Наталия Басюк
Эссе «Ивановский край в древности»
▼ Скачать + Заказать документы
Учёные предполагают, что Ивановская земля была заселена в 4-3 тысячелетиях до н. э. угро-финскими племенами (чудь, меря, мурома, весь). В 9-10 веках здесь обосновалось одно из славянских племен (кривичи). На территории Ивановской области археологи раскопали несколько курганов, стоянок, городищ, могильников. Ими были обнаружены остатки захоронений и при них предметы материальной культуры - каменные топоры, орудия из бронзы, кольца, стеклянные бусы, браслеты, изящные изделия из дерева и глины. Возраст некоторых находок исчисляется пятью тысячами лет и говорит о высокой цивилизации наших древних предшественников (Тейковский, Заволжский, Ильинский районы). Археологические находки выставлены в наши дни в историко-краеведческом музее им. Д. Г. Бурылина и местных краеведческих музеях.
Публикация «Эссе „Ивановский край в древности“» размещена в разделах
Историки нашли в летописях свидетельства стойкости наших предков в борьбе с монголо-татарским нашествием. Так, жители села Кохма отчаянно сопротивлялись завоевателям, обратив против них всё, что оказалось под руками. Но силы были слишком неравны. Не желая покориться врагу, кохомчане укрылись в подземельях, прорытых между церквями и монастырем, и унесли с собой казну, парчу, ценное имущество.
На территории нынешнего Савинского района краеведам посчастливилось найти воспетый в былинах «Иванов чеснок» : хитро выкованный нашими далёкими предками прародитель будущих противотанковых «ежей». Как ни брось его, «Иванов чеснок» ложился на землю так, что один из его шипов оказывался вверху. Наступит конь на такой шип и падает. «Иванов чеснок» оказался серьёзным препятствием на пути полчищ кочевников. Во времена монголо-татарского ига все Ивановские земли, кроме «Савинского треугольника», были захвачены татарами.
В селе Парском из трофейных железных древков татарских знамен ковались лемехи.
Во время польской интервенции в начале 17 века население края партизанскими методами боролось с захватчиками. Глубокий патриотизм проявили, например, жители сёл Кохма и Иваново. Они стеной встали стали на пути 40-тысячного отряда пана Лисовского. Не имея ничего, кроме рогатин, кос да топоров, местные жители пошли на хитрость. Они подпилили сосновый бор и заманили туда неприятеля. А когда захватчики вошли в лес, то деревья повалили. Так враг оказался в западне. Жители многих сёл Ивановской земли вступали в ополчение К. Минина и Д. Пожарского и героически сражались против польско-литовских панов.
Скудные почвы, болота, леса не способствовали хлебопашеству и скотоводству. Чтобы прокормиться, крестьяне вынуждены были заниматься промыслами. Мужчины шили сапоги, кафтаны, занимались бочарным и гончарным делом, работали в кузницах. Пользовался спросом труд столяров, резчиков по дереву. Женщины и дети пряли полотно, пестрядь из льноволокна.
Есть свидетельства того, что население края вело торговлю по Волге с варягами и даже арабами (не поэтому ли на ивановских ситцах появился узор «огурцы»).
Именно с Ивановской земли пошли во все концы России коробейники, или как их ещё называли - офени. В наш край в начале 19 века приезжал В. И. Даль для сбора материалов об офенском языке, самом древнем из искусственных языков: им пользовались лишь коробейники.
В конце 14 – начале 15 веков в Палехе и Холуе возникло иконописание.
В Гавриловой слободе в начале 16 века появился один из первых царских конных заводов.
Парские ремесленники производили головные гребни, которые пользовались в России спросом. Примечательно, что такая житейская вещь, как гребешки, для огромной Российской империи производилась только в Парском.
В селе Парском пекли знаменитые на всю округу тёртые калачи. Если такой свежеиспеченный калач сжать в кулак, то он сожмётся, а не раскрошится. Отпустишь - он расправляется, принимает прежнюю форму.
Через Лежнево прогоняли скот. Здесь отдыхали погонщики со стадами. Луг, где пасли скот, посыпали солью. Дважды в год в Лежневе проводились соляные ярмарки.
В конце 18 – начале 19 веков зародилось в сёлах мастерство строчки. Девочек учили этому ремеслу с 10 – 11 лет.
Фольклористы собирают и записывают на территории области былины, сказы, предания. Изучая их, учёные узнают все новые факты о жизни людей нашего края в древние времена.
По территории нашего края проходит туристический маршрут «Золотое кольцо». Города Ивановской области по праву включены в него. Ивановцам есть чем гордиться.
Использованная литерату ра:
- журналы "Наша Родина - Иваново-Вознесенск", 2007 г.