Кузнецова Оксана
История театра Петрушки. Музыкальное сопровождение кукольного представления
▼ Скачать + Заказать документы
В этом году меня заинтересовала тема об истории происхождения театра Петрушки. Театр Петрушки - это народный кукольный театр, но до конца 19 века театр Петрушки не был театром именно для детей. Об истории театра Петрушки Вы можете многое узнать из литературы, интернета. Некоторая информация об этом представлена в презентации моей публикации. А меня заинтересовал вопрос о музыкальном сопровождении кукольного спектакля, началась небольшая исследовательская работа (поход в областную библиотеку, детскую библиотеку, просмотр статей интернета, изучение литературы по краеведению). Вот именно об этом и моя публикация.
Публикация «История театра Петрушки, Музыкальное сопровождение кукольного представления» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Мне посчастливилось, что у меня оказалось три игрушки Петрушки (Советского выпуска, две игрушки представлены на фото, а третью ещё не успела перешить (из прежних публикаций многие коллеги знают, что я собираю таких кукол и реставрирую одежду).
Музыкальное сопровождение театра Петрушки.
Составной частью большинства представлений театра «Петрушки» оказывались песни и танцы. Герои комедии исполняли лирические песни, плясовые, куплеты частушечного склада, жестокие романсы, песни литературного происхождения. Танцевали камаринскую, трепака, «барыню», польку, вальс и т. д. Например, под «Камаринскую» Петрушка танцует с невестой, под звуки вальса появляется немец. Большая роль в комедии отводилась музыкальным вставкам. Танцы и песни, мелодии шарманки являлись не просто музыкальным оформлением спектакля, они были призваны настраивать публику на весёлый, праздничный лад, создавать дополнительный комический эффект путём контрастного соотношения мелодии и действия, служить характеристикой персонажей.
Кукольник был свободен в выборе репертуара, в распределении его между персонажами, в насыщенности спектакля музыкальными вставками. В первую очередь это зависело от таланта петрушечника, вкуса, умения петь и знания песен и танцев, от его способности «чувствовать» публику. Однако существовали все же некоторые ограничения и закономерности. Во-первых, выбирались популярные в данной среде песни и мелодии. Делалось это не только потому, что спектакли были рассчитаны на самый широкий, низовой круг зрителей, не менее важно и другое. В силу своей специфики народные кукольные представления не могут идти долго и требуют частой смены эпизодов, убыстренного действия. Поэтому герои такого спектакля, как правило, не поют песни целиком и долго не танцуют, иначе это нарушит темп и непременно скажется на качестве представления. Исполняется куплет, начальные строки песни, наигрываются, напеваются или насвистываются первые такты мелодии, и, поскольку, используются известные всем произведения зрители сами мгновенно восстанавливают целое и настраиваются на нужный в данный момент лад. Кроме того, нередко песенно-музыкальная вставка создает комический эффект тем, что пародирует какое-то произведение, и степень комизма во многом зависит от известности пародируемой вещи. Нередко смех зрителей сопровождает исполнение песни потому, что содержание её резко противопоставлено поступкам героев. Петрушка с трудом забирается на лошадь, садится задом наперёд, прекомично хватается за хвост или гриву, чтобы не свалиться, — и запевает лихую ямщицкую песню, «Запрягу я тройку борзых темно-карих лошадей». Не менее контрастно и смешно звучат строки романса «Не уезжай, голубчик мой, Не покидай поля родные.», исполненные Петрушкой сразу после того, как он с помощью палки избивает и прогоняет арапа.
Для работы с детьми в детском саду я подобрала русские народные наигрыши, плясовые, детские потешки и песенки. В современных условиях Петрушка выступает не как грубиян и обманщик, а тот, кого надо научить хорошим манерам и правильному поведению.