Нелли Романова
Изобразительная техника «Печать листьями, растениями и цветами»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области в соответствии с федеральными государственными требованиями.
1. Познание:
а) Формирование целостной картины окружающего мира.
Формировать экологические знания. Учить наблюдать сезонные изменения в природе. Углублять знания и представления о растительном мире; названиях пород деревьев, кустов, цветов различать деревья по форме кроны, листа, стволу.
б) Сенсорное развитие.
Совершенствовать умение детей обследовать предметы, сравнивать. Развивать цветовосприятие и цветоразличение, учить называть оттенки цветов.
2. Коммуникация
Публикация «Изобразительная техника „Печать листьями, растениями и цветами“» размещена в разделах
- Листья. Рисование отпечатками листьев, оттиск, штампинг
- Растения. Изучаем мир растений
- Цветы. Все о цветах
- Штампинг. Отпечатываем и рисуем штампиками
- Темочки
Обогащение и активизация лексического запаса, относительными и притяжательными прилагательными (растения).
Совершенствовать умение отвечать на вопросы полным предложением, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.
Совершенствовать умение «оречевлять» свою деятельность. Развивать коммуникативную функцию речи.
3. Художественное творчество
Совершенствовать изобразительные навыки. Познакомить с нетрадиционной техникой «печать листьями и растениями». Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы. Совершенствовать композиционные навыки, чувство цвета.
4. Социализация
Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные дидактические игры. Обогащать в игре представления о природе, растительном мире. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать эмоционально-эстетическое восприятие природы.
5. Физическая культура. Здоровье. Безопасность
Использование физкультминуток, пальчиковых игр.
Учить детей соблюдать технику безопасности на прогулках в парке, сквере, лесу. Расширять представление о способах взаимодействия с растениями (ядовитые растения, ягоды, грибы).
6. Чтение художественной литературы
Развивать интерес к природоведческой литературе. Знакомить детей со стихами русских поэтов о красоте природы, использовать малые формы фольклора (заклички, поговорки, приметы, загадки) о растениях, деревьях, цветах. Учить выразительно читать стихи. Обращать внимание детей на образные средства поэтического языка.
7. Музыка
Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Использовать музыкальное сопровождение для создание эмоционального настроя в процессе рисования.
П. И. Чайковский. Цикл «Времена года» («Осень», «Лето»);
И. И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Спящая красавица»;
А. Вивальди Цикл «Времена года» («Зима»);
К. Сен-Санс Сюита «Карнавал животных», «Аквариум»;
Э. Григ из сюиты «Пэр Гюнт», «Утро»;
А. Морозов песня «Мурлыка»
Вот мы взяли краски в руки
И не стало в доме скуки.
Чтобы было веселей,
Яркой краски не жалей.
Э. Успенский
Природа – мощный источник духовного, познавательного и эмоционально-эстетичного обогащения детей. Природа окружает ребенка с ранних лет. Детей всегда привлекают яркие цветы и разнообразные деревья, кусты, жуки, бабочки, травинки, облака.
Разнообразный мир растений и животных пробуждает у детей живой интерес к природе. Восприятие природы помогает развить такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое внимательное отношение ко всему живому.
Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, ломать деревья и кусты, обижать животных.
Убеждение человека формируется с детства, а впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и влияют на отношение к природе, Родине.
Изучение природы способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению, речи, формирует у них реалистические знания об окружающем мире.
Основным средством познания природы является наблюдение на прогулке, рассматривание предметов растительного и животного мира. В процессе наблюдений взрослый обращает внимание на характерные сезонные изменения в растительном мире : (набухание почек, появление первой листвы, цветение – весной ; появление плодов и семян – летом; расцвечивание листьев осенью).
Старшие дошкольники способны выделять характерные особенности знакомых растений, сравнивать и описывать их, различать по листьям, плодам, формам кроны и стволам 5 – 8 видов деревьев; знать и называть первоцветы, луговые, полевые, садовые цветы, а так же некоторые травы (мятлик луговой, ежа сборная и т. д.).
Прогулки и наблюдение в природе оказывают большое влияние на формирование связной речи. Чтобы закрепить впечатления и знания полученные в процессе наблюдений взрослый может использовать художественное слово, народные приметы, пословицы, поговорки, загадки, заклички, произведения художественной литературы.
Лексико – грамматические упражнения :
подбери признаки
ЛИСТ – рябиновый, резной, зеленый, узорчатый
подбери действия
ЛИСТ – желтеет, краснеет, зеленеет, сохнет, увядает, падает, опадает, осыпается, кружится, шуршит и т. д.
подбери родственные слова
ЛИСТ – листочек, листик, лиственный, листопад, листовой и т. д.
образуй относительные прилагательные от названия деревьев (цветы)
клен – кленовый
дуб - дубовый и т. д.
образуй признаки от глагола
увядать – увядающий
цвести – цветущий
зеленеть – зеленеющий
подбери предметы к признакам
березовый – лес
васильковый – букет
рябиновые – ягоды.
Предложить детям словесно-дидактические, настольно-печатные игры
НАПРИМЕР :
«Чей лист? Ветка, полено?» (относительные прилагательные)
«4 лишний» (хвойные – лиственные деревья,
садовые – луговые цветы)
«Узнай по описанию?» характерные признаки)
«Много – нет» (родительный падеж множественного числа
существительные дуб, липа, тополь, ясень).
«Путаница» «Я садовником родился!»
«Что сначала, что потом?»
«Угадай, что где растет?»
«Найди по описанию»
Лото «В саду, в поле, огороде»
«Путешествие в мир растений».
Для стимуляции развития самостоятельности мышления анализа и обобщения, определения связей и закономерностей хорошо использовать логические речевые задачи - это загадка в данном случае о природе, ответ на которую может быть получен если дети уяснили для себя определенные закономерности природы.
Материал для составления задач можно найти в книгах :
«Времена года» Д. Зуева,
«Родная природа» Д. Кайгородова,
«Вести из леса» Б. Бианки и т. д.
Так же при формировании понятий хорошо использовать пальчиковые игры, речь с движением, физкультурные минутки в соответствии с темой.
Полученные знания и впечатления от увиденного ребенок старается отобразить в рисунках. В своей работе я часто использую нетрадиционную технику – «печать листьями и растениями».
Данная техника развивает у детей видение художественного образа и замысла через природные формы.
Самостоятельное творчество.
Данная совместная деятельность взрослого и ребенка требует предварительной работы.
Предварительная работа: Наблюдение на прогулке, чтение художественной литературы, стихов, рассматриваний иллюстраций, репродукций картин великих художников, разучивание с детьми хороводной игры (речь с движением, пальчиковой игры).
Проводя прогулку на участке детского сада, предлагаю собрать листья с разных деревьев, составить осенний букет, сорвать и рассмотреть несколько травинок и незатейливых цветов (лютики, незабудки, клевер и т. д.) Важно помнить, что качество работы зависит не от числа сорванных растений, а от вкуса и аккуратности. Поэтому советую, на первых парах, печатать композиции из небольшого числа растений, листьев. Такой натюрморт или пейзаж легче составить и выполнить. Хочу заметить, что нет необходимости отыскивать для этого какие-либо редкие и оригинальные растения.
При этом нужно помнить, что необходимо беречь природу.
Принеся с прогулки в группу осенний букет (травинки, листья, цветы, еще раз внимательно рассмотрите объект. Обратите внимание детей на форму, размер, цвет, полюбуйтесь изящностью растений.
Подкрепите полученные впечатления художественным словом, используйте лексико-грамматические упражнения.
Аккуратно уложите каждый листочек, травинку, цветочек между газетами (журналами, придавите грузом. Постарайтесь как можно тщательнее расправить каждый лепесток или листочек, иначе растение съежится и не отпечатается на бумаге во всей красстения немного подсохли. Тонкие изящные цветы и травы готовы на следующий день. Более крупные цветы, сочные стебли, листья – через два – три дня. Когда природный материал будет готов, предложите детям подумать, какую композицию можно составить
(букет, пейзаж, птичку, бабочку и т. д.) или сами предложите тему.
Обязательно покажите саму технику печати: листья (растения) уложить на «рабочий» лист плотной бумаги, легкими движениями кисти покрыть его густой гуашевой краской. Цвет может соответствовать цвету листьев, а может быть произвольным (разноцветным). Старайтесь, чтобы краска покрывала одну сторону листа (цветка, травинки) полностью, иначе на картине останутся белые пятна. Затем растения окрашенной стороной положить на лист бумаги, сверху положить бумажной салфеткой, хорошенько прижать ладошкой, не сдвигая с места растения. После чего салфетку осторожно снимаем, а с ней и растение, чье изображение останется запечатленным навсегда на вашей картине.
При необходимости можно аккуратно подкрасить непропечатанные места. Для того чтобы получить большие композиции потребуется больше терпения, фантазии, творчества и упражнений в печати.
Данная деятельность развивает у детей чувство композиции, цветовосприятия, воображение. фантазию, интерес к творческой деятельности.
Таким образом, в ходе изобразительной совместной деятельности, воспитатель имеет возможность еще раз закрепить, уточнить знания, понятие о растительном мире, его сезонных изменениях, обогатить и активизировать лексический словарь,
развивать связную речь.
СЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО – УМНОЕ ДЕТСТВО.
Детство это не просто возрастной период. Когда ребенку хочется прыгать, бегать играть. Настоящее детство – это процесс взросления.
Сам по себе ребенок не в состоянии его завершить,. поэтому ему на помощь должны прийти умные взрослые, которые позаботятся о нем, передадут ему свои знания, опыт.
Предложите родителям воспитанников, во время прогулок со своим ребенком, в парке, за городом обратить внимание на красоту окружающей природы, рассмотреть или понаблюдать за объектами растительного или животного мира, принести с прогулки листики или травинки и создавать свой совместный шедевр. Детям доставит огромное удовольствие тесное творческое сотрудничество с самыми близкими людьми, а родители станут еще ближе своему малышу.
Практический совет.
Вы составляете букет цветов, техникой «печати растениями».
Красивы букеты одной цветовой гаммы, например, желтые цветы прекрасно сочетаются с оранжевыми и красными. Гармоничны сочетания нежных оттенков – от розового до лилового. Если же цветы не гармонируют по расцветке, к ним добавляют нейтральный цвет – белый. Это может быть большой белый цветок в центре букета или белая ваза, в которой будут помещены цветы.
Если не удается добиться гармонии цветов, разместите цветы на картине свободно, так чтобы между ними видно пространство белого бумажного листа.
БУКЕТ В КРЫНКЕ
Печать разнообразными травами с дорисовкой цветов
БУКЕТ В СИНЕЙ ВАЗЕ
Печать разнообразными травами и цветами лютика (с изменением цвета желтого на голубой)
БУКЕТ ИЗ ЦВЕТОВ И ТРАВ
Печать травами, цветками «разбитое сердце», крокусов.
ВЕТКА С КЛЕНОВЫМИ ЛИСТЬЯМИ
Печать кленовым листом. Ветка – кляксография с коктельной трубочкой.
ВЕТКА СИРЕНИ
Печать листьями сирени + рисование тычком.
ЖЕЛТЫЕ ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ
Печать разнообразными травами, цветками лютиков.
КОШКА С КОТЕНКОМ
Печать листьями настурции, жимолости, цветами космеи, травой.
ЛИСТОПАД
Печать листьями разных пород деревьев.
НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНКЕ
Печать листьями разных пород деревьев, травой и цветами.
ОСЕННИЕ БЕРЕЗКИ
Печать березовыми листьями, лист тагетиса, лист чистотела.
ОСЕННИЙ НАТЮРМОРТ С ГРИБАМИ
Печать листьями черемухи.
ОСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ
Печать листьями разных пород деревьев.
ПТИЧКА НА ОСЕННЕЙ ВЕТКЕ.
Печать листьями осины, фрагмент листа ясеня, куста красного дерна.
РЫБКИ В АКВАРИУМЕ
Печать листьями деревьев различных пород, травой, листьями настурции.
ЦВЕТУЩАЯ КАЛЕНДУЛА
Печать цветами и листьями календулы, травой.
ЦВЕТЫ И ПАПОРОТНИК
Печать листьями папоротника, смолевки белой, травами,
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. Л. Б. Поддубная. Природа вокруг нас. Подготовительная группа. Занимательные материалы. Из. торг. дом «Корифей» Волгоград 2008 г.
2. Подрезова Т. И. Материал к занятиям по развитию речи. Времена года. Лес. Грибы. Айрис Пресс Москва 2007 г.
3. Виноградова Н. Ф. Умственное развитие детей в процессе ознакомления с природой. Москва. «Просвещение» 1978 г.
4. Лучич М. В. Детям о природе. Москва. «Просвещение» 1989 г.
5. Саморукова П. Г. Как знакомить дошкольников с природой. Москва. «Просвещение» 1978 г.
6. Коноваленко В. В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной группе. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. Москва 1998 г.
7. Мариничева О. В., Елкина Н. В. Учим наблюдать и рассматривать. Ярославль «Академия развития» 1997 г.
8. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду часть1, часть 2. Москва. 2008 г. Издат. «Скринторий».
9. Казакова Р. Т. (Редактор) Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Творческий центр «Сфера». Москва. 2004 г.
10. Мирясова В. Н. Занимательные игры-занятия в
детском саду. Москва «Школьная пресса» 2004 г.
11. Трофимова М. В., Трарабарина Т. И. И учеба, и
игра. Изобразительное искусство. Ярославль
«Акдемия развития» 1997 г.
12. Ветлугина (редактор) Нравственно-эстетическое
воспитание ребенка в детском саду. Москва «Просвещение» 1989 г.
13. Н. А. Курочкина. «Знакомство с натюрмотом»
Изд. «Детство-Пресс» Санкт-Петербург 2004 г.
14. Курочнина Н. А. Дети и пейзажная живопись.
Времена года. Изд. «Детство-Пресс» 2004г.
15. Крупенчук О. Розвиваем мелкую моторику. Изд.
дом «Литера» 2002 г.
16. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г.,
Щербинина С. В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать.