Татьяна Сорока
Изобразительная деятельность в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Изобразительная деятельность в дошкольном учреждении
В наше время дошкольному детству уделяется большое значение, потому что в детстве закладываются все основные параметры и особенности личности, определяются направление и качество дальнейшего развития интеллектуальных и эмоциональных способностей и возможностей.
Изобразительная деятельность является одним из наиболее эффективных средств для формирования творческой личности, развития её эмоциональных качеств. Она позволяет расширять представления детей об окружающем мире, природных явлениях, знакомит со средствами и способами их передачи, способствует развитию сенсорики. ИЗО деятельность приобщает детей к искусству, развивает мышление, воображение, фантазию, дети получают возможность познакомиться с различными материалами и техниками рисования. В процессе занятия ИЗО деятельностью дети учатся доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать товарищей.
Темочки:
Изобразительная деятельность включает в себя такие виды занятий как:
1. Аппликация
2. Конструирование
3. Рисование
4. Лепка
Е. А. Флерина говорила: «Детское изобразительное творчество, мы понимаем как сознательное отражение ребёнком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а так же впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребёнок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому».
Между всеми видами ИЗО деятельности существует связь. Например, знакомство с круглой формой лучше начинать с лепки, фигура здесь даётся объёмной. В аппликации дети знакомятся с плоскостной формой круга. В рисовании создаётся линейный контур. Знания, приобретённые на одних занятиях по изобразительной деятельности, могут успешно использоваться на занятиях другими видами работы и с другим материалом.
Задачи обучения изо деятельности :
1. Воспитание умения правильно передавать своё впечатление от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений.
2. Развитие умений изображения нескольких предметов, объединённых общим содержанием. Ребёнку необходимо определить главное в изображении и второстепенное, скомпоновать все объекты так, чтобы была видна связь между ними.
3. Овладение техническими приёмами работы с различными материалами. Способность передавать форму предмета, его строение, цвет и другие качества. Технические навыки включают в себя правильное использование материалов, оборудования, умение правильно держать кисть, карандаш, ножницы и свободно ими пользоваться.
Задачи воспитания при ознакомлении с произведениями искусств
1. Познавательная: учит устанавливать взаимосвязь в содержании произведения (ребёнок должен не только отвечать, что видит на картине, но и уметь объяснить, почему художник выбрал данную тему и какие средства выразительности использовал для раскрытия содержания задуманного).
2. Воспитательная: способствует воспитанию различных чувств, формируется нравственное сознание.
3. Эстетическая: учит детей видеть красоту человеческих поступков, взаимоотношений, сравнивать изображённое явление с реальной действительностью.
Л. С. Выготский писал: «Изобразительная деятельность – самый доступный и привлекательный для маленьких детей вид творческого труда. Умелое и тактичное руководство изобразительной деятельностью помогут развить творческие способности ребёнка.
Творчество у ребёнка проявляется не только когда он сам придумывает тему изображения, но и когда создаёт его по заданию педагога. Для детей проявлением творчества является изменение размера предмета, дополнение к нему какой-либо детали, изменение в пропорциональном соотношении, в изменении цвета. В сказках, например, дети рисуют положительных героев цветными красками, а отрицательных – чёрным и коричневым цветом.
В процессе ИЗО деятельности педагог может видеть развитие навыков каждого ребёнка, кто из детей может самостоятельно работать над изображением, а кому нужна помощь. При коллективной работе, задание выдаётся сначала индивидуально каждому. Выполняя свою часть работы, ребёнок знает, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручили, тем лучше будет работа коллектива.
Нетрадиционные техники изо деятельности – это способы создания нового, оригинального произведения искусств, в котором гармонирует цвет, линия, сюжет. Это возможность детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, самовыражаться.
Технологии изображения :
1. Тычок жёсткой полусухой кистью (ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально).
2. Рисование пальчиками (ребёнок опускает пальчики в гуашь и наносит точки на бумагу).
3. Рисование ладошками (ребёнок опускает в гуашь ладошку или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге).
4. Скатывание бумаги (ребёнок мнёт в руках бумагу пока она не станет мягкой, затем скатывает из неё шарик, опускает в клей и приклеивает к бумаге).
5. Оттиск поролоном (ребёнок прижимает поролон к краске и наносит оттиск на бумагу).
6. Оттиск смятой бумагой (ребёнок прижимает к краске смятую бумагу и наносит оттиск на бумагу).
7. Восковые мелки и акварель (ребёнок рисует восковыми мелками на белой бумаге, затем закрашивает лист акварелью, рисунок мелками остаётся не закрашен).
8. Свеча и акварель (ребёнок рисует свечой на бумаге, затем закрашивает лист, рисунок свечой остаётся белый).
9. Монотипия предметная (ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображение предмета, после рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка).
10. Набрызг (ребёнок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой, затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу).
11. Отпечатки листьев (ребёнок покрывает лист дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка).
Детское творчество – первоначальная ступень в развитии изо деятельности. В результате органичного взаимодополнения творческих заданий в детском саду решается проблема приобщения детей к миру прекрасного, расширяется круг представлений дошкольников об окружающей их действительности.