Шпак
Из опыта работы «Использование новых форм работы с родителями при подготовке детей к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование новых форм работы с родителями при подготовке детей к школе»
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
Сегодня мы работаем по Федеральным государственным образовательным стандартам Российской Федерации, которые разработаны в соответствии с Законом «Об образовании» и представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию».
Публикация «Из опыта работы „Использование новых форм работы с родителями при подготовке детей к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В настоящий момент дошкольное детство считается особым уровнем образования, в результате которого должна быть сформирована успешная личность. В соответствии с ФГОС ДО «образовательная работа семей, организаций и лиц, реализующих Основную образовательную программу, должна быть направлена на достижение интегральных характеристик развития личности ребенка как целевых ориентиров дошкольного образования», которые «являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего образования, успешной адаптации к условиям жизни в общеобразовательной организации и требованиям образовательной деятельности».
Исходя из этого, работа в подготовительной к школе группе должна быть направлена на эмоциональное, коммуникативное, физическое и психическое развитие ребенка, формирование устойчивости к стрессам, к внешней и внутренней агрессии; формирование способностей и желания учиться. Отсюда возникает противоречие между требованиями современного общества к выпускнику дошкольного образовательного учреждения и запросами родителей, многие из которых считают, что их ребенок готов к школе, если он умеет считать и писать. Проблема взаимодействия родителей и педагогов дошкольного учреждения остается актуальной до сих пор. Каждый педагог заинтересован в том, чтобы родители были увлечены воспитанием детей. Тем более что без родительского участия процесс воспитания не возможен, или, по крайней мере, неполноценен.
Отсюда вытекает цель работы : разработка направлений и форм работы по взаимодействию с родителями при подготовке детей к школе.
В результате вся работа была выстроена в три направления:
1. Информационно – аналитическое
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, для согласования воспитательных воздействий на ребенка были использованы следующие формы работы :
беседы с родителями;
наблюдение;
рисунки детей;
На основе собранных данных были проанализированы особенности семей и семейного воспитания дошкольника, была выработана тактика своего общения с каждым родителем, были выяснены педагогические потребности каждой семьи.
2. Повышение психолого-педагогической культуры родителей.
Решение проблем воспитания ребенка, подготовки его к обучению в школе напрямую зависит от уровня педагогической культуры родителей.
3. Совместная деятельность родителей, детей, педагогов.
Данное направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы.
Период подготовки ребенка к школе является очень важным моментом в жизни семьи, поэтому я старалась использовать все многообразие форм работы с родителями для оказания помощи и получения максимально положительных результатов.
Помимо традиционных форм работы (родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, анкетирование и т. д.) я использовала и современные и инновационные формы.
Мы живем в современном обществе, одним из элементов которого является переход от очного общения и взаимодействия, к общению виртуальному, с использованием различных мобильных приложений и социальных сетей. Ежедневно все мы ощущаем дефицит времени, в связи с увеличивающимся темпом жизни и высокой занятостью.
Все это приводит к тому, что время, которое родители могут уделять общению с педагогом и взаимодействию с детским садом сокращается.
Поэтому важная для развития ребенка и преодоления сложностей в его воспитании информация может теряться. Данную проблему можно и нужно решать с помощью использования и грамотного наполнения информационно-коммуникативного пространства.
Все мы наблюдаем, что интерес родителей к статьям и брошюрам, размещенным в информационных уголках, с каждым годом ослабевает. Однако сами родители постоянно обращаются с запросом о проведении консультаций или подготовке информации по различным вопросам, связанным с воспитанием и развитием своих детей.
Чтобы разрешить это противоречие необходимо привлекать виртуальные информационные площадки, такие как мобильные месенджеры (Viber, WhatsApp, Skype, ZOOM – конференции, электронная почта и социальные сети (вконтакте, одноклассники, Instagram).
К преимуществам использования интерактивных площадок во взаимодействии с семьей дошкольников, можно отнести:
1. возможность демонстрировать документы в различных форматах : аудио, видео, фото;
2. возможность использовать индивидуальный подход к каждому конкретному родителю;
3. возможность сочетания индивидуальной и групповой форм работы с родителями;
4. возможность быстро доводить информацию до родителей;
5. возможность вносить информационные изменения и дополнения;
6. возможность оперативно получать обратную связь от родителей
7. возможность проводить опросы и быстро обрабатывать информацию.
Использование интерактивных форм общения и взаимодействия с родителями реализуется на основании принципа партнерства и диалога.
Использовать социальные сети и мобильные мессенджеры в процессе общения и взаимодействия с родителями планируется с целью создания единого информационного пространства для оперативного и конструктивного взаимодействия педагогов и родителей.
В процессе реализации цели планируется решить следующие педагогические задачи:
1. Повысить педагогическую грамотность родителей,
2. Вовлечь родителей в процесс обучения и развития собственного ребенка;
3. Сформировать позитивные, доверительные взаимоотношения между детским садом и семьей,
4. Создать условия для диалога, обмена опытом, мнениями;
5. Познакомить родителей с образовательным процессом и режимными моментами жизни ребенка в детском саду;
6. Гармонизировать детско – родительские отношения;
7. Повысить ответственность родителей за отношение ребенка к коллективу сверстников и сотрудникам ДОУ.
Мобильные мессенджеры WhatsApp использовала для обмена короткими сообщениями, напоминаниями о сроках или договоренностях, а также с целью группового обсуждения и скорейшего достижения единого мнения по актуальным вопросам жизни нашей группы. В данном мессенджере с родителями можно общаться в любое время, когда им удобно, обсуждать детали предстоящего мероприятия и делиться впечатлениями о прошедших праздниках и досугах. Здесь можно провести опрос среди родителей и оперативно собрать информацию, разместить ссылки на методическую литературу, фото- и видеоматериалы. Также отсылаю им фотоотчеты о проведенных мероприятиях, интересных занятиях, играх, выставках, конкурсах и акциях. Привлекаю родителей к участию в конкурсах.
Родители с удовольствием принимали участие в акциях «Окна Победы», «Окна России», «Ладошки доброты», «Портрет любимой мамочки». «День родного языка» и другие. Также участвовали в конкурсах чтецов, рисовали рисунки, исполняли песни и танцы. Для родителей провела мастер класс «Умелые ручки» Родители с большим интересом конструировали, мастерили коллаж. Приняли активное участие в семейных экологических проектах «Красная книга Кубани», «Экосемья». Часто мы даем родителям домашние задания, которые предполагают наличие фотоотчетов. Благодаря этому родители видят достижения других воспитанников, обмениваются опытом друг с другом по определенным вопросам.
Традицией нашей группы является трансляция фотографий детей и видео с праздничных мероприятий. Благодаря этому каждый родитель имеет шанс прожить день в детском саду вместе со своим ребёнком, удостовериться в его позитивном настроении и оценить работу педагога.
Одна из инновационных форм на сегодняшний день является соцсеть Instagram. Большинство родителей являются активными пользователями данного контента. Я создала свой блог в котором освещаю жизнь своей группы.
Видеозанятия.
Акции.
Участие в различных конкурсах.
Видео и фото утренников.
Фотоотчет о тематических выставках.
Флешмобы.
Электронная почта
С помощью электронной почты родители получают информацию о жизни группы, мероприятиях в ДОУ. Кроме того, я делаю рассылку для практических материалов (например, стихи для заучивания с ребенком к празднику, распечатки с заданиями для индивидуальной работы, памятки, фото).
Таким образом, уже на первоначальных этапах использования социальных сетей и мобильных мессенджеров в качестве интерактивных форм работы с родителями мы смогли достичь поставленных изначально задач.
Необходимо и дальше совершенствовать формы работы с родителями, учитывая их социальное положение, социальный статус, категорию семей, социальную ситуацию в обществе. А главную ведущую роль в этом должен занять педагог, используя все полученные знания.
Я глубоко убеждена, что, только взаимодействуя с родителями можно добиться результатов воспитания и обучения детей. Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. И как бы серьёзно не продумывались формы воспитания детей в детских садах, какой бы высокой ни была квалификация педагога, невозможно достигнуть поставленной цели без активного участия родителей в воспитательном процессе.