Лилия Попова
Итоговая работа по программе модуля вариативной части именного образовательного чека
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговая работа
по программе модуля Вариативной части
Именного образовательного чека
«Патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях»
с 27.11.2018 г. по 06.12.2018 г.
"Развитие патриотических чувств у детей 4-5 лет в процессе реализации проекта "Георгиевская ленточка"
Выполнила: Попова Лилия
Сергеевна
воспитатель, ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Кинель-Черкассы СП детский сад «Василёк»
Самара, 2018 г
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Темочки:
Педагогический проект «Развитие патриотических чувств у детей 4-5 лет в процессе реализации проекта «Георгиевская ленточка» 3
7
Заключение
Литература
Приложение
23
24
25
Введение
От прошлых дней – до вечности –
И радость в ней и грусть…
Георгиевская ленточка:
«Я помню! Я горжусь!»
П. Давыдов
Георгиевская ленточка - это не просто кусок материи,
который можно беспечно привязывать везде. Георгиевская
лента - это многовековой символ, олицетворяющий
подвиг русского воина на полях сражений, в кровавых
рукопашных схватках. Это элемент награды, за которую
многие отдавали собственную жизнь.
Проблема нравственно-патриотического воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в условиях введения ФГОС ДО она приобретает особое значение. Это связано с преобладанием материальных ценностей перед нравственными ценностями в нашем обществе.
Патриотизм (греч. patris - отечество) - нравственный и политический
принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и
преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление
защищать интересы Родины. Понимание патриотизма имеет глубокую
теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич,
Руссо, Фихте и др.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач
учреждения дошкольного образования.
Человек как личность формируется в младшем возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм. В младшем возрасте закладывается личностная культура, маленький человечек приобщается к духовно-нравственным основам, обретает ценностные ориентиры. Нравственность как основа патриотизма не может развиваться путём естественного взросления человека. Её формирует и совершенствует тот поток информации, который сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС строится в соответствии с федеральной нормативно-правовой базой. Её основу составляет Конституция, регламентирующая государственные символы, их описание и правила использования флага, герба и гимна РФ, а также определяющая общечеловеческие ценности, среди которых наряду с ценностями демократии, нравственности, российской государственности провозглашены патриотизм и интернационализм
Приоритетная необходимость воспитания патриотизма у детей и молодёжи определяется программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», она ориентирована на период до 2020 года. Базовые ценности и воспитательный идеал на национальном уровне регламентируются «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Отдельные российские законы направлены на практическое решение вопросов патриотической направленности, а именно : увековечена память воинов, которые погибли при защите Отечества, определены дни воинской славы. Обозначенные в государственных документах приоритеты и направления деятельности, перекликаясь с основными положениями законов и стандартов, касающихся образовательной сферы, предопределяют патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС, то есть социализацию, формирование нравственно-патриотического сознания, инициативы и творчества детей младшего возраста
ФГОС ДО определяет: нравственно-патриотическое воспитание дошкольников возможно только с учётом создания условий, которые будут способствовать социализации ребёнка в позитивном ключе, морально-нравственному и познавательному развитию формирующегося гражданина. Для этого ребёнок должен заниматься такими видами деятельности, которые соответствуют его возрасту, вызывают у него чувство радости, влияют на гармоничное развитие способностей умственных и физических. Маленькие дети очень любопытны, эмоциональны, отзывчивы на чужую боль и радость. Это благодатное время для воспитания нравственности. В этот период формируются эмоционально-чувственный мир и мышление ребёнка, поиск себя в мире, окружающем его.
Важным моментом в воспитании патриотических чувств является то, что дошкольник мыслит яркими и сильными образами, которые остаются в памяти на всю жизнь. Поэтому необходимо знакомить его с историческим прошлым нашей Родины, с историей собственных корней и народными традициями с помощью методов, соответствующих возрасту.
Так, например, 4-7-летним детям трудно воспринять рассказы о войне, если их рассказывает ветеран, однако в процессе реализации проекта они пропускают события через себя, проникаясь гордостью за Отечество и стремлением защитить его от врага.
И поэтому моя задача, как педагога– как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, селу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу по формированию основ патриотического воспитания дошкольников, я решила организовать и реализовать проект «Георгиевская ленточка».
Проект обеспечивает достижение конкретных результатов за короткий срок: дети получают знания об истории родного края; людях, которые ценой своей жизни боролись за мирное небо. Реализация проекта по тематике «Георгиевская ленточка» обеспечивает активное участие детей, родителей и педагогов.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя и родителей, их желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России.
Педагогический проект «Развитие патриотических чувств у детей 4-5 лет в процессе реализации проекта «Георгиевская ленточка»
Технологическая карта работы над проектом
1 Название проекта: «Георгиевская ленточка»
2 Тема проекта: "Развитие патриотических чувств у детей 4-5 лет в процессе реализации проекта "Георгиевская ленточка"
3 Проблемное поле проекта: дети не знают, почему жители нашей страны в майские дни носят на одежде Георгиевские ленточки? Что такое Георгиевская ленточка?
4 Цель Развитие патриотических чувств у детей 4-5 лет в процессе реализации проекта
5 Задачи дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне
познакомить с Георгиевской лентой
Организовать флешмоб «Георгиевская ленточка»
6 Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги реализации проекта)
1 этап. Подготовительный. Подбор и изучение педагогической и справочной литературы, иллюстративного материала в соответствии с темой проекта и с учётом возрастных особенностей детей, разработка проекта.
2 этап. Организационный. Уточнение представлений детей о празднование Дня Победы; людей, которые сыграли большую роль в жизни Родины, т. е. личный опыт, на который может опереться педагог.
Совместная деятельность воспитателя и детей.
• Беседа для уточнения имеющихся знаний у детей о празднике «День Победы» .
• Создание развивающей среды: уголка для сюжетно-ролевых игр ; дидактических игр.
• Подбор материала для сюжетно-ролевых игры «Мы солдаты»
• Изготовление карточек с изображением военной техники.
• Прослушивание песен о войне: «Землянка», «Смуглянка», марш «Прощание славянки» и «День Победы».
• Рассматривание образцов «Георгиевская ленточка».
Совместная деятельность родителей и детей.
• Рассказ ребёнку о дедушке или бабушке, которые жили в период Великой Отечественной войны.
Изготовление поделок и рисунков на тему «День Победы»
3 этап. Практический. Укрепление преемственности поколений и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Расширение детских представлений, накопление и закрепление полученных знаний о родном селе, защитниках Родины от фашистов, символе «Георгиевская ленточка» через разнообразные виды совместной деятельности воспитателя с детьми и родителями.
Совместная деятельность воспитателя и детей.
• Посещение краеведческого музея по теме «Нестареющая память»
• Подвижные игры и упражнения: «Снайперы», «Полоса препятствий», “Пройди через болото”, “Сбей вражеский самолет».
• Дидактические игры: «Воину-солдату свое оружие», «Чья форма»
• Чтение художественной литературы: П. Давыдов «Георгиевская ленточка», Г. Свиридова «Георгиевская ленточка», С. П. Алексеев «Победа будет за нами»
• Изготовление «Георгиевской ленточки»
• Проведение НОД «Георгиевская ленточка»
• Проведение флешмоба «Георгиевская ленточка» с раздачей георгиевских ленточек жителям села
Работа с родителями :
Консультация для родителей на тему «Что и как рассказать детям о Великой Отечественной войне?»
• Организация выставки поделок совместно с родителями «День Победы»
7 Описание продукта, полученного в результате проекта:
• Выставка поделок и рисунков на тему «День Победы»
• Броши «Георгиевская ленточка»
• Флешмоб «Георгиевская ленточка»
8 Вид проекта: информационно-творческий
9 Состав участников :
Воспитатели, дети средней группы, родители, физинструктор, музыкальный руководитель, жители села Кинель-Черкассы
10 Интеграция образовательных областей
Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие
художественно-эстетическое развитие
№№
пп Название образовательной области Содержание Задачи
1 Познавательное развитие Беседы «День Победы» Узнать об имеющихся знаниях у детей о празднике; рассказать о «Георгиевской ленточке», как символе праздника
Проведение НОД «Георгиевская ленточка»
рассматривание плаката иллюстраций войне и наград для героев
2 Речевое развитие Сюжетно-ролевая игра «Мы солдаты» сформировать представление у детей о долге, мужестве, героизме,
воспитание уважение к воинской службе; патриотизма, чувства товарищества; стремления служить Отечеству.
Дидактические игры: «Воину-солдату свое оружие», «Чья форма»
Формировать представления детей о разных родах войск “пехота”, “танкисты”, “моряки”, “летчики”.
П. Давыдов «Георгиевская ленточка», Г. Свиридова «Георгиевская ленточка», С. П. Алексеев «Победа будет за нами
3 Физическое развитие Подвижные игры и упражнения: «Снайперы», «Полоса препятствий», “Пройди через болото”, “Сбей вражеский самолет».
Развивать у детей выдержку, наблюдательность, честность.
Закрепить умение детей бегать наперегонки. Соблюдать очередность в игре; формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров.
4 Художественно-эстетическое развитие Изготовление «Георгиевской ленточки»
Развивать мелкую моторику рук, внимание, усидчивость и терпение, творческие способности;
воспитывать патриотизм, чувство гордости за подвиги героев своей страны.
Прослушивание песен о войне: «Землянка», «Смуглянка», марш «Прощание славянки» и «День Победы». Учить вслушиваться и понимать содержание и характер военных песен; сопоставлять их с конкретными образами и действиями.
11 Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта
Информация из Интернета, энциклопедии, обращение к специалистам и т. п.
12 Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта
Плакаты, иллюстрации, картинки, карточки, мультимедийное оборудование.
13 Планируемое время на реализацию проекта по этапам
№№ пп Этап Содержание деятельности Сроки
1 Погружение в проект Воспитатель отбирает возможные темы и предлагает их детям.
Побуждает у детей интерес к теме проекта.
Мотивирует детей к обсуждению, созданию проекта.
Организует поиск детьми оптимального способа достижения поставленных целей проекта.
Дети осуществляют вживание в ситуацию.
Обсуждают тему проекта, предмет исследования с воспитателем.
Получают дополнительную информацию. 2дня
2 Планирование деятельности Воспитатель направляет процесс поиска информации детьми.
Предлагает воспитанникам:
• различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации;
• продумать возможные формы презентации результатов проекта;
Формирует необходимые специфические умения и навыки.
Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.
Дети осуществляют:
• поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;
• выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;
• принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.
Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе.
Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.
Родители воспитанников консультируют их в процессе поиска информации.
Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности. 2дня
3 Осуществление деятельности по решению проблемы Воспитатель наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы детей.
Контролирует соблюдение правил техники безопасности.
Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.
Дети выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.
При необходимости консультируются с педагогом.
Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
Родители оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности. 4дня
4 Презентация результатов Организует презентацию.
Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.
При необходимости консультирует детей по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.
Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.
Выступает в качестве эксперта.
Принимает отчет:
• обобщает и резюмирует полученные результаты;
• подводит итоги обучения;
• оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др. ;
• акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. 1день
5 Оценка результатов и процесса проектной деятельности Воспитатель организует презентацию.
Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.
При необходимости консультирует детей по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.
Репетирует с детьми предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.
Выступает в качестве эксперта.
Принимает отчет:
• обобщает и резюмирует полученные результаты;
• подводит итоги обучения;
• оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др. ;
• акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.
Дети выбирают (предлагают) форму презентации.
Готовят презентацию.
При необходимости консультируются с педагогом (экспертом).
Осуществляют защиту проекта.
Отвечают на вопросы слушателей.
Демонстрируют:
• понимание проблемы, цели и задач;
• умение планировать и осуществлять работу;
• найденный способ решения проблемы;
• рефлексию деятельности и результата.
Выступают в качестве эксперта, т. е. задают вопросы и высказывают критические замечания на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.
Родители оказывают детям помощь в подготовке презентации.
Выступают в качестве эксперта. 1день
14 Организационные формы работы над проектом
№№ пп Формы работы Название Сроки
1 Непосредственно образовательная деятельность НОД «Георгиевская ленточка»
2 Наблюдение Посещение краеведческого музея по теме «Нестареющая память»
3 Экспериментирование,
моделирование Изготовление «Георгиевской ленточки»
4 Игра Сюжетно-ролевая игра «Мы солдаты», подвижные игры и упражнения: «Снайперы», «Полоса препятствий», “Пройди через болото”, “Сбей вражеский самолет».
5 Самостоятельная работа детей Дидактические игры: «Воину-солдату свое оружие», «Чья форма»
6 Взаимодействие с родителями Консультация для родителей на тему «Что и как рассказать детям о Великой Отечественной войне?»
7 Групповое обсуждение Беседа «День Победы»
15 Форма проведения презентации
Организация выставки поделок совместно с родителями «День Победы»
Флешмоб «Георгиевская ленточка»
После проведенной работы я пришла к выводу о том, развитие патриотических чувств, укрепление преемственности поколений и патриотическое воспитание детей необходимо начинать с младшего дошкольного возраста. Для того чтобы воспитать достойных граждан своей страны, необходимо чтить память тех, кто ценой своей жизни отстоял мир на земле.
В процессе реализации проекта дети узнали о военном прошлом своего села Кинель-Черкассы, познакомились с происхождением Георгиевской ленточки и провели для жителей села флешмоб.
Родителей с огромным желанием приняли участие во всех мероприятиях, организуемых во время проекта.
В течение всего проекта дети с гордостью стали носить на груди Георгиевску ленточку и с уважением рассказывали о ней другим. В результате у детей сформированы убеждения, что важное дело можно сделать сообща, пробудился интерес к истории своей страны и семьи.
Литература
1. Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий; Перспектива - М., 2015. - 310 c.
2. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду; Сфера - М., 2017. - 160 c.
3. Нравственноо-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб. : «ООО Издательство «Детство Пресс», 2011. – 192 с.
4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. К. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014.
5. Проект журнала «Дошкольное воспитание» : «Расскажите детям о войне» .
6. Проект журнала «Дошкольное воспитание» : «Расскажите детям о войне». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://dovosp.ru/j_dv/projects/
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
https://минобрнауки. рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО. pdf