Елена Дорошенко
Итоговое мероприятие «Береги природу»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Наш дом - природа»
Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыкально-художественная деятельность».
Образовательные: формировать представление о неразрывной связи человека с природой; обучать правилам поведения в природе.
Развивающие: развивать память, наблюдательность, произвольное внимание, логическое мышление; умение сравнивать, анализировать, делать выводы; развивать потребность оказывать помощь природе.
Публикация «Итоговое мероприятие „Береги природу“» размещена в разделах
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Сценарии
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воспитательные: воспитывать желание оказывать посильную помощь природе; воспитывать эмоционально положительное, бережное отношение к природе родного края; формировать основы экологической культуры.
Ход занятия:
Воспитатель показывает глобус.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?
(Ответы детей.)
Правильно, это наша земля. Наша земля — это наш общий дом.
Природа позаботилась о том, чтобы Земля всегда была в «порядке».
Ребята, назовите, какие вы знаете природные явления.
(Ответы детей.)
Правильно, ветер, дождь, снег, солнце.
Воспитатель: Правильно! Ребята, а для чего необходимо солнце?
Дети: Солнце – источник света и тепла. Оно греет. Дает тепло.
Воспитатель: А кому оно дает свое тепло?
Дети: Животным, растениям, людям.
Воспитатель: Правильно Ребята, недавно мы сажали с вами лук. Давайте посмотрим на него. Мы сравним лук с подоконника и лук, который оставили в шкафу. Что с ним произошло?
Дети: Тот лук, который стоял на солнышке, пророс и дал толстенькие ростки зелёного цвета. А тот, что был в шкафу, только начинает прорастать и кончики его ростков желтого цвета.
Воспитатель: Как вы думаете, почему такая разница?
Дети: Потому что один стоял на свету, а другой в темноте.
Воспитатель: Верно! Из этого опыта мы можем сказать, что растениям нужен свет и тепло, чтобы они смогли жить. А мы сможем прожить без света и солнечного тепла? Что с нами произойдет?
Дети: Станет холодно, мы замёрзнем и заболеем. Будет всегда темно.
Воспитатель: Да, конечно! Скажите, что мы любим делать летом на солнышке?
Дети: Загорать, греться, играть.
Воспитатель: Да. От солнышка всем светло, весело и тепло. Вот и сейчас к нам приходит лето. А летом солнце какое?
Дети: Высокое, яркое, жаркое.
Скажите, а что внутри шарика?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Да. Зачем нам нужен воздух?
Дети: Мы им дышим.
Воспитатель: Давайте попробуем сейчас закрыть рот и зажать нос пальчиками, долго ли мы сможем продержаться без воздуха?
Дети: Нет.
Воспитатель: Верно! И как вы правильно сказали, чтобы жить, нам нужно постоянно дышать воздухом. А кому ещё для жизни нужен воздух?
Дети: Растениям, животным.
Воспитатель: Правильно! Воздух окружает всю нашу Землю, воздухом дышат люди, животные и растения. Скажите, ребята, а можно ли увидеть воздух, услышать его или потрогать?
Дети: Нет.
Воспитатель: А когда мы можем увидеть воздух?
Дети: Когда он в шарике или на улице в мороз, когда выдыхаем тёплый воздух ртом, мы видим пар.
Воспитатель: Верно, молодцы! У каждого из ваз на столе стоит стакан с водой и трубочка. Давайте с вами подышим в трубочку. Что появилось в стакане?
Дети: Пузырьки воздуха.
Воспитатель: Да. Значит, сам воздух мы может увидеть только с помощью чего-то: шарика, или когда дуем из трубочки в воду. А как мы можем почувствовать воздух? Поднесите ладошку ко рту и подуйте на них. Чувствуете воздух?
Дети: Да.
Воспитатель: А как мы можем почувствовать воздух на улице?
Дети: Да, когда дует ветер.
Воспитатель: Правильно. Ветер – это тоже воздух, который движется. Делаем вывод: воздух мы можем почувствовать, когда дует ветер, или когда мы дуем на ладошки. А сейчас давайте попробуем услышать воздух. Для этого я надую шарик и буду потихоньку выпускать из него воздух. Что мы слышим?
Дети: Шипение, свист.
Воспитатель: Верно. Значит, и услышать мы его можем.
Давайте подведем итоги. Сам по себе воздух мы не можем почувствовать, увидеть или услышать. Но мы все это можем сделать с помощью разных предметов, как мы сделали это сейчас. А теперь скажите как воздух влияет на наше здоровье?
Дети: Чистый воздух оберегает от болезней. А вот загрязненный вредит здоровью.
Воспитатель: Умницы! А где мы можем увидеть грязный воздух?
Дети: Чёрный дым из труб, выхлопные газы от машин (сопровождаю ответы детей картинками).
Воспитатель: Что произойдет людьми и животными, если будем дышать грязным воздухом?
Дети: Можно заболеть.
Воспитатель: Да. Лучший лекарь для воздуха – это деревья. Они очищают воздух, поэтому в лесу всегда легко дышится. Человек сажает вокруг домов деревья, создает парки, рощи, скверы – все для того, чтобы легче дышалось, и человек меньше болел.
Дети вы знаете, что 12 марта в Китае празднуют день посадки деревьев? Там будет организован настоящий праздник и самое главное люди обратят особое внимание на охрану и защиту деревьев, а также посадят новые деревца. Представляете, как повезло деревьям в Китае – в их честь был организован грандиозный праздник и завтра у них появится много новых друзей – молодых деревьев.
В: Сначала нужно разобраться зачем вырубают леса, почему исчезают деревья?
Как же нам можно узнать?
В: А для этого нам необходимо отправится в этот самый лес и пройти по тропинкам.
Посмотрите сколько мусора у корней этого дерева, как вы думаете, он мешает дереву?
В: Почему?
В: Конечно, а ещё плавясь на солнце пластиковые бутылки и пакеты начинают испускать настоящий яд, который впитывается в землю и постепенно отравляет её – делает бедной, непригодной и даже опасной – постепенно дерево умирает. Ведь почва для дерева – это как пища для нас, вот и оказывается она отравленной, отравляется и вода, которую пьют деревья. Что же делать, как быть?
Д. : нужно не бросать мусор, а наоборот убирать после себя.
Педагог подводит детей к стенду с изображением направлений, где используют деревья.
В: Огромное количество елей прощаются с тишиной леса, пением птиц поутру и ароматом свежести ради того, чтобы только на один праздник повеселит людей.
Да ведь рубят не одно дерево – а бесчисленное количество создавая ёлочный базар под Новый год. А знаете ли вы, что лес – единственный завод по производству кислорода, которым мы дышим. Вот вдохните сейчас воздух, вы сделали вдох благодаря небольшой ёлочки, которая сейчас растёт где-то с другими деревцами недалеко и вырабатывает кислород для человека. Потому-то китайцы так стараются посадить деревья, чтобы им было чем дышать и жить. Подойдите к нашей полянке. Когда-то здесь в густых кронах деревьев весело порхали птички, прыгали белочки и с тени от летнего зноя скрывались насекомые. Но однажды пришёл человек с тяжёлым топором и безжалостно, но тайком словно вор спилил целую полянку. Деревья стонали и скрипели, а когда падали словно цеплялись хрупкими веточками за своих соседей, но наконец последнее дерево упало с могучим вздохом и человек повёз его на производство. На месте же прежде живого леса стояли обрубленные пеньки. Теперь на полянке наступила засуха, которая выгнала многих животных и насекомых из их укрытий. Но природа переживёт – она сильная, а мы? Ведь мы люди лишились ещё одной порции свежего воздуха, и где-то ещё один человек заболел. А что же делать с полянкой?
В: Мальчик почистите полянку от пенёчков, теперь каждый возьмите по деревцу и посадите его.
Какая полянка у нас получилась, просто загляденье – словно воскресла надежда! Обезлесивание планеты приводит к резким температурным перепадам, изменениям в количестве выпадающих осадков и скорости ветров а мы с вами сейчас попытались предотвратить это. От чего ещё может уничтожаться лес? (показывает картинку лесного пожара и после него) Посмотрите, как тоскливо всё выглядит и всё из-за небрежности и безответственности человека. Допустил небольшой огонёк или оставил стеклянную бутылку на жарком солнце и всё воспламенилось. Потому нам нельзя допускать пожар.
В: А куда же увёз человек срубленный лес?
В: Он повёз его в город, чтобы там сделать из него, что вы видите вокруг сделанное из дерева?
В: Конечно, стулья, мебель, карандаши. Но если стул сломается, то его выбросят, а ведь для нового нужно новое дерево. Неужели мы допустим с вами гибель очередного нашего друга?
В: Как же не допустить?
В: Конечно, не ломать. Посмотрите, что здесь делает испачканная бумага? Как она связанна с деревьями и их исчезновением?
В: Конечно, ведь бумагу делают из древесины. Вот один такой листочек – часть дерева. Как же нам быть, ведь мы с вами борцы за спасение деревьев от уничтожения?
В: Конечно, опять экономить имеющуюся бумагу – а эту выбросим в мусор?
В: Конечно, как можно выбросить то, что ещё можно использовать – ведь можно стереть специальными резинками эти штрихи и тем самым приостановить на некоторое время сруб нового дерева. А представьте себе – если хотя бы каждый ребёнок не будет выбрасывать бумагу, когда он начал неудачно рисовать, а попробует исправить рисунок, нас ведь вот как много – представляете, как долго ещё будут рубить деревья – бумагу-то покупать пока не будут.
Молодцы, проходим дальше на полянку.
В: Из нашего путешествия вы узнали много, а чтобы проверить насколько вы были внимательны мы с вами поиграем. Дидактическая игра: Сейчас я буду называть вам то, что можно и нельзя делать с деревьями и лесом. Если можно, то вы хлопаете, если нет, то молчите.
• Ломать ветки
• Собирать мусор
• Оставлять бутылки под деревом
• Бросать фантики
• Чинить мебель
• Делать букет из листьев деревьев
• Стирать следы карандаша с листов бумаги
• Работать на субботнике
• Спиливать деревья
• Покупать срубленную ёлку
• Сажать деревья
• Окапывать деревья
• Разрушать дупла.
• Лечить деревья
В: Какие внимательные, а почему нельзя мусорить?
Включается запись с голосами птиц (встревоженных).
Воспитатель: Птичий переполох. Что-то случилось в лесу. Птицы кружатся над деревом (показывает схему сухого дерева). Как вы думаете, что случилось с этим деревом? (Оно погибло).
Воспитатель: Почему вы решили, что оно погибло? (Нет коры, нет листьев)
Воспитатель: Давайте поможем дереву, «оденем» его.
(Один ребенок выходит и мнёт коричневую бумагу, потом приклеивает к стволу макета- дерева)
Воспитатель: Вот мы и подлечили дерево. А чем еще можем ему помочь? Каждый пусть вспомнит, как нам помогают деревья, и какими хорошими, добрыми поступками мы можем их отблагодарить. Каждый ваш правильный ответ будет превращаться в зеленый листочек дерева.
Дети называют: перечисляют чем полезны деревья и как человек может ухаживать за ними- поливать, зимой укутывать снегом, присыпать землей, сделать скворечники, чтобы прилетели птицы, собирать жуков, замазывать раны глиной…
Воспитатель вместе с каждым ребенком приклеивает листочек к дереву- макету.
Воспитатель: Посмотрите, дети, как наше дерево ожило. К нему прилетели птицы. (Прикрепляет к макету дятла, синицы) Может быть, они совьют гнезда и выведут птенцов. Послушайте, как они поют.
Воспитатель включает запись пения птиц.
Воспитатель: Весело, радостно поют птицы.