Ольга Шлейгер
Итоговая экскурсия по городу Болхову «Маленькие путешественники» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговая экскурсия по городу Болхову (подготовительная группа
Программные задачи:
Образовательные:
- Обобщить и закрепить знания о Болхове : достопримечательности, общественные здания города и их назначение; расширить знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости труда для жителей города.
Развивающие:
1. Развивать умение составлять целое из частей, развивать системное и логическое мышление, внимание, память.
2. Развивать умение последовательно, ясно и точно выражать свои мысли.
Публикация «Итоговая экскурсия по городу Болхову „Маленькие путешественники“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
3. Пробудить интерес к тысячелетней истории и культуре родного города.
Воспитывающие:
1. Воспитывать патриотические чувства, любовь и уважение к родному городу, его жителям, гордость за свою малую Родину.
2. Воспитывать культуру поведения, эстетический вкус.
Предварительная работа: экскурсии по городу, беседы, рассматривание иллюстраций и фотографий, встречи с интересными людьми, заучивание стихотворений местных поэтов, слушание песен о городе, дидактические игры.
Оборудование: ИКТ – мультимедийное оборудование, дидактические игры.
Ход занятия
Мы живем в удивительном старинном русском городе с богатым историческим прошлым, который называется, как ребята? (Болхов.) Сколько повидал наш город за 800 с лишним лет! Он грудью вставал навстречу крымским татарам, полякам и литовцам.
Приезд Петра история хранит,
Татар набеги, ляхов нападенье,
А предки, были словно, как гранит
И выиграли не одно сраженье.
А в мирные года ремесла процветали,
И сколько было их, нам все не перечесть,
Умением, трудом и славу добывали,
Хвала мастеровым, почет и честь!
История г. Болхова отражалась в названиях улиц. Такие улицы, как Гончарка (Ломакина, Кожевенная, Пахотная, о чем нам могут рассказать? (Ответы детей)
История каждой улицы может рассказать нам о многом. Вот наш с вами детский сад, по какой улице расположен?
Ребенок:
- По улице Ленина.
Правильно! Вот от детского сада мы и начнем наше небольшое путешествие. Если мы от нашего детского сада пойдем налево, дойдем до конца улицы Ленина и повернем направо, на какую улицу мы выйдем?
Ребенок:
- Мы выйдем на улицу Ямскую.
Совершенно верно, а почему эту улицу так назвали, как вы думаете? (Ответы детей).
Ямская - одна из старинных улиц города, сохранившая свое название до наших дней. Слово «ям» татарское, обозначающее селение, а теперь давайте вспомним, с помощью кого или чего люди преодолевали дальние расстояния?
Дети:
- На лошадях, в санях.
Правильно, ребята. Человека, управляющего лошадью называли ямщик. Его задача была передавать почту на дальние расстояния, но со временем ямщики стали доставлять и людей, и грузы. Ямщики имели свои атрибуты: ему полагался рожок, как правило, приближаясь к стации, он оповещал о себе свистом. Ямщики имели свою форму: зипун, шапку, шубный пояс с ножом, полусуконный кафтан. На улице Ямской находились постоялые дворы, где ямщики могли отдохнуть и поменять или покормить уставшего коня.
В те времена наш город – Болхов, был первым почтовым трактом, который связывал Москву с Киевом. А, теперь, вернемся на нашу отправную станцию к детскому саду. А кто знает, как улица Ленина называлась раньше? (Ответ детей).
Одна из первых улиц Болхова — это Никольская, ставшая позже административным центром города. В свое время на ней стояло 6 храмов, и в трех были приделы в честь Николая Угодника (Церковь Николая Чудотворца и Космы и Дамиана)-Николо-Гончарной (Церковь Николая Чудотворца Гончарного, Николо-Торговой (Церковь Николая Чудотворца Торгового, Николо- Космодамианской церквях. В 1924 году улица Никольская была переименована в улицу Ленина по инициативе комсомольцев г. Болхова.
Постепенно раздвигались границы Болхова и появлялись новые улицы и переулки. И всем им болховчане давали свое название. А как они красиво и благозвучно назывались! Рождественская, Воскресенская, Архангельская и многие другие, с которыми мы еще будем знакомиться. Кто мне скажет, как называли улицу переименованную в улицу Ленина?
Ребенок:
- Улицу Никольскую переименовали в улицу Ленина.
Скажите почему же она ее назвали Никольской?
Ребенок:
- Потому что на ней стояло 6 храмов, и в трех были приделы в честь Николая Угодника.
Ну, а теперь мы отправляемся по нашей улице Ленина и если мы выйдем из сада направо, то нам сразу же встречается на пути, какое здание?
Ребенок:
-Здание администрации города.
Совершенно верно. А теперь отгадайте, человек какой профессии носит, вот такую форму?
Ребенок:
- Это форма пожарных.
А почему, я заговорила о пожарных?
Ребенок:
- Потому что следующее здание пожарная часть нашего города, где работают отважные и храбрые люди –пожарные, которые спасают здания и людей от огня.
А, сейчас отгадайте загадки:
Я синего цвета
Вишу на стене
И много приветов
Хранится во мне.
(почтовый ящик)
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам
На одном таком листе
Много разных новостей.
(газета)
Заклеили клеем прочно
И ко мне прислали срочно
Я его не пожалею
Получу и вмиг расклею.
(конверт)
Я не случайно загадала эти загадки. Как вы думаете, почему?
Ребенок:
- Мы выйдем к зданию почты, где можно получить и отправить письмо, посылку, и купить газету.
Пройдя еще немного, мы остановимся у какого здания?
Ребенок:
- Это будет здание Болховского краеведческого музея.
А, для чего нам нужен музей?
Ребенок:
- Можно сходить на выставку животных нашего края.
Молодцы, а теперь давайте разделимся на команды «Умницы» и «Умники», и проведем эстафету «Кто быстрей вылечит Катю». Ваша задача – взять одно лекарство из аптечки и принести его Кате. Чья команда быстрей перенесет все лекарство, та получает фишку.
Молодцы, справились, так где можно купить лекарство?
Ребенок:
- Мы можем зайти в аптеку.
А как называется профессия человека, который там работает?
Ребенок:
- Фармацевт.
Ну, а теперь продолжим путешествие и попадем, куда?
Ребенок:
- Мы попадем в детскую библиотеку.
А, для чего нужна библиотека?
Ребенок:
- Библиотека нужна для того, чтобы мы могли брать книги, которые нам интересны или которые нам хочется прочитать.
От библиотеки мы с вами можем спустится вниз и тогда попадем на Земляной мост, а можем пересечь центральную площадь и выйти к памятнику - известного русского поэта, которым мы вправе гордиться. Вспомните, пожалуйста, фамилию нашего поэта – земляка.
Ребенок:
- Мы выйдем к памятнику Алексея Николаевича Апухтина.
Правильно. Дальше мы с вами продолжим командные соревнования. Перед вами пазлы, которые нужно собрать и назвать этот памятник архитектуры.
Ребенок:
-Спасо-Преображенский собор.
А, кто вспомнит, куда ведет дорога дальше?
Ребенок:
- Дальше мы попадем в парк культуры и отдыха, где можно покачаться на каруселях и качелях.
Давайте представим себе этот парк и вспомним наши игры в нем. Становитесь все в круг.
Физкультминутка «Карусели».
Дети, взявшись за руки, кружатся сначала в одну сторону, потом в
другую:
Мы на карусели сели.
Завертелись карусели.
Взявшись за руки попарно, изображают качели: один стоит, другой
приседает, потом - наоборот:
Пересели на качели.
Вверх летели, вниз летели.
Взявшись за руки попарно, качаются вправо - влево, вперед - назад:
А теперь с тобой вдвоем
Мы на лодочке плывем.
Ветер по морю гуляет,
Ветер лодочку качает.
Изображают, как гребут веслами:
Весла в руки мы берем,
Быстро к берегу гребем.
Приседают и прыгают «на берег» :
К берегу пристала лодка,
Мы на берег прыгнем ловко.
Скачут на двух ногах:
И поскачем по лужайке,
Будто зайки, будто зайки.
Посмотрите, как мы с вами далеко ушли от нашего детского сада. Будем возвращаться по правой стороне улицы Ленина и пройдя через центральную площадь мы выйдем с вами к какому священному для болховчан месту?
Ребенок:
- Мы придем к офицерскому кладбищу, к вечному огню.
А почему это место люди называют «святым»?
Ребенок:
- Потому что, здесь горит вечный огонь и вспоминают погибших во времена войны, возлагают цветы.
Да ребята и там мы с вами можем почтить память наших предков, которые защищали нашу Родину от врагов. И потом мы пойдем вверх по улице, до Мемориала «Героям и жертвам радиационных аварий и катастроф».
Этот мемориал появился у нас совсем недавно, и он в память о тех людях, которые погибли, спасая жизни других людей. И вот мы с вами почти около своего детского сада, но, у нас на пути еще одна преграда, посмотрите, выросла стена из букв и недописанных слов, и в бой вступают команды. Перед вами слово, в котором пропущены гласные, их нужно вставить из предложенных на столе букв, и прочитать. Это и будет ваш ответ. Кто из команд правильно справится с заданием, получит фишку. (Школа). Да, конечно же, для многих из вас ваша будущая школа, где вы будете развиваться и расти дальше.
Ну вот мы перешли дорогу по пешеходному переходу и оказались в саду. Ну, а теперь подводим итог : сколько фишек у команд, считаем. Молодцы. Вам понравилось? А, что больше всего запомнилось? (Ответы детей). Я хочу закончить наше путешествие, такими словами:
Ведь славу Болхову снискали
Кривцов, и Страхов, и Лавров,
Плещеев, Сокол, Затаевич
И наш историк Иванов.
Всех звезд, увы, не перечесть,
Богат талантами наш край,
Здесь, есть о чем нам поразмыслить,
Ты Болхов свой не забывай!