Наталья Кириллова
Измерение эмоционального интеллекта (методы диагностики)
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день крайне актуальной является проблема изучения эмоционального интеллекта.
Исследование данного феномена имеет большую теоретическую и практическую значимость, т. к. в обычной жизни очень часто эмоции играют решающую роль в принятии важных решений, а также в отношениях между людьми.
Эмоциональный интеллект (EI, эмоциональный коэффициент (EQ) и коэффициент эмоционального интеллекта (EIQ) - это способность людей распознавать свои собственные эмоции и эмоции других людей, различать различные чувства и соответствующим образом маркировать их, использовать эмоциональную информацию для управления мышлением и поведением, а также корректировать эмоции для адаптации к окружающей среде.
Публикация «Измерение эмоционального интеллекта (методы диагностики)» размещена в разделах
Люди с повышенным уровнем эмоционального интеллекта способны грамотно управлять своими эмоциями и чувствами. Они более гибки в общении, это помогает им легче добиваться поставленной цели путем взаимодействия с окружающими.
Согласно Д. Гоулману, структура эмоционального интеллекта включает пять составляющих:
1) идентификация и называние эмоциональных состояний, понимание взаимосвязей между эмоциями, мышлением и действием;
2) управление эмоциональными состояниями – контроль эмоций и
замена нежелательных эмоциональных состояний адекватными;
3) способность входить в эмоциональные состояния, способствующие достижению успеха;
4) способность читать эмоции других людей, быть чувствительным к ним и управлять эмоциями других;
5) способность вступать в удовлетворяющие межличностные отношения с другими людьми и поддерживать их.
В дальнейшем Д. Гоулман доработал структуру эмоционального интеллекта. В настоящее время она включает четыре компонента: самосознание, самоконтроль, социальное понимание и управление взаимоотношениями, причём применительно к различным категориям людей эта структура несколько различается.
В настоящее время в России наиболее часто применяются четыре методики измерения эмоционального интеллекта.
Методика М. Холла
Наиболее широко используется методика М. Холла, которую представил Е. П. Ильин. Методика состоит из 30 утверждений, разбивающихся на 5 шкал:
1) эмоциональная осведомленность;
2) управление своими эмоциями;
3) самомотивация;
4) эмпатия;
5) распознавание эмоций других людей.
Ответ на каждое утверждение предполагает 6-балльную шкалу: от -3 - «полностью не согласен» до +3 - «полностью согласен».
Методика Self Report Emotional Intelligence Test (SREIT)
Методика SelfReportEmotionalIntelligenceTest (SREIT, сконструированная на базе ранней модели Дж. Мэйера, П. Сэловея, Н. Шутте с коллегами. Она состоит из 33 утверждений, разбивающихся на 3 шкалы:
1) оценка и выражение эмоций;
2) регулирование эмоций;
3) использование эмоций при решении проблем.
Ответы даются по 5-балльной шкале: от 1 - «это совершенно не обо мне» до 5 - «это точно про меня». Оценки по шкалам получаются методом суммирования полученных баллов по ключам.
«Эмоциональный интеллект-2» (ЭмIQ-2)
ЭмIQ-2 - методика, созданная в России. Применяемая на практике версия методики («Эмоциональный интеллект-2») состоит из 66 вопросов, каждый из которых имеет пять вариантов ответа. Эти вопросы сгруппированы в шесть шкал.
1. Общая шкала (суммарный балл по всем шкалам).
2. Самоанализ и самозащита (шкала отражает способность респондента трезво оценивать свои сильные и слабые стороны, распознавать и понимать свои эмоции, умение выстраивать определенную «психологическую защиту» от неприятностей).
3. Самоконтроль (шкала отражает наличие у респондента внутренней мотивации, самодисциплины, настойчивости в достижении поставленных целей).
4. Выражение эмоций (шкала отражает способность респондента адекватно выражать и контролировать свои эмоции и должным образом реагировать на проявления эмоций других людей).
5. Социальная чуткость (шкала отражает способность респондента правильно понять и оценить мотивы, стоящие за поведением окружающих его людей, и адекватно на них реагировать на основе этого понимания).
6. Самооценка чуткости ( шкала отражает оценку респондентом собственных качеств: чуткости, проницательности, понимания мотивов поведения окружающих). Стоит отметить большую практическую направленность данной методики. В качестве сферы ее применения рассматриваются психодиагностические исследования личности взрослых людей с целью выявления направлений психологической помощи, самопознания, а также использование в качестве дополнительного инструмента диагностики при подборе и оценке специалистов, сфера деятельности которых непосредственно связана с общением (руководители, менеджеры по продажам, бизнес-тренеры и т. д.).
Тест Эмин Д. Люсина
Тест Эмин Д. Люсина опирается на собственную модель эмоционального интеллекта автора. Эмоциональный интеллект определяется как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Как способность к пониманию, так и способность к управлению эмоциями может быть направлена и на собственные эмоции, и на эмоции других людей. Таким образом, автор вводит понятие внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта, которые предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, но должны быть связаны друг с другом. На основании такой модели предлагается тест, состоящий из 40 вопросов с ответами по 4-балльной шкале, которые группируются в 6 факторов.
1. Межличностный эмоциональный интеллект.
1.1. Шкала М1. Интуитивное понимание чужих эмоций.
1.2. Шкала М2. Понимание чужих эмоций через экспрессию;
1.3. Шкала МЗ. Общая способность к пониманию чужих эмоций;
2. Внутриличностный эмоциональный интеллект.
2.1. Шкала В1. Осознание своих эмоций;
2.2. Шкала В2. Управление своими эмоциями;
2.3. Шкала ВЗ. Контроль экспрессии.
Предлагаемая модель эмоционального интеллекта, как утверждает автор, принципиально отличается от смешанных моделей тем, что в конструкт не вводятся личностные характеристики, которые являются коррелятами способности к пониманию и управлению эмоциями. Допускается введение только таких личностных характеристик, которые более или менее прямо влияют на уровень и индивидуальные особенности эмоционального интеллекта. Тем не менее данная методика не может быть отнесена и к моделям способностей, ввиду того что является опросником, основанным на самоотчете.