Соболева Анна Викторовна
Изобразительная деятельность и нетрадиционные формы изображения
Изобразительная деятельность и развитие творчества детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы изображения
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует.
Все вызывает интерес:
В. Берестов
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
Публикация «Изобразительная деятельность и нетрадиционные формы изображения» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциала нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей Поэтому при организации работы кружка «Радость творчества» взяла направление не к тому что рисовать, а на чем и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Основной целью проекта «Изобразительная деятельность и развитие творчества детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы изображения» является создание условий для развития изобразительной деятельности, творчества детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы изображения.
Для организации своей работы с детьми я систематизировала изученный материал, подобрала занятия в соответствии с возрастом детей и с учетом возрастных особенностей. Разработала перспективный план, включая деятельность, которая способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действий с ними, что развивает у детей способность переносить усвоенные знания в новые условия. Оформила наглядно-дидактический материал для организации и проведения занятий (альбомы с образцами, подготовила природный материал – шишки, семена, листья, бросовый материал).
При знакомстве детей с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности я строила свою работу в соответствии принципа «от простого к сложному». С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Вначале созданные детьми картины, так называемые «каракули», понятны только самим «художникам». На раннем этапе им иногда не нужны краски, кисточки и карандаши. Малыши рисуют пальчиками ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а ещё и знакомятся с разными материалами, предметами, поэтому я знакомила детей с такими нетрадиционными техниками изображения, как печатание бумагой, рисование кляксами, мыльной пеной, ребром картона, мятый рисунок, граттаж, по клейстеру, методами набрызга, наката и пластилинографии и другое.
Организуя художественно-продуктивную деятельность, я старалась создать условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Дошкольники узнали о таких техниках аппликации как «обрывание листа», «аппликация из засушенных листьев», «аппликация из луковой шелухи», «мозаика из яичной скорлупы» и других
Для развития творческих способностей детей я предлагала им использовать смешанные техники, большой популярностью у детей пользуется коллективное творчество.
Создаём с детьми нетрадиционные аппликации : аппликации из ваты - «Дерево в снегу», «Ветка вербы» салфеток - «Ветка рябины», из засушенных листьев - «Осеннее Дерево», «Золотая рыбка», «Осенние картины», из всевозможных круп - «Лебедей», «Снежинка», «Зимний пейзаж» техника работы с солью – пейзаж «Зимняя сказка». Используя технику пластилинографии, дети создают небольшие, но очень красивые рисунки такие как: «Живые яблочки на веточках», «Три поросёнка», «Чебурашка», «Разные деревья», «По мотивам Городецкой и хохломской росписи» и другие. Дети научились рисовать: ватными палочками «Рыбки плавают в пруду», техникой печатания жёстким тампоном - «Котик», «Смешарики», техникой кляксографией «Такие разные кляксы».
В результате проведенной работы в рамках проекта, «Изобразительная деятельность и развитие творчества детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы изображения» : 5 дошкольников стали постоянными участниками городского этапа краевого детско-юношеского тематического конкурса «Пожарная ярмарка», где их работы отмечены дипломами за 2 и 3 место, дипломам лауреата и подарками. Остальные дети участвуют в городских конкурсах и конкурсах детского сада таких как: «Космические фантазии», «Осенняя ярмарка», «Здоровые сердца»- конкурс плакатов, «Новогодняя открытка»
Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции психики позволяет преодолеть чувство страха. Можно сказать, позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребёнок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает деятельности творческий характер.
Литература.
1. Комарова Т. С. Коллективное творчество детей [Текст] / Савенко А. - М. : 1998.
2. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность детей в детском саду [Текст] / Т. С. Комарова. - М., 2011. – 112 с.
3. Лебедева Е. Н Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников [Текст]/ Е. Н. Лебедева. М. : Классикс Стиль, 2004.
4. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду : планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М. : «Карапуз», 2010. – 208 с.