Исакова Александра
Визуальная поддержка как средство адаптации детей ОВЗ в реабилитационном центре
Визуальная поддержка как средство адаптации детей старшего дошкольного возраста с ограниченной жизнедеятельностью в реабилитационном центре
Исакова Александра Павловна, учитель-логопед
Аннотация: В статье раскрыты основные направления деятельности педагогов реабилитационного центра по адаптации детей с ограниченной жизнедеятельностью. В статье рассматриваются особенности использования визуальной поддержки в успешной адаптации детей, использования карточек в организации режима дня и занятий как механизма адаптации детей с ограниченной жизнедеятельностью. Основная цель сопровождения детей с ОЖД состоит в их социализации, которая в статье рассматривается как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта. Описано включение детей с ОЖД в пространство центра, создание оптимальной ситуации и условия для успешной адаптации детей. Представлены различные формы коррекционных занятий с использованием визуальной поддержки, раскрыта особая роль визуальной наглядности, который обеспечивает максимальную включенность ребенка в процессе коррекционных занятий, игр, выполнения режимных моментов и т. д.
Публикация «Визуальная поддержка как средство адаптации детей ОВЗ в реабилитационном центре» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Ключевые слова: дети с ограниченной жизнедеятельностью, визуальная поддержка, коррекционные занятия,социализация детей, адаптация детей, социально-педагогическая поддержка, реабилитационные центры
Совершенствование системы комплексной помощи детям, имеющим тяжелые множественные нарушения в развитии, является одним из приоритетных направлений деятельности реабилитационных центров страны.
Адаптация к социальной среде детей старшего дошкольного возраста с в условиях реабилитационных центров — сложная задача и предусматривает комплексное внедрение специальных методов ее коррекции.
У детей с ОЖД очень часто наблюдаются трудности установления контакта с окружающими, переключающееся или застревающее внимание на определенных действиях или предметах, непонимание и непринятие словесных инструкций. Для таких детей характерными являются эмоционально- поведенческие расстройства (аффективные вспышки, неэмоциональность, негативизм, вялость, низкая работоспособность и повышенная утомляемость, недостаточная сформированность навыков самообслуживания. Вследствие серьезных нарушений в развитии речи и коммуникации, дети с ОЖД затрудняются в общении с окружающими, что проявляется в проблемном поведении ребенка.
В задачи адаптационного периода детей с ОЖД в реабилитационных центрах входят :
- адаптация к условиям центра : адаптация к режиму дня, наличию других детей в центре, к нормам поведения;
- адаптация к разным формам деятельности (за столом, в игровой деятельности, выполнение индивидуальных заданий, и т. д.);
- развитие коммуникации: с педагогами, с детьми.
Один из эффективных средств успешной адаптации ребенка с ОЖД в условиях реабилитационного центра является использование возможностей визуальной поддержки.
Визуальная поддержка, предполагает использование наглядных стимулов, несущих необходимую информацию, которую ребенку с ОЖД трудно воспринимать и удерживать в памяти, при этом, помогает детям как воспринимать сообщения, так и продуцировать их с помощью наглядных средств. Следует отметить, что средства визуальной поддержки эффективны и в редукции психологического напряжения и тревожности, обусловленных трудностями понимания контекста социальных ситуаций.
Необходимо отметить, что использование средств визуальной поддержки детей с ОЖД является не только помощью в организации деятельности ребенка, но и опорой содержательного плана.
А. В. Чумакина, к средствам визуальной поддержки относит :
1. Визуальное расписание и визуальный план занятия
2. Визуальные инструкции
3. Визуализация правил поведения
4. Социальные истории
5. Визуальные цепочки последовательности действий
6. Визуализация продолжительности деятельности [4].
При преодолении трудностей адаптации к социальной среде детей старшего дошкольного возраста с ОЖД в условиях РЦ наиболее целесообразно использовать визуальные карточки. Она заключается в том, что дети с нарушениями в развитии усваивают базовые коммуникативные навыки осуществления контакта с окружающими при помощи карточек с изображением действий и предметов. Зачастую для детей с ОЖД данные карточки становятся единственно возможным средством общения, самовыражения и установления связи с окружающими.
Использование карточек совершенно необходимо для тревожных детей, для детей со слабым уровнем саморегуляции, детей с речевыми нарушениями, детей, не признающих авторитет взрослого, а также для стереотипных детей при нарушении стереотипа.
Для комплексного и планомерного внедрения в практику деятельности РЦ методов визуальной поддержки была проведена диагностика возможностей освоения ребенком системы визуальных карточек, оценки успешности адаптации ребенка в социальную среду Центра.
Экспериментальную группу составили дети старшего дошкольного возраста с ОЖД в количестве десяти человек, возрастной диапазон группы составил от 5 до 7 лет.
Необходимо отметить, что в силу особенностей работы РРЦ, основным препятствием внедрения визуальной поддержки в деятельность группы детей с ОЖД была значительная гетерогенность ее состава как по возрасту, так и по уровню навыков, и соответственно выявлялась разная степень подготовленности к восприятию визуально представленного материала.
Для оценки уровня адаптации детей с ОЖД была использована методика Е. А. Стребелевой.
Результаты диагностики по шкале «навык поведения в группе» показал, что большинство детей с ОЖД не готовы к условиям группового пребывания в РЦ. Средний уровень успешности адаптации по группе составил всего 20 %.
Рис. 1. Уровни успешности адаптации детей с ОЖД
Анализ результатов диагностики позволил разработать план внедрения визуальной поддержки в два этапа : подготовительный этап - этап индивидуального освоения визуальной наглядности и второй этап - освоения визуальной наглядности в группе пребывания.
Для детей с ОЖД имело большое значение усвоение подготовительного этапа, который заключался в выработке навыка различения визуальных стимулов, соотнесения картинки с предметом и действием.
Второй этап работы заключался в внедрении визуальной наглядности в общей группе пребывания. Данный этап для детей с ОЖД был наиболее сложный для освоения, так как детям при выполнении условий карточки необходимо было ориентироваться на детей.
Для того чтобы визуальная наглядность стала ресурсом для комфортного и эффективного пребывания детей в РРЦ, необходимо было проработать возможные осложнения его осуществления, предусмотреть все преграды для использования детьми визуальной наглядности. При этом, опирались на различные уровни сложности восприятия ребенком с ОЖД визуального материала.
Первому уровню соответствовали карточки, обозначающие предметы, с которым ребенок был уже знаком. После успешного освоения данного материала постепенно осуществлялся переход на следующий уровень сложности - использование абстрактных визуальных символов. Следующий уровень сложности предполагал использование визуального материала с изображением действий.
Важным аспектом внедрения в РРЦ визуальной поддержки с использованием виуальных карточек стало их использование при освоении детьми бытовых навыков. Как отмечает Т. С. Красношлыкова «данный вид визуальной наглядности достаточно прост для понимания детьми, так как представляет собой логическую последовательность событий и конкретные предметы, определяющие контекст ситуации» [4], что облегчает детям понимание того, что они уже сделали, и каким должен быть их следующий шаг. Так, например, последовательность мытья рук очень важна, при этом ребенок с ОЖД не всегда удерживает в голове, что он уже сделал, и что упустил. В этом случае визуальные карточки помогают ребенку с ОЖД самостоятельно помыть руки и меньше потратить времени на этот процесс.
Таким образом, визуальная поддержка с использованием карточек, направленная на освоение детьми с ОЖД определенной последовательности бытовых действий помогают детям стать более самостоятельными.
Применение визуальной поддержки возможна и в игровой деятельности детей с ОЖД. Для активизации адаптации детей с ОЖД в условиях РРЦ необходимо предлагать множество моделей игры с использованием визуальной наглядности, чтобы дети в последствии могли использовать их, расширяя свою игровую деятельность со сверстниками. Визуальная наглядность может помочь им сделать игровую деятельность более структурированной и осознанной. В данном случае визуальная наглядность будет представлять собой не цепочку действий, а набор расположенных последовательно карточек с изображенными игрушками или действиями, символизирующими игры.
Пример, девочка Аня (6 лет) не демонстрировала интереса к игровой деятельности со сверстниками, при этом она была достаточно успешна в предметной деятельности. Было принято решение перенести уже освоенные ею виды предметной деятельности в среду группы и помогать ей выполнять уже знакомые действия самостоятельно, с опорой на визуальную поддержку. Пользуясь визуальной наглядностью, девочка научилась играть со сверстниками, у нее появился интерес к общению.
Таким образом, навыки коммуникации и социализации детей с ОЖД прекрасно формируются при организации работы в группах и в ролевых играх.
Обязательным элементом организации воспитательного процесса в РРЦ является соблюдение режима дня, расписания занятий и правил поведения. Для усвоения данных правил в деятельность РЦ было внедрено визуальное расписание.
Визуальное расписание для детей с ОЖД наглядно информирует не только, предстоящие события режима дня, но и направляет деятельность детей по определенной последовательности, например, обеспечивать пошаговое выполнение бытовых действий, а также игровых, творческих, учебных заданий.
Правила и алгоритмы визуального расписания, введенные с помощью карточек должны быть просты и понятны детям с ОЖД, и не противоречить друг другу. При этом, их нельзя вводить сразу и много, одновременно можно принять в группе одно или два правила. Следующие необходимо вводить только после усвоения принятых уже правил.
Визуальное расписание режима дня, занятий следует повесить на видном месте, с использованием магнитной доски и учить детей с ОЖД постоянно ориентироваться на него. Так, в начале каждого режимного момента куратор прикрепляет к доске карточки тех видов деятельности, которые ребенок должен будет сделать. Таким образом, воспитатель наглядно задает режим дня. Это создает у ребенка с ОЖД ощущение более стабильной ситуации, задает алгоритм деятельности на данный момент. Если по режиму дня предполагается прогулка, дети знают об этом и морально к нему готовы. Это связано с особенностями организации и распределения внимания у детей с ОЖД, помогает им планировать свою деятельность и выдерживать образовательную и эмоциональную нагрузку.
При этом, пространство ребенка не должно быть перегружено информацией, он должен видеть материал, который ему нужен в данный момент. Соответственно, у кураторов должна быть возможность быстро заменить один наглядный материал на другой.
Многие дети старшего дошкольного возраста с ОЖД не могут хорошо запомнить последовательность дней недели, времен года, месяцев; отчетливо не понимают, что значит «следующий за…», «идущий перед…», «находится между».
Как правило, внимание ребенка больше привлекает тот наглядный материал, в создании которого он сам принимал активное участие. Визуальные карточки мы делали совместно, используя картинки, рисунки детей, обсуждая с ними, чем отличается от других конкретное действие, части дня, времена года и т. д.
Заключение. Эффективность визуальной поддержки при адаптации детей с ОЖД обусловлена его вариативностью и возможностью интеграции в различные цели и задачи обучения и реабилитации детей в условиях РЦ.
Список источников:
1. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии. Педагогическая помощь / М. В. Жигорева. - М. : Академия, 2008. - 240 c.
2. Ильина С. Ю., Шумская Н. А. Сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития и их семей в условиях центра дневного пребывания. - СПб, 2017
3. Красношлыкова Т. С. Использование средств визуальной поддержки при работе с речевыми нарушениями у детей с ОЖД// Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5
4. Чумакина А. В. Визуальная поддержка, как инновационный метод работы с детьми с РАС // Социальная сеть работников образования nsportal.ru
5. Марлен Коэн, Питер Герхардт. Визуальная поддержка. Система действееных методов для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом / Марлен Дж. Коэн, Питер Ф. Герхирдт; пер. с англ. У. Жарниковой; научн. Ред. С. Анисимова. – Екатеренбюург : Рама Паблишинг, 2018.-264с. ;цв. Ил. 16с.