Полякова Анна
Итоговая НОД в средней группе по теме «Свойства предметов»
Цель:
совершенствование представлений о свойствах предметов в ходе опытно-экспериментальной деятельности детей средней группы.
Задачи :
- совершенствовать и уточнять знания детей о свойствах предметов;
- формировать представления о значении природы в жизни животных, насекомых и человека;
Публикация «Итоговая НОД в средней группе по теме „Свойства предметов“» размещена в разделах
- развивать познавательный интерес, речь, мышление, внимание, через предложенную проблемную ситуацию;
- развивать навыки проведения лабораторных исследований;
развивать умение анализировать и делать выводы на основе полученных результатов;
- воспитывать любовь к природе, животным и бережное отношение к ним;
- вызвать интерес к экспериментированию.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», Социально-коммуникативное развитие».
Материал: скомканная бумага, камни, железные и деревянные предметы, перемешанная крупа (манка и пшено, чемоданчик исследователя, пакеты с картинками для мусора, жидкое мыло, пластмассовые бутылочки, стаканчики, ситечки, символы защищающие природу, карточки правил поведения в природе, палочки от мыльных пузырей, игрушки муравья, птиц, лесных зверей, поддон с водой, поддон с железными предметами (гайки, гвозди, кормушка, памятные знаки «Защитники природы» по количеству детей + воспитателям.
Длительность занятия 20 -25 минут.
Методы: словесный, практический
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в осенний лес. Посмотрим, какие изменения произошли в лесу с окончанием осени. Прежде чем мы отправимся в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу.
В наше путешествие возьмем чемоданчик исследователя.
Одеваем шапки, куртки, обуваем сапожки и отправляемся в путь.
- Ребята представьте, что сейчас мы идем не на нашу площадку, а в лес.
Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
Перед детьми открывается панорама грязной поляны.
Воспитатель: Посмотрите, кто-то отдыхал в лесу и оставил мусор. Но ведь мусор представляет опасность для природы и жителей полянки.
Давайте наведем здесь порядок?
Ответ детей.
Воспиатель: У нас в чемоданчике исследователя есть специальные пакеты. На каждом пакете картинка: камни в один пакет, деревянные предметы в другой пакет и т. д.
Камни собирают Алина и Рома, бумагу- Георгий и Диана, деревянные предметы- Аня и Никита.
Дети собирают мусор в пакеты.
Воспитатель: -А вот место на полянке с мелкими железными предметами. Как же мы их быстро соберем? И тут нам пригодится наш чемоданчик исследователя.
-Чем мы можем собрать эти предметы?
Дети: Магнитом.
Воспитатель: Почему?
-Возьмите по магниту и соберите железные предметы в пакет.
Дети собирают железные предметы.
-Ребята, а почему мы быстро собрали железные предметы? (магнит притягивает железо?
Ответы детей.
-А давайте оставим образцы предметов, думаю, они нам пригодятся в пути.
(1 дощечку, 1 камень, 1 лист бумаги).
Идем дальше!
(следующая ситуация)
Дети встречают муравья.
Воспитатель: Муравей хочет переправиться на другой берег озера (поддон с водой)
-Как же мы его переправим? Нам поможет наш чемоданчик.
(Воспитатель показывает предметы : камень, бумага, дерево, железо)
Воспитатель: Может это поможет? (воспитатель показывает гвоздь)
Дети: Нет, железо тонет, оно тяжелое.
Воспитатель: А может это?
Ответы детей: Бумага намокнет и порвется.
Воспитатель: Может на камне переправим?
Ответы детей:Камень тяжелый, он утонет.
Воспитатель: А давайте посадим муравья на деревянную дощечку. (сажают)
Давайте сделаем муравью попутный ветер, подуем.
Вывод:
Почему мы именно деревянную дощечку выбрали?
Ответы детей: Дерево легкий предмет, плавает на воде.
Воспитатель: Молодцы, помогли муравью. Отправляемся дальше.
Осенью для птичек на полянке мало корма, жучки и червячки уже спрятались от холода под землей, и семена растений не найти, птицам тяжело добывать себе корм.
Давайте их покормим. Опять нам поможет наш чемоданчик.
Чем же мы их можем покормить?
Дети находят в чемоданчике крупы.
Но у нас вся крупа перемешана, если мы ее будем перебирать, будет очень долго.
Какие нам предметы могут помочь? (ситечки)
Берите по ситечку и просеивайте крупу в мисочку.
А теперь посыпьте пшено в кормушку.
Молодцы, покормили птиц.
Вывод:
Воспитатель: А почему нам удалось так быстро просеять крупу?
Ответы детей: Манка мелкая крупа, она просеялась через дырочки ситечка, а пшено покрупней, осталось в ситечке)
Воспитатель: Идем дальше.
Под елочкой сидят грустные животные. Чем же мы можем им помочь?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте рассмотрим предметы в чемоданчике.
В чемоданчике есть мыло, а с помощью него мы можем придумать интересное, веселое занятие? (мыльные пузыри)
А как же нам приготовить жидкость для мыльных пузырей?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно! Надо налить в мисочку воды, добавить жидкого мыла и размешать палочкой.
Готовьте мыльную жидкость.
Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель: Приготовили? Пускайте мыльные пузыри.
Молодцы, развеселили зверюшек.
Вывод:
Что надо для того, чтобы приготовить мыльные пузыри?
Ответы детей: Жидкое мыло нужно смешать с водой.
Воспитатель: Молодцы! Сколько добрых дел сделали.
Материалы, которые мы взяли с собой в начале путешествия нам пригодились. Предметы все разные, но у них есть общие свойства.
Какие?
Ответы детей. Предметы имеют форму, цвет, вес.
Воспитатель: Любой мусор можно использовать повторно. Например из пластиковых бутылочек можно сделать интересные поделки. А стекло и бумагу сдать на повторную переработку. А оставленный в лесу мусор будет лежать там столетиями, прежде чем сгниет. Поэтому возвращаясь из леса нужно мусор забрать с собой!
Нам пора возвращаться в детский сад. Вот и мусор, который мы с вами собрали, заберем его с собой.
Уходим с полянки. .
Воспитатель: Вот мы и в группе, положите пакеты с мусором в ведро.
Воспитатель: Мы сегодня совершили путешествие в осенний лес.
Помогли природе и лесным жителям и на память о нашем путешествии, я хочу раздать вам памятные значки «Защитники природы».
Самоанализ НОД в средней группе по теме : «Свойства предметов»
Цель:
совершенствование представлений о свойствах предметов в ходе опытно-экспериментальной деятельности детей средней группы.
Задачи :
- совершенствовать и уточнять знания детей о свойствах предметов;
- формировать представления о значении природы в жизни животных, насекомых и человека;
- развивать познавательный интерес, речь, мышление, внимание, через предложенную проблемную ситуацию;
- развивать навыки проведения лабораторных исследований;
развивать умение анализировать и делать выводы на основе полученных результатов;
- воспитывать любовь к природе, животным и бережное отношение к ним;
- вызвать интерес к экспериментированию.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», Социально-коммуникативное развитие».
Форма проведения: НОД с включением опытно – экспериментальной деятельности.
Материал: скомканная бумага, камни, железные и деревянные предметы, перемешанная крупа (манка и пшено, чемоданчик исследователя, пакеты с картинками для мусора, жидкое мыло, пластмассовые бутылочки, стаканчики, ситечки, символы защищающие природу, карточки правил поведения в природе, палочки от мыльных пузырей, игрушки муравья, птиц, лесных зверей, поддон с водой, поддон с железными предметами (гайки, гвозди, кормушка, памятные знаки «Защитники природы» по количеству детей + воспитателям.
Длительность занятия 20 -25 минут.
Методы:
• словесный (для вопросов детям, поощрения);
• практический (опытно – экспериментальная деятельность);
Структура НОД
• Мотивация (приглашение детей на прогулку в лес);
• проблема в игровой ситуации (опытно – экспериментальная деятельность);
• решение проблем, закрепление знаний о свойствах предметов;
• итог НОД обобщение полученных и закрепленных знаний, поощрение детей.
Ход НОД
НОД по теме «Свойства предметов» проходила с детьми средней группы.
Все части НОД были взаимосвязаны, подчинены заданной теме, цели и задачам НОД. Пребывание в постоянном движении и проведений НОД позволили предотвратить утомляемость детей.
Образовательную деятельность мы проводили как сюжетно-ролевую игру «Прогулка в лес».
Мотивацией на предстоящую деятельность стало приглашение пойти в лес и взять с собой чемоданчик исследователя.
С помощью прослушивания стихотворения дети были погружены в представление о том, что они идут не на свою игровую площадку, а в лес.
На каждом этапе были созданы проблемные ситуации, которые дети решали по средствам опытно – экспериментальной деятельности. В ходе опытов дети на практике закрепляли знания о свойствах предметов.
Сюрпризным моментом было приготовление жидкости для мыльных пузырей, пускание пузырей это особенно понравилось детям!
В конце занятия дети при помощи воспитателя подвели итог и обобщили знания о свойствах предметов (дерево, железо, бумага, вода) и получили памятные значки «Защитники природы».
Считаю, что выбранная форма организации НОД была достаточно эффективной, динамичной, что позволило видеть конечный результат в конкретной деятельности.
В течение всей организованной деятельности прослеживалась межпредметная связь : познавательное развитие, экология, развитие речи.
Уверена, что дети получили удовольствие! Поставленные цель и задачи реализованы в полном объеме.