МААМ-картинки

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях ФГОС до

Татьяна Климахина
Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы

Тема опыта:

«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»

Идея опыта: использование проектной деятельности для развитие познавательной активности в образовательном процессе ДОУ в свете требований ФГОС ДО.

ИПМ №2. Условия формирования опыта

Публикация «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО» размещена в разделах

Полноценное развитие личности современного человека возможно только в том случае, если в дошкольном возрасте в равной мере формируется познавательная активность и творческие способности ребенка. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста - одна из важнейших задач современного образования. Для достижения целей образовательного процесса первостепенное значение имеет использование инновационных технологий и методов обучения дошкольников. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности, который развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения.

На формирование педагогического опыта повлияло изучение литературы по данной проблеме:

ИПМ №3. Теоретическаяинтерпритация опыта

3.1 Теоретическая база опыта

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты.

Проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Является основной формой организации познавательной деятельности учащихся в рамках метода проектов.

Метод проектов как педагогическая технология возник в США во второй половине XIX века. Его теоретической основой была «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи.

3.2 Актуальность и перспективность

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить познавательную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

Своеобразие проектной деятельности определяется ее целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Традиционная педагогическая деятельность осуществляется в нормативном пространстве – она ориентирована на разработанные конспекты занятий, строгую логику перехода от одной части программы к другой. Проектная деятельность, напротив, осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм. В этом случае и педагог, и дети попадают в ситуацию неопределенности. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути. Естественно, что воспитателю проще следовать жесткой программе, чем постоянно искать новые нестандартные подходы к образовательному процессу. Поэтому каждый педагог должен оценить свою готовность к проектной деятельности.

.

3.3 Противоречия, разрешаемые данным опытом

При организации проектной деятельности в детском саду столкнулась со следующими противоречиями:

1. Несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности.

Традиционная педагогическая деятельность осуществляется в нормативном пространстве – она ориентирована на разработанные конспекты занятий, строгую логику перехода от одной части программы к другой. Проектная деятельность, напротив, осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм. В этом случае и педагог, и дети попадают в ситуацию неопределенности. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути. Естественно, что воспитателю проще следовать жесткой программе, чем постоянно искать новые нестандартные подходы к образовательному процессу. Поэтому каждый педагог должен оценить свою готовность к проектной деятельности.

между целенаправленным внедрением проектной технологии в образовательный процесс и отсутствием педагогических знаний у родителей.

Выдвинутые противоречие и проблемы обусловили выбор темы моей работы: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО».

Определившись с темой, поставила перед собой цель: создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную деятельность педагога, родителей.

3.5 Трудоемкость опыта

Педагогу, работающему по данной проблеме, необходимо овладеть технологией проектирования и развивающим обучением. Он должен обладать нестандартным мышлением, теоретическими знаниями и практическим опытом

3.6 Новизна

Введение ФГОС ДО в качестве новой парадигмы образования, в том числе и дошкольного, предполагает замену традиционных методов обучения и воспитания инновационными технологиями, направленными на совершенствование развития личностных компетенций ребенка, путем интеграции различных видов деятельности и объединения в них всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей. Именно интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в учебном процессе объясняется интерес педагогов дошкольного образования к проектной деятельности как способу организации воспитательно-образовательного процесса.

На мой взгляд, социально значимой формой детской познавательной активности является проектная деятельность. Ребенок в ходе занятий проблемного обучения получает свободу, способен отходить от усвоенных стандартов, не просто передают в своих произведениях те или иные впечатления, но и начинают целенаправленно искать приемы для этой передачи. А это очень и очень значимо для современного будущего ученика и человека, способного самостоятельно мыслить и давать оценку действиям.

3.7 Адресная направленность опыта

ИПМ № 4 Технология опыта.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»

Лев Семёнович Выготский

В связи с введением в действие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел, поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер). Дети дошкольного возраста, по своему психофизиологическому развитию, еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, поэтому, я обучаю их необходимым умениям и навыкам.

Проектная деятельность ребенка дошкольного возраста –это «деятельность по созданию по инициативе ребенка совместно со взрослыми социально-значимого продукта» (Н. Е. Веракса). Предпосылками использования метода проектной деятельности явились :

-видоизменение и совершенствование развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО;

-использование инновационных технологий в образовательной работе;

-адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;

-многофункциональное взаимодействие с социумом.

Выдвинутые предпосылки обусловили выбор темы моего опыта работы: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО». Основной целью моей работы стало изучение и внедрение в активную практику системы работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности и формирование у дошкольников способности самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию проектно-исследовательской деятельности.

Задачи:

• Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, работы с банком педагогической информации в системе Интернет;

• Разработать и реализовать стратегию взаимодействия с родителями, систему работы с детьми, перспективный план работы с детьми и т. д.);

• Подготовить и провести педагогическую диагностику на начало и конец учебного года;

• Создать современную предметно - пространственную среду;

• Разработать проекты по познавательному развитию детей, создать банк краткосрочных и долгосрочных проектов;

• Обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством выступления на педагогическом совете, участия в семинарах, проведения мастер-класса для педагогов, открытых занятий с детьми, участия в Интернет –конкурсах.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

У воспитателя формируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:

• умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;

• овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста (проектная деятельность);

• умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике;

• пополнение копилки профессиональных достижений.

У детей формируются :

• творческие способности, коммуникативные навыки, умение экспериментировать, применять полученные знания на практике;

• социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, опыт исследовательско - творческой деятельности;

• повысится степень самостоятельности, инициативности и познавательной мотивированности.

У родителей воспитанников:

• появится интерес к совместному проведению исследования, подготовке к предстоящему творчеству и изготовлению конечного продукта;

• заинтересованность в презентации семейных проектов, которые обеспечивают ситуацию успеха каждой семье.

А также проектная деятельность делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.

В начале работы по данной теме мною был составлен перспективный план и проведена диагностика познавательного развития у детей дошкольного возраста, которая показала, что воспитанники недостаточно владеют разнообразными способами познания окружающего мира, слабо производят мыслительные операции (затрудняются задавать вопросы, отвечать на поставленные им вопросы, анализировать, сравнивать, группировать. У большинства детей предпосылки поисковой деятельности развиты недостаточно хорошо. По результатам диагностики я сделала вывод о необходимости работы по развитию познавательной активности детей. Далее я провела для родителей воспитанников родительские собрания «Роль проектного метода в развитии познавательной активности дошкольников», где было проведено анкетирование родителей. Результаты опроса показали, что родители готовы к сотрудничеству и положительно настроены на участие в совместных проектах взрослых и детей. На собрании познакомила родителей с изученными проблемами детей, предложив оказать помощь своему ребенку при реализации замысла, так как необходимо учитывать тот факт, что замысел дошкольника, как правило, опережает его технические возможности. Показала значимость совместной деятельности, которая позволяет установить доверительные отношения, лучше понять друг друга детям и родителям. Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в проекте. Подготовила ряд консультаций: «Учимся проектировать вместе, или Что такое детское проектирование?», «Роль совместного творчества в семье».

Проектную деятельность в детском саду начала, работая с детьми среднего и старшего возраста. При организации проектной деятельности стала использовать в образовательной деятельности принцип интеграции, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой.

Для стимулирования исследовательской активности воспитанников, я проводила коллективные игры с интересными сюжетами. Игра, которая является основным видом деятельности детей, расширяет их кругозор, стимулирует познавательный интерес. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, появляется стремление к знаниям.

С детьми среднего и старшего возраста был организован и проведен краткосрочный проект «Моя семья», целью которого стало развитие познавательной активности детей через внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении.

Проект «Дорожная грамота» (Приложение 3) Позволил достичь следующих задач:

1. Дети познакомились со значениями слов : автодорога, проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, пешеходный переход, перекресток, светофор.

2. Закрепили у детей представление о различных видах транспорта, познакомили с дорожными знаками, с правилами дорожного движения.

3. Активизировали знания родителей об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения на улицах, в транспорте.

4. Сформировали готовность родителей к сотрудничеству с педагогами сада по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения.

Проект «Моё любимое животное» являлся краткосрочным и длился две недели. Цель его: расширить знания детей о домашних животных, их образе жизни, особенностях поведения; сформировать у детей положительные личностные качества (доброта, ответственность); формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; воспитывать бережное отношение к животным, ответственность за жизнь своего домашнего питомца.

Проект «Всем знакомые насекомые» длился 2 недели, в ходе проекта у детей сформировалось реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее; сформировались элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик, их строении, способах передвижения; сформировались навыки исследовательской деятельности.

Хочу подробнее остановиться на проекте «Осень разноцветная»

Идея реализации данного проекта возникла постепенно, дети спонтанно начали приносить в группу природный материал (листья разноцветные, каштаны и т. д., и у детей возник вопрос, как нам это использовать? Сделали с детьми вывод, что только осенью можно набрать такие красивые листочки, но нужно выбрать солнечную погоду, чтобы они не были сырыми и не испортились. Обсудили с детьми осеннюю погоду и красивое явление осени - листопад. Как раз стал готов для использования и природный материал. Сделали с детьми замечательные поделки: из каштанов – божьих коровок, человечков и медвежат. Листья оформили в красивое коллективное панно.

У детей недостаточно сформированы чувства любви и бережного отношения к природе, умения любоваться красотами природы, невысокий уровень экологической культуры. Подготовила для детей презентацию "Осень в творчестве русских художников" с использованием музыки А. Вивальди "Времена года". Полученные впечатления закрепили в НОД художественно – эстетической направленности: рисовании «Осеннее дерево», «Осенний лес»; Лепка - " Гроздь рябины»", «Что нам осень принесла?»; аппликации «На лесной полянке выросли грибы», «Огурцы и помидоры лежат на тарелке».

С целью развития художественного восприятия и эстетического вкуса использовала чтение художественной литературы. Пословицы, поговорки, загадки об осени: А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»; А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»; А. Плещеев «Скучная картина»; К. Бальмонт «Осень»; Н. Сладков «Осень на пороге»; Е. Благинина «Улетают, улетели»; Л. Толстой «Дуб и орешник» К. Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев» и т. д.

На прогулке провели экскурсии в расположенный рядом парк и по территории детского сада. Полученные знания и впечатления закрепляли с использованием дидактических игр : «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Отгадай загадку –нарисуй отгадку!», «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию», «Варим обед» и викторины «Путешествие в осенний лес»

Для родителей оформила папку – передвижку «Осень - чудная пора» (с использованием детских работ и фотографий). В уголок для родителей подготовили консультацию «Как провести с ребёнком осенний день», а

Организованная выставка осенних поделок, сделанных родителями совместно с детьми, вызвала положительные эмоции и у детей и у родителей. Финальным мероприятием нашего проекта стал праздник «Встречаем осень»

В этом же учебном году был реализован проект «Овощи и фрукты-полезные продукты», направленный на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, формирование знаний об уходе за растениями, на осознание детьми значимости овощей и фруктов в жизнедеятельности человека. Целью этого проекта стало создание условий в группе для развития познавательного интереса к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.

В ходе проекта, дети узнали, как выращивают овощи и фрукты, какие они на вкус, какую пищу можно приготовить из них, какие витамины содержат овощи и фрукты и как влияют на здоровье людей. В группе была организована выставка творческих работ детей на тему «Собираем урожай». Работа над данным проектом еще раз доказала эффективность данного метода в активизации познавательного интереса детей.

При организации проектной деятельности я использовала в образовательной деятельности принцип интеграции, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.

Была разработана и проведена серия непосредственно образовательной деятельности с детьми. Данная работа проходила в рамках интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Для повышения познавательной активности детей я использовала различные формы и методы: рассматривание иллюстраций и сюжетных картин, дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, беседы, проблемные ситуации.

Активными помощниками в работе над проектами стали родители. Они помогали с подготовкой ознакомительных презентаций, совместных творческих работ с детьми. Каждая семья активно участвует в проектной деятельности.

Используя проектирование, я пришла к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности детей дошкольного возраста. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие детей дошкольного возраста.

Прежде всего, в ходе моей работы по проектной деятельности расширились знания детей об окружающем мире. Выполняя проект, дети приобрели навык публичного изложения своих мыслей, необходимые социальные навыки – они стали внимательнее друг к другу, стали руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

При реализации проектов произошло влияние и на содержание игровой деятельности – игры стали более разнообразными, сложно структурированными, а сами дети стали интересны друг другу.

В ходе проектной деятельности жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения.

Эффективное использование данной образовательной технологии привело к отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ.

Реализовав внедрение новой образовательной технологии – проектную деятельность в воспитательно-образовательный процесс, считаю, что достигла цели, так как развитие свободной творческой, познавательно- активной, креативной, позитивно - социализированной личности ребенка является актуальной темой в системе дошкольного образования и неразрывно связана со всеми видами деятельности : обучающей, игровой, исследовательской, экспериментальной, трудовой …

Реализуя, в течение двух лет, метод проектной деятельности, исходя из результатов проведенного мною мониторинга, можно сделать следующие выводы:

• Действуя самостоятельно, дети научились разными способами находить информацию об интересующих их предметах и явлениях;

• Дети свободно делятся своими впечатлениями о событиях, происходящих в их жизни, умеют выразить свою точку зрения, не боятся высказывать свои предложения;

• Полученные знания мои воспитанники используют для создания новых объектов деятельности;

• Участвуя в реализации проектов, дети ощущают себя значимыми в группе сверстников.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что проектная деятельность, предполагающая тесное сотрудничество и партнерство родителей, педагогов и детей, способствует созданию атмосферы психологического комфорта в группе. Благодаря направленности проектной деятельности на конкретный конечный результат и планированию практических действий для достижения поставленной цели она помогает повысить качество образовательного процесса.

Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности и на меня как воспитателя. Проектирование заставило меня постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменило мое мировоззрение и теперь не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста, поиска новых форм работы с детьми.

ИПМ №5 Результативность опыта.

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить познавательную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

Литература:

Публикации по теме:

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Проектная деятельность в условиях ДОУ как инструмент практической реализации ФГОС I. Проектный метод в деятельности ДОУ 1.1 Метод проектов как инструмент практической реализации ФГОС Сегодня государством поставлена.

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУФитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ Фитбол - гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ. Фитбол -гимнастика.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.

Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста»Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста» лементы спортивных игр имеют огромную ценность для педагогического процесса в ДОУ. Спортивные игры являются настоящими помощниками в развитии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях ФГОС до
Опубликовано: 22 ноября 2020 в 18:54
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях ФГОС до» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Климахина (УИ 231991) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД