Беспрозванных Юлия
Из опыта работы «Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы «Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста».
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира…
Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени.
Публикация «Из опыта работы „Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершаться из самого себя, от природы… Е. И. Тихеева
Формирование основ моральных качеств человека начинается ещё в дошкольном детстве. В дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы. В воспитании ребёнка большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним. Желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей.
На современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. С введением в действие закона РФ "Об образовании" произошли существенные изменения в развитии содержания образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества»; «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…»
Младший дошкольный возраст - от двух до четырех лет, важный период в нравственном развитии детей. У детей активно формируются первые элементарные представления: о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, будут основой для их дальнейшего нравственного развития.
Приоритетным направлением нашего детского сада является духовно-нравственное воспитание.
Основная цель: способствовать духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, формирование устойчивого интереса и приобщение детей к истокам истории своего народа, национальной культуры.
Для достижения цели определены следующие задачи:
1. Обогащать представления о культурном наследии родного края.
2. Формировать экологическое сознание, бережно относиться к природе родного края.
3. Развивать интерес к народному быту, праздникам, обычаям, своего народа.
4. Способствовать формированию понятия о значимости семейных ценностей.
5. Воспитывать у детей чувство национальной гордости за свою принадлежность к русскому и бурятскому народу.
6. Воспитывать основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Основные принципы, которые легли в основу работы :
1. Принцип гуманизации. Этот принцип ориентирует родителей и педагогов на главную общечеловеческую ценность – это личность каждого ребёнка. Гуманизация предусматривает ориентацию на важнейшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю и отечеству.
2. Принцип целостности педагогического процесса. Данный принцип обеспечивает единство воспитания, обучения и развития.
3. Принцип полноты, предусматривает вхождение детей во все доступные миры в процессе освоения всех основных видов детской деятельности, познания национальной культуры, быта и национальных традиций.
4. Принцип сотрудничества педагога и родителей. Этот принцип основан на тесном взаимодействии педагогов и родителей, когда родители выступают как партнёры, активные участники воспитательного процесса.
В процессе создания системы работы по данной теме и совместно творческая деятельность педагогов, детей и родителей, должна носить комплексный характер: пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни, на специально организованной образовательной деятельности и мероприятиях, организованных в детском саду и дома. В связи с этим был составлен план и определены направления мероприятий в работе с педагогами, детьми, родителями.
Первое направление. Работа с педагогами была, направлена и осуществлялась, через проведения консультаций, семинаров, тематического контроля по данной теме. Было разработано положение по конкурсу «Мини музей в группе» по музейной педагогике.
Второе направление. Система работы с детьми представлена в следующих формах: праздники; познавательные занятия, ситуативные беседы. Проведение НОД, чтение художественной литературы, произведений устного народного творчества; игровая деятельность детей; экскурсии, целевые прогулки по улицам родного города и памятным местам. Оформлены в детском саду «Мини-музеи» в каждой группе.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, педагоги разделили свою работу на несколько этапов :
Первый этап работы с детьми. Вначале работы использовали более простые формы устного народного творчества, доступные для их понимания: колыбельные песенки, заклички, пестушки, прибаутки, потешки при умывании, при взаимодействии с предметами, простейшие подвижные и пальчиковые игры. Далее педагоги учат детей составлять познавательные буклеты, подбирать информацию и изготавливать лэпбуки, в которых раскрывается содержание, природы родного края, декоративно-прикладного искусства (утварь, посуда, одежда, жилище, что значительно расширяет кругозор воспитанников.
Второй этап работы. В народных праздниках выражается история и национальный характер, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием, играют особую роль в приобщении ребенка к народной культуре. С детьми младшего дошкольного возраста национальные праздники проходят совместно с родителями, которые становятся не просто наблюдателями, а непосредственными участниками праздника. Такие праздники как «Масленица», «Пасха», «Сагаалган» проходят в форме родительских клубов. К празднику готовится театрализованная постановка, разучивают заклички,народные подвижные игры. Родители вместе с детьми водят хороводы, играют на народных инструментах, изготавливают костюмы к праздникам. После праздника обычно проводится в форме игры: итоговая познавательная беседа по тематике праздника. Познавательные беседы развивают мышление ребенка, осмысленное восприятие события. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному и историческому наследию. Такая форма работы с воспитанниками способствует формированию у них чувства национального достоинства.
Третий этап работы. Эффективным и доступным для детей дошкольного возраста средством воспитания духовно-нравственных качеств, на наш взгляд, это создание в группах «Мини-музей» по духовно-нравственному воспитанию детей. Педагоги совместно с родителями пополняли «Мини-музей» в группах. Было собрано: национальная посуда, вышивки, кухонная утварь, национальная одежда и обувь: дэгэл, гутул, русский сарафан, лапти. Национальное жилище: «Русская изба», «Бурятская юрта», отражающие особенности русского и бурятского быта: сундук, стол, лавки, люлька. Макеты родного края, «Озеро Байкал», альбомы животного и растительного мира родного края.
Тем самым у детей появилась возможность получать более полные представления о жизни русского и бурятского народа, его традициях и семейном укладе. Дети по желанию могут рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы воспитателю, использовать некоторые экспонаты для сюжетно -ролевых игр совместно с воспитателями.
За двухлетний период работы по данному направлению в каждой возрастной группе нашего детского сада подобраны картотеки литературных произведений: пословиц, поговорок, потешек и пестушек, русских народных сказок. Разработана серия дидактических, настольно -печатных и словесных игр: природа родного края, растительный и животный мир и т. д. В результате приобщения дошкольников к фольклору, на практике убедились, что устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и духовно-нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины. Неотъемлемой частью приобщения детей к истокам русской культуры является их знакомство с народными играми. Наиболее полюбившимися детям стали такие игры, как: «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Медведь», «Огородник», «Каравай», «Бэлэ», «Волк и ягнята» и т. д. Эти игры не только способствуют физическому развитию дошкольников, но и обогащают их словарный запас, знакомят с национальными играми.
Активно используем и такую форму работы с детьми, как экскурсии и целевые прогулки «Улица родного города», а также «Уголок родного края», который расположен на территории нашего детского сада, в 2015 году был посажен силами нашего коллектива, дети имеют возможность наблюдать за растительным миром и природными явлениями.
Третье направление системы взаимодействия – это работа с родителями воспитанников. Педагогам было бы сложно организовать работу с воспитанниками без поддержки их семей. На начальном этапе родители не проявили должный интерес к изучаемой проблеме, так как многие из них недооценивают значимость истории и культуры народа в жизни своих детей. Нелегко было повернуть сознание родителей, обратить их взор в далекое прошлое нашего края, чтобы понять и принять веками накопленный опыт наших предков.
Цель нашей работы с родителями мы определили как просветительскую, т. е. познакомить родителей с русской и бурятской народной культурой и историей, пробудить к ней интерес. Поэтому педагогом были выбраны следующие формы работы с родителями :
1. Консультации для родителей (индивидуальные и групповые) – «Использование малых фольклорных форм в общении с детьми», «Как правильно знакомить детей с народными сказками» и другие;
2. Папки-передвижки, информационные стенды – «Приметы народного календаря», «Традиции и национальные праздников в Бурятии» и т. д. ;
3. Совместные родительские клубы, «Масленица широкая», «Сагаалган», «Пасха».
4. Проведение совместных выставок сотворчества с детьми - «Пасхальное яйцо», книжки-малышки по произведениям устного народного творчества Оформление альбомов «Я и моя семья».
В течение года организуем и проводим акции: «Сохраним елку- красавицу наших лесов». Детско-родительский проект «Покормите птиц зимой»,
Перечисленные мероприятия позволили укрепить внутрисемейные связи, создать условия для духовно-нравственного становления детей вне детского сада, наладить контакт с семьёй.
Знакомясь с народным искусством и классическим наследием прошлого и настоящего, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений. И здесь сотрудничество с социумом открывает огромные возможности.
Проведённая работа по всем направлениям показала, что духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с историей и культурой родного края возможна, необходима и доступна при выполнении следующих условий:
1. комплексное использование разных педагогических методов: наглядного, практического, словесного, в их взаимодействии в условиях реализации деятельностного подхода;
2. тесное взаимодействие с эмоционально – нравственным, эстетическим, физическим развитием ребёнка;
3. создание предметной-пространственной развивающей среды, способствующей введению ребёнка в мир народной культуры, быта и традиций проживающих в нашем регионе;
4. организация совместной работы с родителями на позициях партнёрства и сотрудничества.
Таким образом, взаимодействие семьи и детского сада способствует формированию личности дошкольника с высокими нравственными, морально-психическими и этическими качествами, которая позволяет чувствовать себя полноценным гражданином своей страны, Отечества.