Дарья Каткова
Изготовление лэпбука с детьми 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Лэпбук в работе с детьми можно использовать в нескольких направлениях:
1) Как занимательную игрушку, что отвлечь или развлечь ребенка.
2) Как пособие для развития мелкой моторики, сенсорного воспитания.
3) Как метод индивидуальной работы для закрепления определенной темы или повторения пройденного программного материала (по математике, развитию речи, экологии и т. д.).
4) Как средство социально-коммуникативного развития дошкольников: когда они самостоятельно общаются и вместе играют с лэпбуком.
Публикация «Изготовление лэпбука с детьми 5–6 лет» размещена в разделах
5) Совместное изготовление лэпбука педагогом с детьми как средство познавательного и социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.
Изготовление лэпбука со старшими дошкольниками – очень эффективное средство развития таких познавательных процессов как классификация, обобщение, логическое мышление, конструктивные способности, связная речь. Следует отметить, что создание лэпбука с детьми - непростая задача даже для опытного педагога. У дошкольников должна быть сформирована произвольность поведения, дисциплина в группе, т. е. эта деятельность подходит именно для детей 6-7 лет.
Для создания лэпбука, как впрочем, и для успешности любой деятельности, важна мотивация. Задача педагога создать у детей уверенность в том, что их деятельность важна и необходима для кого-то или для чего-то, значимого для детей. Причем, в старшем дошкольном возрасте дети охотнее будут делать книжку для малышей, или отчет для родителей, чем подарок для сказочного героя.
Расскажу об опыте создания лэпбука с детьми своей группы. В нашем арсенале есть несколько тематических лэпбуков, которые в основном используются во время изучения конкретного материала, а также имеется математический лэпбук, который доступен в любое время по желанию детей. За год его использования, такого бурного интереса, как раньше, он уже не вызывает и становится востребованным все реже. Исходя из этого, в один момент у детей возник вопрос: "Есть ли ещё подобные книги, в которые можно также поиграть?" (не относящиеся к конкретной теме недели). Ответ был отрицательным, и это расстроило детей. В связи с возникшей проблемой, от меня поступило предложение попробовать изготовить лэпбук самим, по желанию детей. Получив радостные положительные ответы, мы все вместе приступили к работе по изготовлению лэпбука.
Первое, с чего мы начали - выбор темы. Детям сложно самим сразу придумать тему, на которую они хотели бы изготовить лэпбук, поэтому можно предложить им несколько тем на выбор. При этом необходимо учитывать мнение каждого ребёнка и подводить к тому, что это общее дело и выбранная тема должна быть интересна не только мальчикам (например, транспорт) или только девочкам (одежда и обувь, а всем детям группы.
Дальше необходимо выбрать оформление и продумать внешний вид будущего лэпбука. Тут все зависит от выбранной темы и разнообразия имеющегося материала. Темой нашего лэпбука была выбрана погода, т. к. она бывает разной, было решено использовать нейтральные цвета.
Далее нужно начертить схему, на которой изобразить наполнение лэпбука. С этим этапом детям тоже нелегко справиться, поэтому лучше заранее подобрать материал и дать детям право выбора: чем бы из имеющегося они хотели наполнить лэпбук. Либо просто перечислять то, что может быть использовано для наполнения (стихи, загадки, раскрасчики, поговорки, разрезные картинки, игры и пр.) и определять место для каждого выбранного компонента.
В идеале хорошо бы иметь в группе компьютер с выходом в интернет и принтер, чтобы дети могли находить, выбирать и распечатывать нужные картинки.
Кроме этого, сейчас в интернете много готовых форм для изготовления лэпбука (скачай и распечатай). С одной стороны, такой формат ограничивает творчество детей, лишает права выбора. Эти лэпбуки больше нацелены на воспроизведение чужого опыта, на развитие конструктивных навыков и качественное исполнения образца. Но, с другой стороны, если вы не располагаете большим количеством времени на изготовление лэпбука или это первый ваш опыт и вам сложно решить, какое оформление выбрать, такие готовые формы тоже можно с успехом использовать воспитателям в своей практической деятельности.
Следующий этап - сбор и сортировка информации. Чтобы научить детей отбирать важную и необходимую информацию, я использовала такой прием: брала различные картинки из настольных игр, перемешивала с теми, что нужны для лэпбука, и давала конкретные задания: один выбирает нужные раскраски, другой картинки, относящиеся к теме "погода" и т. д.
Наш лэпбук "У природы нет плохой погоды" содержит: мини-книжку со стихами, зонтик с загадками, игру "Одень куклу по погоде", карточки для развития речи: "опиши погоду", интерактивное окошко и набор карточек к нему "Что за окошком?", игру парные картинки "Дождик", элементы календаря и календаря наблюдения за погодой: круг с датами, круг с месяцами, круг с осадками, круг с состоянием неба, шкала наблюдения за ветром, термометр с двигающейся шкалой, разрезные картинки, набор карточек " Расскажи историю", плакат со шкалой Ботфорта, книжка с изображением погодных явлений в живописи, раскраски. Весь собранный материал распределялся в лэпбуке с учетом пожеланий детей.
Наполняемость лэпбука может быть разнообразной, это зависит от возраста детей и задач, поставленных программой и педагогом. При желании загадки, раскраски, разрезные картинки и другой демонстрационный материал легко могут дополнятся, заменятся новыми.
Затем остаётся сделать кармашки. Можно изготовить их самим, можно использовать готовые шаблоны. Я выбрала второй вариант, т. к. при изготовлении лэпбука с детьми такой вариант проще в реализации, шаблоны выполнены в одном стиле, связанным с темой, на них есть надписи и картинки, в каком кармашке что должно лежать (это очень удобно, потому как дети сами могут прочитать или посмотреть на картинку-подсказку и разложить наполнение лэпбука в правильном порядке и поддерживать этот порядок в дальнейшем).
Общую информацию по изготовлению лэпбука, выбору темы, внешнего вида, разработки плана можно обсуждать со всей группой. Что касается вырезывания картинок, кармашков и их приклеивание, сортировки и раскладывания материала на свои места - это все-таки подгрупповая и индивидуальная работа, с целой группой выполнение таких заданий достаточно проблематично. Играть с лэпбуком удобнее и эффективнее небольшому количеству детей.