Лучший педагог года

Итоговое занятие «Сильные и могучие богатыри на славной Руси»

Марина Катакова
Итоговое занятие «Сильные и могучие богатыри на славной Руси»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси. Формировать представление детей о великих русских богатырях - защитниках земли русской: Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче, о богатыре-пахаре Микуле Селяниновиче, о Вольге, великане Святогоре. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях. Воспитывать уважение к героям былин. Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».Закрепить знания детей о доспехах богатырей, их оружием. Развивать интерес и любознательность, речь, активизировать словарь по теме. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать. Доказать на конкретных примерах, что покорить Россию невозможно, что не перевелись ещё на нашей земле герои, имена которых навсегда останутся в благодарной памяти потомков.

Публикация «Итоговое занятие „Сильные и могучие богатыри на славной Руси“» размещена в разделах

Предварительная работа: чтение былин о богатырях, рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»,изготовление дидактической игры «собери богатыря в дорогу», разучивание пословиц о богатырях. раскраски о богатырях, изготовление из фольги доспехов богатырей, оружия.

Активизация словаря: предки, славяне, Русь, былина, сказитель, богатырь, доспехи: кольчуга, шлем, палица, меч, кистень, лук и стрелы, щит; дружина, дань, упряжь, бесстрашные, отважные….

Материал: презентация по теме занятия.

Ход занятия.

Воспитатель. Здравствуйте, мои хорошие! Собрались мы сегодня на беседу добрую, да складную, чтобы красны девицы послушали, а добры молодцы призадумались! Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков - это была Родина.

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

Издавна была сильна и могуча Русь. А жили на ней русичи.

- Что вы знаете о них?

Дети. Русичи были светловолосые, голубоглазые, высокого роста, плечистые, крупного телосложения, добрые, смелые. (Показ слайда).Были гостеприимные, всегда радовались тем, кто приходил в их дом и в трудную минуту приходили на помощь друг другу. (Показ слайда).

Они любили свою Родину и когда надо было, становились отважными воинами и не жалели жизни за матушку-землю и отчий дом. (Показ слайда).

Воспитатель. Русские воины всегда славились мужеством и отвагой.

-Как их называли? (богатырями).

Силён, как вольный ветер,

Могуч, как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей

И стариков и матерей!

- Дети, а как вы считаете, какие были богатыри? (Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, храбрые, мужественные). Показ слайдов, где богатыри сражаются с врагами.

Воспитатель. Богатыри жили 1000 лет назад, а вот слава о их подвигах, как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошла до наших дней.

- А откуда мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами и делами?

Дети. Из былин, сказаний, песен, стихотворений, из книг. (Показ слайда).

-А что такое Былина? (Слово «былина» произошло от слова быль, то есть,то что было когда-то давно).

- Чем былины отличаются от сказок?

Дети. В былинах рассказываются невыдуманные истории, они отличаются словами, особым языком, на котором сейчас не говорят, былины похожи на сказания и на стихи).

Воспитатель. «Былину читай, да на ус мотай!» - гласит русская народная пословица. Былина – это произведение русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далёком прошлом. Они боролись со злыми силами, с врагами русской земли.

- Кто слагал Былины о богатырях?

Дети. Людей, которые сочиняли былины, называли сказителями. Они ходили из селения в селение и рассказывали нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах, о делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту. (Показ слайда).

Воспитатель. Да, ребята, жили когда-то на Руси Великой люди – песенники-сказители. Они сочиняли и пели-рассказывали былины – разные истории про богатырей русских, про битвы с лютыми врагами, про царства-государства чужеземные, про великого князя Киевского Владимира «Красно Солнышко». Представьте себе седовласого старца, который сидит в окружении внимательно слушающих его людей. Его пальцы слегка касаются струн гуслей, лежащих у него на коленях. Льется неторопливая спокойная мелодия. Певец-сказитель начинает былину про Древнюю Русь, про времена стародавние (Показ слайда). Сказители так и говорили:

Расскажу я вам про дела старые,

Да про старые, про бывалые,

Да про битвы, да про сражения,

Да про подвиги богатырские!

В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В них отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Богатыри очень много работали оттого и были они могучими и сильными, но как только на родную землю приходил враг, они вставали на защиту своей земли. Герои – богатыри сделали целью своей жизни служение своей Родине – Руси.

Физкультминутка «Богатыри»

Дружно встали – раз, два, три –

Мы теперь богатыри. (Имитируют движения)

Богатырь - вот он каков :

(Показывают силача)

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял,

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко - зорко наблюдал,

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

Наклонились влево, вправо

Получается на славу!

Подрастём, мы и, смотри,

(Поднимаем руки высоко вверх)

Станем, как богатыри!

Воспитатель. Ребята, подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Богатыри». Он писал её 20 лет. Давайте её рассмотрим и побеседуем о ней.

Вопросы:

- Кто назовёт имена богатырей, изображённых на картине? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович).

- Кто находится в центре картины? (Илья Муромец).

- Как вы догадались, что это Илья Муромец? (Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь).

- Кто слева от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич).

- Кто справа от Ильи Муромца? (Алёша Попович. Он самый молодой из этих богатырей).

- Куда смотрит каждый из богатырей? (Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов).

- Что охраняют богатыри? (Землю русскую, её границы).

- Как одеты богатыри? (На тело надета кольчуга – железная рубашка.) (Показ слайда).

- Зачем она нужна богатырям? (Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.)

- Что надето на головы богатырей? (Шлем). Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов. (Показ слайда).

- Какие ещё доспехи имеются у богатырей? (Щит, лук, колчан со стрелами, палица, топор, меч, булава). Меч был главным оружием воинов – богатырей в ту пору на Руси. Меч был главным русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел. Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором (Показ слайда).

- Ребята, больше всего в народе любили, да и теперь уважают старшего богатыря Илью Муромца. (Показ слайда).

- А почему его называют Муромцем? (Родился он около города Мурома.)

- В какой семье родился Илья Муромец? (в крестьянской)

-Чем занимались крестьяне? (пахали землю, растили зерно, пекли хлеб, косили траву (сено, пасли коров и овец, ткали)

- А где жили крестьяне? (в деревнях, селах, усадьбах, в избах)

- Как звали коня Ильи Муромца? (Бурка, Бурушка).

-Вспомните, каким было житьё Ильи Муромца до 33 лет? (Не мог ходить, лежал, да в окно глядел). (Показ слайда).

- Кто и как помог Илье? (странники, три старика, калеки – перехожие, дали ему выпить чару питьеца медвяного).

- Какое напутственное слово они ему сказали? (Будешь богатырём, врагов бить, да на страже стоять).

-Какое испытание первым выпало Илье? (Победил Соловья Разбойника). (Показ слайда)

- С кем ещё сражался Илья? Ответы детей (с идолищем поганым, царём Калином).

Илья Муромец – почитаемый на русской земле – святой воин День памяти Ильи Муромца - — 19 декабря (1 января, каждый Новый Год начинаем с воспоминания великого Русского воина. Мощи покоятся в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры. (Показ слайда).

Игра «Помоги Илье Муромцу выбрать дорогу» (Показ слайда).

- Ребята, а что вы можете рассказать о Добрыне Никитиче? Богатырь Добрыня Никитич - из знатной, богатой семьи. Согласно былинам, Добрыня Никитич — сын рязанского воеводы Никиты. Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире. Добрыня — самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения и отличающийся не только храбростью, но и дипломатическими способностями. Этот богатырь княжеского происхождения, он живет в Киеве. Главное дело его жизни — воинское служение Руси. По княжескому поручению Добрыня Никитич боролся со змеем и спас племянницу князя Владимира Забаву Путятишну). (Показ слайда).

Добрыня Никитич обладает многими достоинствами: образован, тактичен, обходителен, умеет во послах ходить, мастерски играет на гуслях, он ловок, на ножку повёрток, отлично плавает. Он искусный игрок в шахматы, победить его не может даже знаток этой игры – татарский хан. Качества Добрыни Никитича венчает умение превосходно стрелять: в этом искусстве богатырю нет равных. Он обладает мужеством и огромной физической силой, при этом отличается учтивостью и дипломатичностью. Добрыня разговаривал на 12 языках.

- Что вы можете рассказать об Алёше Поповиче? Это храбрый, могучий и жизнерадостный богатырь. (Показ слайда)

- Почему его так называют? (Он сын ростовского попа Леонтия)

-Чем отличается Алёша Попович от других богатырей? (Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью).

-С кем сражался Алёша Попович? (Алёша Попович сражался с Тугарином). (Показ слайда)

Князь Владимир и княгиня встречают Тугарина с почётом, потому что они бессильны сопротивляться безобразному, отвратительному чудовищу. Только Алеша без страха наблюдает за Тугарином, который за один присест по лебедушке проглатывает, по полведра вина выпивает Алеша — богатырь, который не только мечом хорошо владеет, но и словом не промахнется. На устах его всегда меткая и острая шутка. Алешу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п., но мужество, удаль, натиск, находчивость, сметливость, хитроумие. Если бы не сметливость богатыря, он и сам бы погиб, и дело загубил. Беспредельная смелость этого богатыря, бойкий, задорный характер, ловкость, находчивость помогают уничтожить непобедимого Тугарина

- А каких богатырей вы ещё знаете (Святогор, Микула Селянинович, Вольга)

- Что вы можете о них рассказать?

Святогор- русский богатырь, огромного роста, невероятной силы. При его поездке земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов. (Показ слайда).

Не с кем Святогору силой померяться. Поездить бы по Руси, погулять бы с другими богатырями, побиться бы с врагами, да вот беда: не держит его земля, только каменные утёсы под его тяжестью не рушатся. Живёт он на высоких Святых горах. Тяжко Святогору от такой силы.

- С кем поделился Святогор своей силой? (С Ильёй Муромцем. Они побратались (Стали братьями).

- Чему научил Святогор Илью Муромца? (Ухваткам богатырским, как мечом владеть, копьём колоть, палицей бить).

-Что подарил Святогор Илье Муромцу? (Свой меч – кладинец, чтобы он владел силой богатырской). (Показ слайда).

- Что вы можете рассказать о Микуле Селяниновиче?

Микула Селянинович – богатырь - пахарь, богатырь – крестьянин. (Показ слайда). Он пахал землю, сеял семена, чтобы родился хлеб. Микула Селянинович представитель земледельческого быта, обладающий силой, выносливостью. Главное в жизни Микулы согласно былинам, труд, пахота. (Показ слайда)

Когда воинам - ратникам нужна была помощь, они звали Микулу Селяниновича и он помогал защищать свою землю от врагов, но труд свой земледельческий не босал.

- Что он говорил воинам? (Кто ж Русь кормить будет)

-Как вы думаете, ребята, какой труд легче: ратный или земледельческий?

Да, ребята, былина поучает: «Воевать легче, чем пахать, а пахарь-оратай сильнее воина». Былина воздвигает земледельческий труд выше всякого труда, даже ратного. Так уж повелось на Руси : русский народ не только умеет землю от врагов защищать и трудиться на славу).

- Что вы можете рассказать о Вольге - богатыре? (Показ слайда).

Вольга - кудесник, и оборотень, он способен оборачиваться волком и щукой-рыбою. Он знает язык птиц, зверей. (Показ слайда)

Воспитатель. Молодцы, ребята, а теперь, давайте поиграем.

Дидактическая игра «Помоги богатырю собраться в путь-дорогу».

(Показ слайда). Игра представляет собой карточки - с изображением атрибутов их одежды, оружия.

- Главным другом богатырей был конь, лошадь. То, что одевают на лошадь, ребята, называется упряжь. Что сюда относится? (Уздечка, стремена, седло).

- Давайте представим, что мы тоже русские богатыри. Запряжем своих лошадей в упряжь и проедем по границам Руси. Дети изображают лошадок, цокая язычками и двигаясь по залу. В руках у каждого ребенка самодельный меч.

Когда богатыри собирались все вместе, как мы видели на картине, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. Об этом и пословицы говорят.

- Какие пословицы о богатырях вы знаете?

- Не родом богатырь славен, а подвигом.

-Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.

- Богатырь на пирах не сидит, живот не растит.

-Слава идёт не от роду – племени, а от богатырских дел да подвигов.

- Один в поле не воин.

- Кто за Родину горой, тот истинный герой.

-Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.

- В русском сердце прямая честь да любовь к Руси – матушке.

Воспитатель. Наше занятие о русских богатырях подошло к концу, а мы с вами вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:

– Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей. Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину. Богатыри передали свою силу нашим воинам. Российские солдаты сегодня защищают нашу землю. Богатыри достойны того, чтобы мы помнили о них и я предлагаю вам сейчас подойти к своим столам, взять бумагу, фломастеры и нарисовать своего богатыря. (Звучит запись песни «Богатырская сила»).

Вот сколько богатырей на нашей земле.

Не скакать врагам по нашей земле!

Не топтать их коням землю русскую.

Не затмить им солнце красное!

И века простоит - не шелохнётся!

А и сильные, могучие

Богатыри на славной Руси!

Пройдут годы, вы станете взрослыми людьми, но герои, с которыми вы уже знакомы, будут сопровождать вас всю жизнь. Желаю, что бы вы были смелыми, честными, добрыми, храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской. Сражайтесь в честном бою с ленью, неаккуратностью и другими недостатками и победите их. Научитесь на скаку брать препятствия и жизненные проблемы. Не отрывайтесь от своих товарищей во всех добрых начинаниях, во всех добрых делах

Публикации по теме:

«Богатыри земли русской». Интегрированное занятие для подготовительной группы Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Каменно-Ангарск МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА конспекта НОД по.

Итоговое занятие за I квартал «Волшебное перышко» для детей второй младшей группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад№20 с. Кизляр Моздокского района Республики Северная Осетия.

Итоговое занятие ко Дню Земли Воспитатель : Космонавты говорят, что из космоса Земля голубая. 22 апреля – Международный день Земли – праздник чистой Воды, Земли и Воздуха.

Итоговое занятие по ФЭМП «Путешествие в Страну математики» Тема: «Путешествие в Страну Математики» Интегрированные цели: Образовательные: закреплять умения устанавливать размерные отношения между.

Итоговое занятие по рисованию «Насекомые» (3–4 лет) Цель:Развитие пальцевой моторики. Формирование навыка рисования кистью, умения проводить округлые линии,закрашивать готовые изображения.

Итоговое занятие «Насекомые» Конспект итогового занятия по теме "Насекомые" старшая логопедическая группа Цель:закрепить знания детей о насекомых Задачи: актуализация.

Итоговое занятие «Путешествие в лес» Цель: Создать и поддержать положительный эмоциональный настрой детей. Обобщить полученные знания, умения, навыки, которые дети получили.

Конспект НОД «Богатыри на Руси» Цель: развивать творческое воображение детей. Задачи приоритетных образовательных областей: «Речевое развитие» - учить детей составлять.

Сценарий праздника «Богатыри — герои Древней Руси!» с использованием ИКТ для детей старшего возраста и их родителей Сценарий праздника «Богатыри – герои Древней Руси!» с использованием ИКТ для детей старшего возраста и их родителейРазработали: Каргаева.

Занятие в старшей группе «Богатыри» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Журавушка» г. Ртищево Саратовской области» Конспект непрерывной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Итоговое занятие «Сильные и могучие богатыри на славной Руси»
Опубликовано: 18 марта 2017 в 23:13
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Итоговое занятие «Сильные и могучие богатыри на славной Руси»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Катакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД