Михаил Иванов
Изменения в программе преподавания айкидо в зависимости от возраста детей
▼ Скачать + Заказать документы
Дети школьного возраста, занимающиеся айкидо, находятся на препубертатном и пубертатном периодах развития. Поскольку большинство детских программ преподавания айкидо рассчитано на детей в возрасте от 9 до 18 лет, то особое значение имеют следующие возрастные категории :
- I этап - второе детство (8-12 лет);
- II этап – подростковый возраст (13-16 лет);
- III этап - юношеский возраст (17-19 лет).
Публикация «Изменения в программе преподавания айкидо в зависимости от возраста детей» размещена в разделах
Соответственно с этим происходит и изменение в программе обучения. На первом этапе основное внимание следует обращать на общую и специальную физическую подготовку с акцентом на развитие силы, гибкости, быстроты и ловкости. Прикладные навыки следует давать с осторожностью, поскольку дети этого возраста еще не в полной мере способны контролировать свое тело и, самое главное, поведение. Важное значение имеет также обучение дисциплине и соблюдение всех ритуалов и правил поведения, характерных для восточных единоборств.
Основными техническими приемами, изучаемыми на этом этапе, являются: передвижения; упражнения самостраховки (укеми) и простейшие акробатические упражнения; базовые техники, выполняемые без партнера (кихон доса, тэгатана доса и т. д.); простейшие техники освобождения от захватов и способы ухода от ударов; упражнения с деревянным мечом-боккеном.
Базовые техники айкидо сложны в исполнении, поэтому их имеет смысл изучать по разделениям, обращая внимание на правильность выполнения каждого отдельного элемента.
Особое внимание надо обратить на умение учеников своевременно выполнять приемы самостраховки.
Для повышения интереса к занятиям и для воспитания быстроты движений, чувства дистанции (ма-ай) и чувства момента можно добавлять в занятия элементы других видов спорта – спортивных игр или единоборств (например, японского фехтования спочан или ката дзю-до).
Второй этап является началом пубертатного периода развития. Зачастую с этим связаны проблемы, как с выполнением физических упражнений, так и с поведением. Имеет смысл в начале учебного года несколько снизить физические нагрузки, но, затем, постепенно повышать их до требуемого уровня. Также следует обратить особое внимание на дисциплину, требуя неукоснительного соблюдения ритуала (рэй-хо) и правил «боевой добродетели», а также общих правил поведения на тренировке по восточным единоборствам. В частности – исключить все посторонние разговоры на занятии.
При этом, дети становятся способны осваивать координационно более сложные упражнения, что позволяет перейти к полноценному изучению базовых техник айкидо.
Особое внимание следует обратить на обучение приемам нанесения ударов (цуки учи на ката, кери кохо но ката и др., чтобы выполнение технических приемов было более реалистичным. Также на этом этапе детям можно показывать простейшие приемы самозащиты от наиболее распространенных атак, объяснять, как можно применить базовые примы при самозащите (упрощая их).
Для понимания того, как производится бросок, какие условия следует создать, чтобы он получился, можно вводить в тренировки некоторые элементы упрощенной борьбы (борьба на коленях, выталкивание из круга и др., а также видов борьбы с плотным захватом (борьба на поясах, греко-римская и вольная, самбо и дзю-до).
Следует продолжать тренироваться с мечом, как с боккеном, так и с чанбарой и проводить внутренние соревнование по спочан, в том числе и с использованием различного оружия у партнеров, поединки вооруженный против безоружного. Естественно, все это следует делать с соблюдением всех правил безопасности и использованием разнообразного защитного снаряжения.
Третий этап, хотя и продолжает находиться в рамках пубертатного периода развития, как правило, не представляет особых сложностей для преподавателя. Дети обычно переходят для тренировок в одни группы со взрослыми учениками, имеют интерес к занятиям, поэтому обучение может вестись по полной программе, включающей базовые, усложненные и прикладные техники, а также способы их применения в различных условиях (дзю ваза, рандори, сиай, самооборона и т. д.). Поправки следует делать только на индивидуальные физические и психологические особенности учеников.
Таким образом, в соответствии с известными сенситивными периодами развития детей, программы обучения будут различаться. Для возраста второго детства – это общеразвивающая воинская гимнастика с элементами спорта и начальной специализацией в айкидо. В подростковом возрасте добавляются элементы базы айкидо, рукопашного боя и спортивных соревнований. В юношеском возрасте начинается освоение айкидо как полноценного боевого искусства.
Список литературы
1. Акматов Н. Ш. Искусство айкидо : теория и практика. Руководство для инструкторов / Н. Ш. Акматов, А. М. Демильханова. – [б. м. ] : Издательские решения, 2020. – 80 с. : ил.
2. Борисова М. М. Основные элементы спочана (безопасное фехтование) в системе дополнительного образования детей дошкольного возраста / М. М. Борисова, А. В. Ашхотов // Современное дошкольное образование. Теория и практика, 2013. - № 3. С. 58-61.
3. Губа В. П. Сенситивные периоды развития детей. Определение спортивного таланта: монография / В. П. Губа, Л. В. Булыкина, Е. Е. Ачкасов, Э. Н. Безуглов. – М. : Спорт, 2021. – 176 с.
4. Иванов М. К. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Традиционное и Спортивное айкидо» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/dopolnitelnaja-obscheobrazovatelnaja-obscherazvivayuschaja-programa-tradicionoe-i-sportivnoe-aikido.html (Дата обращения 29.05.2023)
5. Иванов М. К. Обучение технике самостраховки при занятиях боевыми искусствами / М. К. Иванов // Материалы I Российской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития искусства движения», 2004, часть IV. С. 26-28.
6. Иванов М. К. План-конспект тренировки по базовой технике меча в айкидо для детей среднего и старшего школьного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/plan-konspekt-trenirovki-po-bazovoi-tehnike-mecha-v-aikido-dlja-detei-srednego-i-starshego-shkolnogo-vozrasta.html (Дата обращения 29.05.2023)
7. Иванов М. К. Последовательность изучения техники падений при занятиях айкидо в детских группах / М. К. Иванов // «Педагогика и образование», май 2019, часть 9, С. 75-77.
8. Иванов М. К. Учебная программа дополнительного образования детей «Начальная подготовка в восточных единоборствах - Айкидо и Айкидзютцу» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sajtpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=1035 (Дата обращения 29.05.2023)
9. Сиода Годзо Айкидо. Мастер-курс / Годзо Сиода, Ясухиса Сиода. – К. : «София», 2000. – 208 с. : ил.