Елена Пырчева
Изучение исследовательских способностей детей дошкольного восраста
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольной образовательной практике в последние годы усиливается
интерес к проблеме изучения и развития исследовательских способностей
детей. Указанная проблема рассматривается в трудах различных
исследователей, среди которых О. В. Дыбина, С. Д. Кириенко, А. С. Обухов,
А. И. Савенков, Г. П. Тугушева и др.
В ФГОС ДО подчеркивается необходимость формирования у детей
познавательных интересов и познавательных действий. В связи с этим
Публикация «Изучение исследовательских способностей детей дошкольного восраста» размещена в разделах
приоритетными в системе дошкольного образования являются методы, формы,
средства, ориентированные на развитие у детей инициативности,
исследовательской активности, способности к саморазвитию и дальнейшей
самореализации, следовательно, к развитию исследовательских способностей.
Под исследовательскими способностями личности в психологопедагогической литературе принято понимать совокупность индивидуальнопсихологических особенностей, которые позволяют обеспечивать успешность и
качество поиска, преобразования и осмысления информации, что основывается
на поисковой активности [4].
Исследовательская способность является сложным образованием. По
мнению А. И. Савенкова, в ее структуры включены следующие составляющие:
– поисковая активность (мотивационная составляющая, позволяет
управлять исследовательским поведением);
– конвергентное мышление (ориентировано на точное выполнение
инструкции и решение задач);
– дивергентное мышление (ориентировано на творчество) [5].
Исследовательские способности личности выражаются в степени
проявления поисковой активности, глубине и прочности овладения способами
и приемами исследовательской деятельности, среди которых отмечается такие
как: умение выделить проблему (увидеть ее, проанализировать ситуацию,
10
получить необходимую информацию различными методами и приемами,
выстроить возможные варианты решения проблемы и др. [1; 3].
В целом, сами по себе исследовательские способности являются основой
исследовательского поведения, которое ориентировано на изучение объекта и
решение проблемной ситуации (по А. И. Савенкову) [5].
Учеными подчеркивается наличие различных вариантов
исследовательского поведения. Их диапазон может проявляться от спонтанного
поведения с элементами интуитивности и применением метода «проб и
ошибок» до максимально логически выстроенного с наличием обоснованных
решений и выводов. Во втором варианте говориться об исследовательской
(интеллектуально-творческой) деятельности, которая строится на основе
механизмов поисковой активности и исследовательского поведения [2; 6].
С целью изучения уровня развития исследовательских способностей
детей старшего дошкольного возраста нами проведено исследование на базе
МДОУ «Детский сад № 85 комбинированного вида» г. Саранск. Исследование
проводилось с использованием методики «Маленький исследователь»
Л. П. Прохоровой, опросника для взрослых «Диагностика исследовательского
поведения у детей» П. Д. Червинского, а также метода наблюдения.
В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста общим
количеством 24 человека.
Результаты, полученные с помощью методики «Маленький
исследователь» Л. П. Прохоровой, представлены ниже (см. табл. 1).
Таблица 1
Результаты исследования исследовательского поведения у старших
дошкольников
Исследовательская
ориентация
Результаты детей
Абс. %
Экспериментирование 5 20,8
Чтение книги 4 16,7
Изобразительная
деятельность
6 25
Игровая деятельность 9 37,5
Анализ данных таблицы 1 показывает, что для старших дошкольников
характерна различная ориентация в исследовании. Так, 9 (37,5 %) детей за
основу выбирают игровую деятельность, 6 (25 %) дошкольников
ориентированы на изобразительную деятельность, 4 (16,7 %) ребенка выбирают
чтение книги и лишь 5 (20,8 %) детей из общей выборки ориентированы на
экспериментирование. Подобные результаты свидетельствуют о том, что
прямая ориентация на исследовательскую деятельность встречается лишь у
11
части детей, а, следовательно, предполагает необходимость ее
целенаправленного развития.
Далее нами представлены результаты, полученные с помощью опросника
для взрослых «Диагностика исследовательского поведения у детей»
П. Д. Червинского (см. табл. 2).
Таблица 2
Оценка воспитателями исследовательского поведения старших
дошкольников
Уровень
Компонент исследовательского поведения
Поисковая
активность
Дивергентность
мышления
Конвергентность
мышления
Высокий 1 (4,2 %) 1 (4,2 %) 1 (4,2 %)
Средний 12 (50 %) 12 (50 %) 10 (41,7 %)
Низкий 11 (45,8 %) 11 (45,8 %) 13 (54,1 %)
Не проявляется – – –
Собственный опыт работы и анализ исследовательского поведения у
детей дошкольного возраста показал, что у большинства дошкольников
отмечаются средние и низкие показатели по составляющим исследовательского
поведения – поисковой активности, дивергентности и конвергентности
мышления (см. табл. 2). Так, поисковая активность у половины дошкольников
соответствует среднему уровню, у 11 (45,8 %) дошкольников выявлен низкий
уровень и у 1 (4,2 %) ребенка высокий. Дивергентное мышление у половины
дошкольников имеет средний уровень, у 11 (45,8 %) детей низкий уровень и у
1 (4,2 %) – высокий. Конвергентность мышления у большей части
дошкольников (54,1 %) низкая, у 10 (41,7 %) детей – средняя и у 1 (4,2 %) –
высокая. Полученные результаты свидетельствуют о следующем : поисковая
активность у значительной части детей снижена, в большинстве случаев дети
не знают каким образом правильно ее проявлять / запускать. Дивергентность
мышления у детей в данном возрасте проявляется чаще, чем конвергентность.
Однако и первый, и второй показатели у многих детей снижены.
В завершении проведенной работы предлагаем ряд рекомендаций,
ориентированных на выстраивание работы воспитателей дошкольного
образовательного учреждения по развитию у детей исследовательских
способностей :
– демонстрируйте ребенку элементы познавательной деятельности,
подражание с его стороны позволит активизировать познавательный потенциал
в целом, исследовательские знания и умения в частности;
– при организации исследовательской работы предоставьте ребенку
свободу выбора объекта исследования, путей решения ситуаций и т. д. ;
12
– стремитесь к поддержанию исследовательского интереса ребенка,
помогайте ему увидеть необычное в обычном, помогайте ему изучить объект с
разных сторон;
– при развитии исследовательских способностей не стремитесь обучить
ребенка, стремитесь с ним поделиться – знаниями, результатами своих
наблюдений, своими эмоциями по итогам данных наблюдений и др., просите
(не вынуждайте) обратной связи и с его стороны;
– при выстраивании своей деятельности по развитию исследовательских
способностей у дошкольников ориентируйтесь на актуальные интересы
ребенка, сочетайте индивидуальную и коллективную работу, дозируйте
исследовательскую деятельность, постепенно вводите проблемные ситуации,
руководствуетесь зоной ближайшего развития ребенка, сочетайте
теоретический и практический материал, по возможности привлекайте
родителей и др. ;
– не забывайте хвалить ребенка, когда он действительно проявляет
познавательную активность, так вы не просто закрепляете интерес, но и
стимулируете его дальнейшую активность.
Таким образом, на основе проведенного исследования можно
сформулировать следующие выводы:
во-первых, исследовательские способности являются основой для
активной деятельности и творчества, они позволяют грамотно ориентироваться
в ситуации, творчески решать проблемы;
во-вторых, результаты исследования показывают, что прямая ориентация
на исследовательскую деятельность встречается лишь у части детей; у большей
части детей дошкольного возраста отмечены средние и низкие показатели
поисковой активности, дивергентности и конвергентности мышления;
в-третьих, в дошкольных образовательных учреждениях необходимо
вводить систему заданий / занятий / мероприятий, позволяющих развивать у
детей исследовательские способности и готовить их к исследовательской
деятельности.
Список использованных источников
1. Коровина, Д. С. Изучение исследовательских способностей детей младшего
школьного возраста / Д. С. Коровина // Актуальные проблемы и перспективы развития
современной психологии : сборник научных трудов по материалам IX Всероссийской
научно-практической конференции «Актуальные проблемы и перспективы развития
современной психологии» с элементами научной школы для молодых ученых, 22 ноября
2019 г., г. Саранск / под ред. А. Н. Яшковой, М. И. Каргин ; Мордов. гос. пед. ин-т. –
Саранск, 2019. – 1 CD-R. – Заглавие с экрана. – Текст : электронный.
2. Микерина, А. С. Развитие исследовательских способностей детей дошкольного
возраста / А. С. Микерина. – Текст : непосредственный // Вестник Челябинского
государственного педагогического университета. – 2017. – № 10. – С. 56–61.
3. Регирер, Е. И. Развитие способностей исследователя / Е. И. Регирер. – Москва :
Наука, 2013. – 223 с. – ISBN 5-02-032765-4 – Текст : непосредственный.
13
4. Савенков, А. И. Маленький исследователь : как научить дошкольника
самостоятельно приобретать знания / А. И. Савенков. – Москва : Национальный книжный
центр, 2017. – 240 с. – ISBN 978–5–4441–0212–1. – Текст : непосредственный.
5. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к
обучению / А. И. Савенков. – Москва : Ось-89, 2006. – 315 с. – ISBN 5-9853428-0-8. – Текст :
непосредственный.
6. Червинский, П. Д. Диагностика исследовательского поведения детей старшего
дошкольного возраста / П. Д. Червинский. – Текст : непосредственный // Исследовательская
работа школьников. – 2006. № 1. – С. 108-112.