Аноним
Из опыта работы «Воспитание личностью»
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы по проекту «Воспитание личностью»
В. А. Сухомлинский писал: «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».
Темочки:
Проект «Воспитание личностью» мы начали с Ильи Муромца.
Знакомя детей с былинным героем Ильей Муромцем, мы говорили детям о том, что это один из главных героев,защищавших родину от нашествия врагов, мужественно сражавшийся за родную землю.
Для более полного восприятия образа богатыря мы
рассматривали репродукции картин известных художников -этоВаснецов Константин «Богатыри»,Билибин Иван «Илья Муромец и Святогор», РябушкинАндрей «Илья Муромец», Андрей Клименко «Илья Муромец в немощи» и др. Мы давали характеристику : большой рост (более ста восьмидесяти сантиметров, могучее телосложение. У богатыря было мужественное, доброе лицо с крупными волевыми чертами, борода с сединой.
При просмотре презентаций, мультфильмов мы также создаем образ Ильи Муромца как любящего заступника Родины, и на примере его личности разбираем личностные качества : смелость, решительность, верность своему Отечеству, товарищам. Отсюда вытекают игры на сплочение детского коллектива, где дети учатся навыкам сотрудничества и взаимодействия.
Через игровую деятельность знакомим детей с богатством русского народного творчества:пословицами, поговорками, былинами, сказаниями.
Вместе с детьми для с-р игры «Богатыри» мы изготавливали атрибуты: щиты, мечи, шлемы (с помощью родителей)
Это позволило детям перенестись в ту эпоху, в которой проживал Илья Муромец, во что он был одет, каким оружием сражался.
С помощью художественной литературы «Обретение силы Ильей Муромцем», «Илья Муромец и богатырский конь», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Битва с басурманами», «Илья Муромец и Святогор», «Илья Муромец и Одолище», «Три поездки Ильи Муромца» мы узнали, как закалялся характер Ильи Муромца, что сделало его терпеливым и выносливым. Сказания об Илье Муромце описывают его, как очень мужественного, отважного воина, не жалеющего свою жизнь для того, чтобы постоять за родину, любящего и чтящего родителей.
Кроме того, что Илья Муромец был спокойным, добрым, уверенным, сильным не только телом, но и духом, мы узнали он был верующим человеком. После того как богатырь закончил свое служение стране, он стал проводить свои дни в монастыре, постригшись в монахи. Позже он был причислен к лику святых. Это был преданный, бесстрашный защитник, имеющий безграничную любовь к своей родине, народу.
У Руси были и духовные защитники, и с этого момента мы погрузились в новый проект «Батюшка Серафим Саровский».
Для начала мы сравнили силу телесную с силой духовной. Илья Муромец – это богатырь Русский, защищавший свою Родину, в нем сила телесная, и святой человек – батюшка Серафим Саровский, который мог утешить и обнадежить, благословить и укрепить дух целого народа, прославив Россию- в нем сила духовная.
На примере личности Батюшки Серафима мы раскрывали детям такие качества личности, как милосердие, трудолюбие, любовь, терпение, скромность, миролюбие, сила воли.
Раскрывая образ Серафима в детстве, мы говорили о семейных ценностях, о
любви мальчика к Богу, к родителям, о послушании. Такими нравственными понятиями определяются нормы поведения детей дошкольного возраста.
С помощью художественной литературы мы продолжили знакомство с житием преподобного Серафима Саровского и узнали о нем как о трудолюбивом монахе (раскрывая тем самым нравственные качества трудолюбие и лень).
Образ святого, его любовь к ближнему, трудолюбие, терпение, святость нам помогли увидеть иллюстрации и репродукции художников.
Вся наша работа сопровождались продуктивной деятельностью, где дети раскрашивали иллюстрации с изображением отдельных моментов жизни Серафима Саровского, лепили, рисовали, чтобы глубже узнать быт и жизнь преподобного был создан макета «Серафимова пустынька».
Вместе с детям узнали о чудесах батюшки Серафима на примере рассказов «Малинка», «Святой источник»; рассматривали иллюстрации, книги о жизни батюшки Серафима; посмотрели мультфильм «Батюшка Серафим» все это нам помогло раскрыть такие качества, как доброта, щедрость, жалость, сострадание, помощь.
Рассказывая о Серафиме Саровском как о добром человеке, любящем свою Родину и все человечество в целом, мы с детьми рассуждали о таком понятии как «сила духа» и пришли к выводу: далеко не каждому человеку удается победить в себе зло.
Подвиг совершают не те, кто ростом велик, а те, в ком есть отвага, широкое сердце и решимость пожертвовать собой. От многой доброты, любви и самопожертвования рождается отвага. Живя духовно, даже малодушный и трусливый человек может стать очень мужественным. Нашим детям необходим пример на кого можно ровняться, на кого можно быть похожим, в ком сочетаются все качества и сила телесная и сила духовная.
И мы с детьми открываем новый проект «Подвиг первооткрывателей»
Именно в нашей стране есть мужественные, отважные, сильные духом и «телом» мореплаватели-первопроходцы, которые, не жалея собственной жизни отважно сражались со стихией, составляя карты и описания, расширяя границы, открывая неизвестные просторы, материки, моря, реки нашей России.
Начиная проект перед нами возник вопрос о том, что мы не знаем нашей страны и поставили перед собой цель: показать величие и мощь России (какая она большая, огромная, какое место занимает на планете, выделить границы нашей родины).
Вместе с детьми познакомились с картой мира, выделили материки, океаны, продолжая рассказывать о мужественных, смелых и благородных первооткрывателях, чья жизнь была озарена верой. На их примерах раскрывали такие понятия как отвага, верность долгу, самоотверженность.
Познакомились с участниками Великой Северной экспедиции и Семеном Челюскиным,которые, не жалея себя, смогли преодолеть страх, их не пугали опасности и лишения, ледяная стужа. Ни вьюга, ни бураны не могли остановить первопроходцев. Их долг заключался в уточнении северных границ России и открытий новых северных земель и путей. Что бы более точно узнать маршрут первопроходцев снова обращаемся к карте нашей страны и узнаем об основных крупных реках, протекающих в России. На их примере разбираем такие личностные качества как мужество, отвага, героизм, любовь к своей родине.
Другое не менее важное открытие совершают наши мореплаватели первооткрыватели, впервые открывшие Антарктиду. На их примере мы раскрываем личностные качества как доблесть, честь, мужество, отвага.
С помощью художественной литературы мы рассказывали детям, как герои в разных обстоятельствах (на суше, на море, в шторм, холод, на тонущем корабле, в плену льдов и айсбергов) не падали духом, боролись и побеждали, как преданы были они своей стране, как искренне они любили свою Родину.
Рассматривание иллюстрации Е. Войшвилло «Шлюпы «Восток» и «Мирный», А. Борисов «Судно во льдах», «Северный олень», И. Рубан «Челюскин» позволило детям более точно представить героев-первооткрывателей, а так же корабли, на которых они плыли.
Мир ребенка начинается с его семьи, поэтому нашей задачей стало максимально вовлечь родителей в нашу деятельность, что позволяет нам более глубже изучать материал. Заинтересованность и вовлеченность родителей радует детей, вызывает у них чувство гордости. В результате дети воспринимают родителей как союзников, чувствуют их постоянную поддержку.
Все рассмотренные нами личности разные, разные и эпохи, в которых они жили. Но есть то, что их объединяет: любовь к родине, верность своему долгу, служение народу.