Силаева Галина
Из опыта работы. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
«Забота о здоровье ребенка –
это важнейший труд воспитателя»
В. А. Сухомлинский
Здоровье – это совокупность физических и психических качеств человека, которые являются основой его долголетия, осуществления творческих планов, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей, овладения достижениями культуры.
Темочки:
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Методические материалы
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Темочки
Много лет назад немецкий ученый М. Петенкофер писал: «…не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчета, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаем цену этого богатства, тогда является у нас желание его сохранить, когда мы из здоровых превращаемся в больных».
Русская пословица очень ярко иллюстрирует эту мысль немецкого ученого: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – все потерял».
Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.
За основу своей работы по воспитанию здорового образа жизни я взяла взгляды академика Н. М. Амосова: «… чтобы быть здоровым нужны собственные усилия, постоянные и значительные, заменить их нельзя ничем».
Реализуя идеи здорового образа жизни и ценности здоровья в своей работе я рассматриваю как проявление культуры личности. Поэтому большое место я уделила здоровьесберегающим технологиям.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей.
Цель моей работы является воспитание здорового, физически развитого ребенка через здоровьесберегающие технологии.
Поставленную цель, я решаю посредством следующих задач:
1. Формировать у детей потребности в здоровье и осознанном отношении к нему.
2. Формировать систему знаний о здоровье и здоровом образе жизни.
3. Формировать нравственную культуру, самопознание, умения и навыки по физическому самосовершенствованию.
Решая поставленные задачи использую ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ :
-гимнастика для глаз,
-оздоровительные минутки,
-самомассаж,
-точечный массаж,
-музыкальная терапия (с целью снятия мышечного и нервного, психоэмоционального напряжения,
-пальчиковая гимнастика,
психогимнастика,
-дыхательная гимнастика,
-упражнения для профилактики плоскостопия,
-фитбол- гимнастика.
Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. В нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха.
Оборудован физкультурный зал со спортивным комплексом, где представлено разнообразное физкультурное оборудование, а так же пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий. Для обеспечения страховки, предотвращения травматизма имеются гимнастические маты. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии использую различные дорожки, «косички», «змейки», для подлезания – дуги, обручи. Имеются пособия для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия.
Свою работу по внедрению здоровьесберегающих технологий, я начинаю со 2 младшей группы. Малыши в игровой форме знакомятся с гимнастикой для пальчиков, с удовольствием ходят по дорожкам «здоровья», выполняют дыхательные упражнения.
В средних группах дети уже самостоятельно выполняют элементы самомассажа, знакомятся с гимнастикой для глаз, психогимнастикой, усложняются упражнения для плоскостопия и формирования правильной осанки. В игровой форме изучают части своего тела.
В старших группах дети узнают как устроено тело человека, знакомятся с правилами поведения, при соблюдении которых можно сохранить здоровье.
В каждое физкультурное занятие включаю несколько основных видов движения, элементы спортивных игр, упражнения для укрепления свода стопы и профилактики плоскостопия, упражнения для укрепления мышц спины с целью профилактики нарушения осанки. На таких занятиях использую наглядность (схемы, рисунки, фотографии, иллюстрации, опыты, сюрпризные приемы, музыкальное сопровождение, подвижные игры, эстафеты, дыхательные гимнастики, элементы самомассажа. В основном я использую самомассаж активных точек на подошве ног и пальцах ног и рук, некоторых точек на голове, лице и ушах. Дети с большим удовольствием «лепят», «мнут», «разглаживают» свое тело, видя в нем предмет заботы, ласки, любви.
На физкултурных досугах,развлечениях, физкультуроно- музыкальных праздниках дети закрепляют правила безопасного поведения на улице и дома, а также правила укрепления здоровья.
К одним из новых форм оздоровления детей относится фитбол- гимнастика. Упражнения на фитболах несут оздоровительный эффект, тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия дошкольников, оказывают стимулирующее влияние на растущий организм. В этом учебном году разработала целую система занятий по физкультуре, включающую комплексы упражнений по фитбол- гимнастике, направленные на развитие ловкости и выносливости, укрепление мышечного и брюшного корсета.
В результате проведенной работы в этом направлении у детей формируется осознанное отношение к своему здоровью, расширяются представления о состоянии собственного тела, появляется стойкое желание заниматься физкультурой.
Здоровый образ жизни, к которому приучают ребенка в детском саду, должна находить каждодневную поддержку дома. Ведь главным воспитателем ребенка являются родители. От того какое внимание уделяют родители здоровому образу жизни, зависит состояние физического комфорта ребенка. поэтому в своей работе я уделяю большое значение работе с родителями.
С помощью различных форм (консультации, «дни открытых дверей») знакомим родителей с методами и приемами здоровьесберегающих технологий. Совместные физкультурные досуги «Папа, мама, я – спортивная семья», «Мы умеем дружно жить», «Мамы и дочки, папы и сыночки» и мн. др. стали традицией в нашем детском саду. Совместное участие в мероприятиях укрепляет отношения детей и родителей, сплачивает взрослых, соединяя в команду людей неравнодушных к воспитанию здорового, любознательного, активного ребёнка.
Определяя положительные результаты своей работы в физическом развитии, сохранении и укреплении здоровья детей, я не останавливаюсь на достигнутом, постоянно ищу новые формы и методы физического совершенствования детей.
Любой выбор, любой труд, который будет способствовать укреплению здоровья детей – это необычно благородная и благодарная роль.
Результатом и наградой будет осознание, что ты внес свой вклад в то, чтобы здоровье наших детей стало лучше, а жизнь нравственнее, чтобы сегодняшние дети стали духовно и физически здоровыми личностями на благо себе и Отечеству.