Марина Сергеева
Памятка для родителей «Капризы и упрямство»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ ДСКВ № 15 г. Ейск МО Ейский район
Памятка для родителей
Подготовила: педагог-психолог
Сергеева Марина Васильевна
Причины капризов :
• Нарушения режима дня
• Обилие новых впечатлений
• Физический и психический дискомфорт
(холод, голод, неудобная одежда, сонливость и т. п.)
• Плохое самочувствие
• Неправильное поведение взрослых
Преодолеть капризы можно если :
Публикация «Памятка для родителей „Капризы и упрямство“» размещена в разделах
• Все члены семьи будут иметь единые требования к ребенку.
• Будут тверды в позиции, дадут понять значение слова ”нельзя”.
• Научат ребенка хотеть, т. е. вырабатывать настойчивость в достижении цели.
• Будут развивать у ребенка самостоятельность в совместной со взрослыми деятельности.
НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:
• ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т. к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
• когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
• во всех случаях, когда что-то не получается ( пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).
• после физической или душевной травмы ( пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).
• когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т. д., но очень старался.
• когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
• когда вы сами не в себе.
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности :
• Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
• Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы
упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
• Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.
• Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
• Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
• В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз!
• Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о "фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.
Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности :
• Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
• Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
• Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали «нет», то нет.
• Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Поможет только одно – взять его за руку и увести.
• Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!». Ребёнку только этого и нужно.
• Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка!» Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.
• Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление «сломить силой авторитета».
• Спокойный тон общения, без раздражительности.
Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами.
НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:
• достигнуто не своим трудом или не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум);
• из жалости или желания понравиться.
НАДО ХВАЛИТЬ:
• за поступок, за свершившееся действие;
• начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения;
• уметь хвалить, не хваля ( пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого).
7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:
• наказание не должно вредить здоровью и если есть сомнения, то лучше не наказывать.
• за 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).
• лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
• надо наказывать и вскоре прощать.
• если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
• ребёнок не должен бояться наказания.
•
• МДОУ ДСКВ № 15 г. Ейска МО Ейский район
•
•
•
• Памятка для родителей
•
• «Стиль воспитания и его последствия»
•
•
• Подготовила: педагог-психолог
• Сергеева М. В.
•
•
• Стиль воспитания «кумир семьи», при котором ребенку оказывают постоянное внимание, потворствуют всем желаниям, приводит к формированию эгоистического типа личности. Ребенок считает такие отношения единственно верными, и когда взрослые ожидают от него помощи, послушания, ответственности за свое поведение, то встречают протест, неудовольствие или отрешенность. Общение может стать не только напряженным, но и враждебным.
• Взрослые недоумевают, почему на любовь и заботы ребенок не отвечает взаимностью. А происходит это потому, что взаимности этой нужно учить годы, и упражнять постоянно ребенка в умении уступить, выслушать, простить, понять настроение и самочувствие взрослого, сдерживать свое нежелательное поведение.
• Начиная с 3-летнего возраста, нужно обращать внимание ребенка на самочувствие, настроение взрослого, учить подождать, немного занять себя чем-то. Ребенка необходимо приучать не настаивать на своем, а рассмотреть ситуацию с разных сторон, проявить терпение и понимание.
• Взрослый должен не только учить ребенка выслушивать и принимать позицию другого человека, но, прежде всего, показать пример, как можно сформулировать свою позицию, обсудить ситуацию, найти удобный для всех вариант.
• Авторитарный, грубый и властный стиль воспитания также становится причиной недоброжелательности или замкнутости ребенка в общении с членами семьи. При подавлении личности ребенка, мир кажется ему враждебным, ребенок либо отвечает враждебностью, либо уходит от контактов, создает мир собственных фантазий. Это очень опасный способ детской самозащиты потому, что внешне ребенок ведет себя спокойно, не грубит, подчиняется требованиям, а авторитарно настроенный взрослый принимает это за идеальный результат правильного воспитания и не отдает себе отчета, что малыш теряет связь с миром. У ребенка на фоне постоянной напряженности формируются патологические черты личности (подозрительность, замкнутость, скрытая агрессивность и склонность к депрессии). Отношения с ребенком невозможно наладить, а общение сделать полноценным и здоровым, пока взрослый не изменит стратегию своих взаимоотношений с ребенком.
• Работа родителей над собой и своими ошибками зависит от понимания смысла известной житейской мудрости: "ваше здоровье в ваших руках". Применяя ее к ситуации общения семьи, можно с уверенностью утверждать, что психологический климат семьи, ее духовное здоровье, комфортность общения всех членов семьи друг с другом, находятся в руках взрослых.
• Когда родители способны разобраться в причинах поведения ребенка, связать их с собственными поступками, когда они способны изменить взаимоотношения в семье, то временная разобщенность и непонимание будут только временными и преодолимыми, мир и взаимопонимание будут налажены, покой и радость опять воцарятся в вашей душе и доме!
• Человек постоянно находится в водовороте контактов с людьми, близкими и совершенно незнакомыми. Его успехи, достижения и душевное благополучие во многом зависят от того, как хорошо он освоил в детстве искусство общения. И помочь ему в этом должен именно близкий человек, который обладает жизненным опытом, знает особенности характера своего малыша, является для него авторитетом.
• Для многих родителей неприятности возникают, как бы из ничего. Был малыш милым, улыбчивым, обаятельным. Как вдруг резко изменился: стал замкнутым, неразговорчивым, часто расстраивается, ни на минуту не отпускает от себя, демонстрирует свою неумелость и зависимость. Родители в недоумении : что случилось с ребенком? Но вдруг и случайно ничего не бывает. В жизни человека, как и в природе, все взаимосвязано. И, возникающие у ребенка проблемы в общении, не исключение. Давайте разберемся, как это происходит.
• Начинается все обычно с непонимания, недовольства, нежелания общаться или распада нормального общения (словесной агрессии, повышенного тона). Одна из причин такой ситуации - это ограничение контактов ребенка с родителями. Занятость родителей на работе, загруженность бытовыми проблемами, болезнь одного из родителей, конфликт или развод родителей, все это создает препятствия для удовлетворения потребности общения ребенка с близкими людьми, и как следствие этого разрушается сложившаяся система отношений.
• Если семья не переживает серьезных бытовых или эмоциональных проблем, а отношения с ребенком стали напряженными, он перестал слушаться и делиться своими переживаниями, то скорее всего причина в недостатке внимания и общения с ним мамы и папы. Особенно остро дети реагируют на утрачивание близости с мамами в период их выхода на работу, смене работы. Какой бы ни была в данном случае ситуация лекарство одно - как можно больше проводить времени вместе с ребенком и общаться прежде всего в процессе прогулок и совместных игр.
• Для того, чтобы насытится вашим общением, ребенку недостаточно времени по утрам и вечерам, которое занято сборами или домашними делами. В эти моменты общение с ребенком разворачивается между делом. Недостаточно и времени общения непосредственно перед сном, когда многие читают или разговаривают в кровати. Полноценно свою потребность в общении дети удовлетворяют только тогда, когда мама только играет с ним, только рисует с ним, а не делает еще какие-то другие дела.
• Напряженность в общении и трудности во взаимопонимании возникают иногда еще из-за характера самого малыша, который, конечно же, во многом является результатом воспитания, а значит, сами родители невольно создают эту проблему.