Марина Мереняшева
Вебинар по итогам I Межрегионального творческого конкурса молодых дизайнеров «Я — дизайнер»
▼ Скачать + Заказать документы
Наш вебинар мы посвящаем итогам I Межрегионального творческого конкурса молодых дизайнеров «Я дизайнер…», который проводился для учащихся детских художественных школ, школ искусств, средних специальных и высших учебных заведений, дизайн-студий, в возрасте от 7 до 20 лет. В нем приняли участие 175 участников из 15 учебных заведений из 8 городов: Дмитровграда, Самары, Тольятти, Набережных Челнов, Оренбурга, Томска, Тобольска и, конечно, Пензы.
Хочется поделиться своим взглядом на цели и задачи, которые мы возлагаем на этот конкурс и поговорить об особенностях представленных работ.
Публикация «Вебинар по итогам I Межрегионального творческого конкурса молодых дизайнеров „Я — дизайнер“» размещена в разделах
Итак, целью конкурса, конечно, является популяризация детского и юношеского дизайна и выявление новых талантов, но главное – он должен интегрировать пропедевтический опыт школ дизайна всех трех уровней системы непрерывного образования.
Мы надеемся найти единомышленников для создания интерактивной площадки; среды партнерства для совершенствования педагогического мастерства, укрепления профессиональных контактов между преподавателями по дизайну.
Мы не сомневаемся, что конкурс будет способствовать формированию чувства стиля, визуальной культуры, развитию творческого мышления юных дизайнеров и популяризации языка дизайна.
Наше твердое убеждение состоит в том, что главным в дизайне является смысл, идея, который автор вкладывает в свой образ. Поэтому название конкурса начинается с буквы Я, а копирование и заимствование идей из интернета запрещается.
Предложенные номинации позволяют достаточно широко охватить области дизайна, учитывают возрастные особенности и предпочтения в тематике художественной деятельности. Но преподаватель вправе сам выбирать номинацию, полагаясь на свое умение максимально просто разъяснить участнику цель создания дизайнерского образа и грамотно поставить творческие задачи.
Мы признательны преподавателям кафедры «дизайн и худ. проектирование интерьера» ПГУАС и архитектурно-строительного колледжа за помощь в организации конкурса и представленную возможность показать, что сущностные принципы дизайна : целостность, структурность, выразительность, новизна идеи неизменны, не зависят от возраста автора.
А созданный образ отражает уровень знаний, визуальной культуры участника, мастерство владения средствами художественной выразительности.
Поэтому и критерии оценки работ одни: оригинальность идеи; художественный вкус; качество исполнения; композиционное решение; соответствие уровня работы возрасту.
Первая номинация: «тематическая открытка», предлагается для возрастной группы 7-11 лет. Уже в открытке постигаются главные требования дизайна : поиск смысла функционального (для кого и зачем) и художественного, эстетического.
Конечно, дизайнерская открытка – эксперимент, но она должна учить обобщению и стилизации выбранных аналогов, требует целостности, все в ней должно быть подчинено главному – СМЫСЛУ, он должен быть акцентирован.
Игрушка в технике «бумагопластика» - вторая номинация для младшего возраста. Дидактическая изначальная роль игрушки – ОБУЧАТЬ. Дизайнерская - должна отражать знания участника о культуре (через стиль, канон, традицию) и понимание главной утилитарной функции вещи (через материал, технологию изготовления, конструкцию).
Шаблоны из интернета можно использовать только как базовую форму, по- своему обыгрывания их в своей идее, (иначе это расценивается, как плагиат).
Игрушка должна быть яркой, эстетичной, привлекательной и жизнерадостной, Приветствуется аннотация к игрушке, участие автора в ее презентации.
Номинация «макет» в данной возрастной группе решает в обучении профессии практически те же задачи, что и игрушка. Это умение обобщать, стилизовать, использовать принципы композиции, избегать стереотипов и излишней декоративности.
Номинация «леттеринг композиция» предназначена для участников среднего возраста. Она показала, как грамотно педагоги подходят к данному творческому заданию, учат искать смысл в слове, обыгрывать его художественными средствами, опираясь на принципы композиции: контраст, ритм, форму, владение стилизацией.
Номинацию «плакат» мы предлагаем для возрастной группы с 12 лет. Во- первых, здесь больше формат, во- вторых по сравнению с открыткой смысл здесь должен считываться моментально и быть однозначным.
Поскольку конкурс задуман для популяризации профессии, мы рады видеть ваш взгляд на ее сущность.
Мы благодарны преподавателям и студентам ПГУАС за возможность увидеть и показать вам профессиональное владение компьютерной графикой и глубину художественных образов, вдохновленных стилистикой и ритмом поэзии Маяковского и японской поэзией серебряного века. (лауреаты 1 степени и гран-при).
Номинация «логотип, как элемент фирменного стиля» предлагается нами для участников с 12 лет. Ведь логотип- художественный знак, символ, создание которого требует кропотливой предварительной работы по сбору информации, ее систематизации, вычленению из нее главного, самого важного смысла, который затем приобретает свою трактовку благодаря принципам формальной композиции и приемам стилизации.
Одна из самых наших любимых номинаций в возрастной группе 12-15 лет – «костюм или элемент костюма». Проблем не возникает, когда костюм представлен в виде игрушки или, например, украшения. Задачи конкретны, понятны типологические, функциональные смыслы аналогов (для чего делается). Сложнее обстоит дело с сериями эскизов. Они требуют навыков стилизации, знания технологии пошива одежды, «чувства материала» и умения изображать различные по физическим свойствам, фактуре, текстуре. Наконец нужно разбираться в трендах, стилях, уметь выбирать «фишку» коллекции, единый объединяющий принцип.
В 13 лет молодые дизайнеры могут позволить себе пофантазировать на тему формы, пластики и фактуры, функции отдельных элементов костюма, например, головного убора. Представленные работы демонстрируют профессиональное владение приемами бумажной пластики и принципами объемно-пространственной композиции, притягивают внимание новизной дизайнерского образа.
Дизайном движет эксперимент, который обогащает творческий опыт автора и будоражит фантазию зрителя. Здесь можно говорить о формировании своего стиля, экстравагантности образов, подиумах высокой моды, театре моды, формировании имиджа обладателя авторской модели. Но и, конечно, автор всегда должен уметь презентовать свою вещь, создавая дизайнерский образ с помощью возможностей фотографии.
Номинация, доступная с 12 летнего возраста – «дизайн уличного арт-объекта или объекта средового дизайна». Это понимание функциональных и художественных смыслов культурных и природных аналогов и их переосмысление в своих образах.
Номинация: «макет среды» предложена ПГУАС, работы лауреатов 1 и 2 степени выполнены в графике и макетированием. Они знакомят школьников с конечной целью создания дизайнерских арт и средовых объектов – организовывают среду, пространство, опираясь на законы композиции, свойства и пластику рельефа, ландшафта, функциональные требования.
Мы видим, что работа руками добавляет в дизайнерские образы пространства «душу» автора, демонстрирует его профессиональную универсальность, позволяет ему не зависеть от компьютера.
Большое спасибо всем участникам конкурса, их преподавателям, за радость, которую вы доставили своим творчеством, опыт, которым поделились! До встречи в следующем году!