Лучший педагог года

Из опыта работы по теме «Театральная деятельность как средство творческого развития детей старшего дошкольного возраста»

Грифенштейн Светлана
Из опыта работы по теме «Театральная деятельность как средство творческого развития детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность педагогического опыта.

В настоящее время ширится круг инновационных и альтернативных программ развития ребёнка в дошкольном образовательном учреждении. Тем не менее, вопрос о развитии творческого потенциала ребёнка остаётся актуальным. Для того, чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в разных видах деятельности. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать ребенка к музыке, театру, литературе, живописи. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достигнуть.

Публикация «Из опыта работы по теме „Театральная деятельность как средство творческого развития детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус ребенка. Он воздействует на его воображение различными средствами : словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и т. д. Театр формирует у дошкольников целеустремленность, собранность, взаимовыручку.

Проблема творческого развития дошкольников – одна из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и творческого развития детей, является театрализованная деятельность, которая в полной мере позволяет реализовывать все принципы воспитания.

Театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у дошкольников способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Театральная игра позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке каждый ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет воспитателю через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на дошкольника. Театрализация позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо героя. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка. Сознавая все это, я создала в своей группе мини театр. Дети с большим удовольствием играют там, показывают «свои» спектакли, при этом развивая диалогическую речь. Но кем бы ни были в будущем наши дети, мы верим, что они будут творчески относиться к своему делу.

Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Результативность педагогического опыта.

С целью выявления уровня знаний и умений развития творческих способностей детей, был проведё н мониторинг с использованием методик: диагностики творческих способностей для детей 4-5 лет В. Синельникова, В. Кудрявцева; Изучение эмоционально-обусловленного поведения дошкольниковГ. Л. Урунтаевой, Ю. Л. Афонькиной; Изучение эмоциональных проявлений детей, при разыгрывании сюжетных сценок А. Д. Кошелевой; Роль игры по сюжету сказки в формировании социальных эмоций детей 5-6 лет; (Приложение № 4). А также по программе развития О. А. Шорохова «Играем в сказку» Сказкотерапии занятий по развитию связанной речи дошкольников посредством упражнений, этюдов.

В первый год обучения проанализировав результаты диагностического обследования детей, я запланировала работу, способствующую повышению уровня знаний и умений развития творческих способностей дошкольников данной группы. Были исследованы и выявлены способности ребёнка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия. Решалась задача по развитию культуры и техники речи (дыхательные и артикуляционные упражнения) А также, активизация и развитие творческого воображения дошкольников посредством упражнений, этюдов, игры-драматизации, импровизации, театрализованных игр и уроков добра.

Критерии оценки:

2б – ребенок владеет самостоятельно.

1б - ребенок владеет с помощью подсказки.

0б - ребенок не владеет.

Уровни развития :

Высокий уровень -20-22 баллов

Средний уровень – 11-19 баллов

Низкий уровень – 0-10 баллов.

Результаты представлены в таблице №1 (Приложении №1).

Представление детей о театре,

сформированности театрально-игровой деятельности.

Динамика в формировании творческого развития у дошкольников среднего звена

На начало года высокий уровень - 0%.

На конец года высокий уровень составил - 22 %.

На начало года средний уровень - 50% т. е. знания и умения детей сформированы частично, а на конец года составили - 61%.

Однако имеется низкий уровень развития творческих способностей, который к концу года составил - 17 %,

На второй год были исследованы знания и умения детей старшей группы.

Вся запланированная работа способствовала тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника.

Большая часть времени посвящена практике: упражнения, игры-драматизации, творческие задания, игровые ситуации, театрализованные игры.

Критерии оценки:

2б – ребенок владеет самостоятельно.

1б - ребенок владеет с помощью подсказки.

0б - ребенок не владеет.

Уровни развития :

Высокий уровень -20-22 баллов

Средний уровень – 11-19 баллов

Низкий уровень – 0-10 баллов.

Результаты представлены в таблице №2 (Приложение № 1).

Представление детей о театре, сформированности театрально-игровой деятельности.

Динамика в формировании творческих способностей у детей в старшей группе.

на начало года высокий уровень имело - 22% детей, т. е. поверхностные знания и умения, на конец года высокий уровень показали - 35 %;

на начало года средний уровень составил - 61%, знания более углубленные, но не всегда точные, а к концу года составил - 55 %.

низкий уровень показали к концу года - 10%

Вывод: у детей повысился интерес к русским народным сказкам, углубились знания о театре, благодаря театрализованным играм, этюдам, играм - драматизациям, импровизациям, упражнениям на дыхание, внимание, воображение и. т. д, дети стали более эмоционально отзывчивыми, общительными, вежливыми, чуткими, добрыми.

На третий год обучения были исследованы знания и умения детей подготовительной к школе группы.

В процессе исследования знаний и умений детей, выявлены следующие способности ребё нка: снятия зажатости, развита чувственность, внимание, восприятие, мышление, воображение, а также фантазирование, сочинительство. Динамика прослеживается в коммуникативной развитии (диалогическая, связная речь, а также звуковая стороны речи). А особенно неречевые средства : жесты, мимика, пантомимика, пластика.

Критерии оценки:

2б – ребенок владеет самостоятельно.

1б - ребенок владеет с помощью подсказки.

0б - ребенок не владеет.

Уровни развития :

Высокий уровень -20-22 баллов

Средний уровень – 11-19 баллов

Низкий уровень – 0-10 баллов.

Результаты представлены в таблице №3 (Приложении №1)

Представление детей о театре, сформированности театрально-игровой деятельности.

Динамика в формировании творческих способностей у детей подготовительной к школе группе.

• на начало года высокий уровень -35% детей, т. е. имели поверхностные знания, на конец года высокий уровень составил- 45%;

• на начало года средний уровень составил у 55 %, знания и умения более углубленные точные, а к концу года средний уровень остался прежним 55 %.

• Низкий уровень к концу года - 0%.

Вывод: дети стали раскрепощёнными, имеют представления о театре, вла-деют приёмами кукловождения, умеют самостоятельно перевоплощаться, вживаться в образ сказочного персонажа, разыгрывать этюды, игры – драма-тизации, применять интонационную выразительность в играх и рассказыва-нии сказок, сказок – наобороток и стихов.

Благодаря играм – драматизациям, импровизациям, пантомимическим этю-дам, ритмопластике, театрализованным играм, построенным на сказках,у воспитанников сформировалась самостоятельная творческая активность, связанная речь, которая положительно сказывается на отношении к пересска-зыванию, закрепляет опыт подражания литературному персонажу. Наблюда-ется большой прогресс в общении, диалогической, связанной речи. Расши-рился словарный запас. Повысился эмоциональный настрой ребёнка.

Публикации по теме:

Изобразительная деятельность как метод воспитания Уважаемые, коллеги, предлагаю вашему вниманию к докладу на тему: "Изобразительная деятельность как метод воспитания" презентацию к нему.

Положение «Об организации экспериментальной и инновационной деятельности в ДОУ» Согласовано: Утверждаю: Председатель проф. ком. заведующая МБДОУ детский сад комбинированного вида №14 ___ ___Т. А. Лякишева Приказ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы по теме «Театральная деятельность как средство творческого развития детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 13 мая 2014 в 23:12
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта работы по теме «Театральная деятельность как средство творческого развития детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Грифенштейн Светлана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД