Наталья Макеева
Итоговая литературная викторина «В стране Читалии» для детей старшей группы
Итоговая литературная викторина «В стране Читалии»
для детей старшей группы
Задачи:
закрепить и систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год, об особенностях разных жанров художественных произведений. Развивать внимание, память и речь. Воспитывать интерес к художественной литературе, выдержку, дисциплинированность, умение работать в команде.
Материалы к занятию:
Публикация «Итоговая литературная викторина „В стране Читалии“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Литературные викторины и конкурсы
- Старшая группа
- Темочки
сказки А. С. Пушкина и К. Чуковского в отдельных изданиях, а также другие детские книги, портреты Пушкина и Чуковского, конверты с фамилиями писателей, записи песен из мультфильмов, проигрыватель МР3 или компьютер.
Ход занятия.
Звучит в записи песня «Дорогою добра» (авторы Ю. Энтин и М. Минков)
Ребята, мы с вами целый год с удовольствием читали разные литературные произведения – сказки, рассказы, стихи; мы читали и на занятиях, и в свободное время.
Сегодня я предлагаю вам поиграть в игру-викторину «В стране Читалии» и узнать, насколько хорошо вы помните прочитанные произведения. Сначала нужно разделиться на 2 команды, выбрать капитанов и придумать названия для команд.
Проводится деление на команды, выбор названий и капитанов.
Названия – например «Кот учёный» и «Цветик-семицветик».
Я напоминаю вам правила викторины: отвечать на вопросы по очереди, подни-мать руки для ответа, за каждый правильный ответ – звездочка. Не кричать с места, за это снимаем очки. Если команда не может ответить, то отвечает другая команда за дополнительные очки. Выбор права на первый ответ с помощью игрального кубика.
Итак, отправляемся в Страну Читалию!
1. Разминка. В качестве разминки проведем конкурс «Кто это?».
Вспомните, кто же были эти литературные герои?
1) Мойдодыр (умывальник)
2) Дядя Фёдор (мальчик)
3) Матроскин (кот)
4) Гена (крокодил)
5) Федора (бабушка, старушка)
6) Сивка-бурка (волшебный конь)
7) Печкин (почтальон)
8) Иа-Иа (ослик)
Вопросы задаются командам по очереди,
за каждый правильный ответ - звёздочка (очко).
2. Конкурс «Волшебные слова».
Ребята, скажите, пожалуйста, кто и в каком произведении говорил такие волшебные слова?
1) «По щучьему велению, по моему хотению» (Емеля в сказке «По щучьему велению»).
2) «Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!» (Иванушка – дурачок в сказке «Сивка-бурка»).
3) «Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели». (Девочка Женя в сказке В. Катаева «Цветик-семицветик»).
4) «Кара-барас!» (Мойдодыр в одноименной сказке К. Чуковского).
5) Крекс, пекс, фекс!» (Буратино в сказке А. Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино»).
6) «Пожалуйста!» (Мальчик Павлик в рассказе В. Осеевой «Волшебное слово»).
Если дети называют авторов произведений, то получают
дополнительные очки.
3. Конкурс «Удивительные превращения».
Ребята, вспомните, в кого превращались или были заколдованы эти герои?
1) Князь Гвидон. (В комара, муху, шмеля).
2) Великан-людоед из сказки Шарля Перро. (В льва и мышь).
3) Гадкий утёнок. (В прекрасного лебедя).
4) Братец Иванушка, который не послушался сестрицы Алёнушки. (В козлёнка).
5) Снегурочка. (В облачко).
6) Кем притворился Серый волк, когда хотел съесть Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа. (Овечкой).
4. Конкурс «Трудный путь».
Скажите, пожалуйста, на ком или на чём совершили необыкновенное путешествие литературные герои?
1) Под Новый год тряпичный пес Кнопка, Сидящий Пилот, Полубородый капитан и другие игрушки. (На поезде «Голубая Стрела». Дж. Родари, «Путешествие Голубой Стрелы»).
2) За мёдом Винни-Пух. (На воздушном шарике. А. А. Милн, «Винни-Пух и все-все-все»).
3) На юг Лягушка-путешественница. (На утках. В. Гаршин, «Лягушка-путешественница»).
4) Из норы крота в тёплые страны Дюймовочка. (На спине ласточки. Г. К. Андерсен, «Дюймовочка»).
5) В Африку Айболит. (На волках, орлах и ките. К. Чуковский, «Айболит»).
6) Девочка Молли и мальчик Питер. (На волшебном кресле. Э. Блайтон, «Приключения волшебного кресла»).
5. Конкурс капитанов «Наши любимые писатели».
Капитанам предлагают одинаковые конверты. В одном конверте билет с надписью «Александр Пушкин», в другом – «Корней Чуковский». Каждый капитан должен из выставки детских книг выбрать книги своего писателя. Можно это делать по очереди по одной книге.
Выставка книг содержит по 5-6 книг Чуковского и Пушкина с иллюстрациями,
а также книги других авторов для усложнения задачи.
Многие дети этого возраста уже довольно хорошо читают, а также могут определять произведение по иллюстрациям. За конкурс капитаны получают 1 или 2 очка в зависимости от быстроты и правильности выполнения задания.
6. Конкурс «Путаница».
Ребята, здесь у нас перепутались названия литературных произведений. Помогите их распутать!
1) «Мишкина буква»,
«Заколдованная шляпа»,
«Живая каша». («Живая шляпа» и «Мишкина каша» Н. Носова, «Заколдованная буква» В. Драгунского).
2) «Лягушка-королева»,
«Красная путешественница»,
«Снежная Шапочка». («Лягушка-путешественница В. Гаршина, «Красная Шапочка» Ш. Перро, «Снежная королева» Г. К. Андерсена).
7. Конкурс «Песенка».
Сейчас прозвучат песенки из мультфильмов. Послушайте и скажите, какой герой поет эту песенку?
1) «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам…» (Крокодил Гена).
2) «Я был когда-то странной игрушкой безымянной…» (Чебурашка).
3) «Кто ходит в гости по утрам…» (Винни-Пух).
4) «Кто доброй сказкой входит в дом…» (Буратино).
5) «Кто людям помогает, лишь тратит время зря…» (Шапокляк).
6) «Какое небо голубое…» (Лиса Алиса и кот Базилио).
Наша игра-викторина подошла к концу. Ребята, я вижу, что вы очень любите читать и прекрасно знаете литературные произведения! Желаю вам почаще путешествовать по стране Читалии! А сейчас мы подведем итоги нашей викторины.
Проводится подсчет очков и подведение итогов. Все участники викторины
получают угощение или небольшие призы.