контактировании, обмене эмоциями, налаживании практического взаимодействия, а также метаязыковую функцию. По А. Арушанову, свое полное воплощение коммуникативная функция находит в диалоге.
По мнению К. Крутий, коммуникативная компетентность – это высшая степень коммуникативной культуры и культуры речевого общения, овладения языком, что предполагает овладение теоретическим (практическими) знаниями о языке (элементарная лингвистическая компетенция, овладения орфоэпическими, лексическими, грамматическими умениями и навыками (языковая компетенция, умение соотносить языковые средства с целью, задачами и условиями общения (речевая компетенция, умение организовывать речевое общение в конкретных социальных условиях (социокультурная компетенция).
Т. Пироженко подчеркивает, что «включение речи в различные виды деятельности – познавательную, художественную, конструктивную, игровую – обеспечивает речи детей новой лексикой, сложными грамматическими конструкциями. Развитие речи и общения взаимосвязаны: общаясь, ребенок обращается к речи как к основному способу его осуществления; включение ребенка в речевое общение со взрослыми и сверстниками положительно влияет на развитие его коммуникативных потребностей и речи».
А. Богуш обращает внимание на то, что в дошкольном возрасте в речевом развитии детей «приоритет отдается организации речевой деятельности детей в процессе общения, а также созданию педагогом соответствующих жизненных ситуаций для реализации цели развития речевых умений и навыков дошкольников» .
В исследовании Н. Гавриш представлен концептуально-методический подход к проблеме развития речевой деятельности в дошкольном возрасте, что рассматривается как стержень развития творческих способностей детей в различных видах художественной деятельности; научно обоснована и апробирована модель стимулирования и развития речевой творчества, объединяющий художественно-эстетический, речевой, интеллектуально-творческий и личностный компоненты, доказана эффективность ее использования.
Исследования Н. Водолага было направлено на обучение рассказывания детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Таким образом, проблема формирования коммуникативной компетенции дошкольников средствами игры приобретает особую актуальность и показывает, что гармоничному всестороннему развитию детей в условиях дошкольных учебных заведений способствует сам процесс обучения и воспитания с помощью игровой деятельности. В процессе игрыуспешно осуществляется формирование коммуникативных умений дошкольника, происходит социализация ребенка, то есть сотрудничество, содружество со сверстниками и воспитателем.
Формирование коммуникативных умений и навыков старших дошкольников зависит от многих факторов, среди которых главное место отводится психологической готовности ребенка к общению. Игровая деятельность развивает ораторские способности, улучшает речь, мимику, повышает самооценку ребенка. Согласно успех будет зависеть от способности субъекта мобилизовать в процессе общения свои знания, умения, навыки, способы деятельности для решения тех или иных проблем. Поэтому главным критерием в определении сформированности коммуникативной компетенции ребенка будет ее успешность во взаимодействии с собой и другими в разных речевых ситуациях.
Научные исследования и лучший педагогический опыт свидетельствуют, что игра-драматизация является одним из важных средств формирования коммуникативных умений и навыков у детей, она дает широкий простор для проявления творческих способностей, самостоятельности и инициативности детей.
Несмотря на это, раскроем основные аспекты работы педагогов по подготовке к использованию игры-драматизации в формировании коммуникативных умений и навыков детей.
Игра-драматизация – это свободная творческая импровизация. Ребенок проявляет словесную, песенную, музыкально-ритмическую творчество, самовыражается, развиваются творческие способности дошкольников. Поэтому ставятся соответствующие требования к выполнению ролей, такие как выразительное, громкое и четкое речи; изменение темпа речи, силы голоса; соблюдение определенных интонаций, движений и мимики; взаимодействие в коллективе. Всех этих навыков дети приобретают в процессе организованного обучения и во всех видах деятельности.
Данные нашего исследования мы получили в процессе ежедневных, систематических наблюдений, индивидуальных и групповых бесед; на ежедневных занятиях; в процессе проведения дидактических игр, решение творческих задач.
Изучение уровня сформированности речевой коммуникации старших дошкольников проводилось в три этапа. Задания были подобраны из общих (М. Лисина) и специальных (С. Миронова, Н. Пахомова) методик.
На первом этапе проводилось наблюдение за произвольным общением детей. В процессе наблюдения особое внимание уделяется характеру общения детей, активности в общении, общению в соответствии с ситуацией, умению слушать и понимать речь, легком установлению контакта с детьми и взрослыми, ясности и последовательности высказывания своих мыслей, соблюдению речевого этикета.
Второй этап оценки уровня сформированности речевой коммуникации предусматривал организацию игры вместе с ребенком в одной из специально созданных ситуаций. Мы имели возможность выяснить особенности речевого общения, навыки инициативности детей в игровых ситуациях.
С этой целью нами были использованы игровые задания, описанные ниже.
Задание 1. «Детский сад».
Предлагаем ребенку представить, что в детский сад пришла новая ребенок, которого нужно ознакомить с групповой, туалетной, спальной комнатами, рассказать о назначении каждого помещения.
Роли: новая ребенок – взрослый; роль ребенка, знакомит с помещениями - обследуемый ребенок.
Задание 2. «Что ты скажешь?».
Ребенку описывают соответствующую речевую ситуацию и предлагают представить, что это произошло с ним.
Например: «Ты приехал одного выходного дня к бабушке и вышел на улицу поиграть. Там играли в интересную игру незнакомые дети. Тебе тоже захотелось поиграть с ними. Что ты скажешь?».
Роли: взрослый – дети, играют; ребенок, который хочет поиграть – обследуемый ребенок.
Задание 3. «Потерянная игрушка».
Предложить ребенку найти игрушку среди других, предлагая свою помощь. Ребенок должен ставить вопросы, касающиеся места, где спрятана игрушка, и того, как она выглядит. Педагог отвечает на вопросы ребенка, направляя направление движения ребенка.
На третьем этапе мы выясняли ведущий тип общения ребенка.
По М. Лисиной, именно внеситуативно-познавательное общение является ведущим в старшем дошкольном возрасте. Преимущество же ситуативно-делового общения свидетельствует о задержке коммуникации, поскольку характерна для детей до трех лет.
Нами было использовано следующее задание: педагог заводит ребенка в комнату, где на столе лежат игрушки и книги, и спрашивает, что бы она хотела.
Ситуация 1. Поиграть с игрушкой – это ситуативно-деловое общение.
Ситуация 2. Почитать книгу – это внеситуативно-познавательное общение.
Ситуация 3. Поговорить – это внеситуативно-личностное общение.
По выбору ребенка педагог организует деятельность, затем предлагает два других вида деятельности, остались (ребенок их не выбрала).
Каждая ситуация длилась не более 15 минут.
Типы общения определяют по избранию одной из трех ситуаций:
• ситуация 1 – это ситуативно-деловое общение (ребенок 2-3 раза выбирает игру);
• ситуация 2 – это внеситуативно-познавательное общение (ребенок 2-3 раза выбирает чтение книги);
• ситуация 3 – это внеситуативно-личностное общение (ребенок 2-3 раза предпочитает беседе).
Учитывая важность использования игр-драматизаций в работе с детьми, с целью формирования коммуникативных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста нами было спланировано использование игры-драматизации в работе с детьми старшего дошкольного возраста при условии создания максимально благоприятных обстоятельств для формирования коммуникативных умений и навыков детей, обеспечения надлежащей методической подготовки воспитателей группы, использование тщательно подобранных литературных произведений для организации игры-драматизации. Методика предусматривает три этапа работы:
• первый – ознакомительный,
• второй – эмоционально-игровой,
• третий – активно-творческий.
Заметим, особенностями развития детей 6 года жизни, а именно ведущим новообразованием коммуникативной деятельности является способность к рефлексии - ориентация на взгляды, мысли, чувства других людей, оценка себя с позиции партнеров общения. Это дает толчок к развитию коммуникативных умений, эмпатии, альтруизма. Также новообразованием этого возраста является антиципация – способность предвидеть возможные действия, поступки и оценки со стороны окружающих, что придает общению осознанного характера.
Соответственно не только игра-драматизация поможет в исследования и развития коммуникативных умений и навыков. Приведем несколько упражнений, которые могут быть полезными как педагогам, так и родителям.