Мария Люлюшина
История Слыша и Буковки «Знакомство со звуком [Ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование умения в правильном и четком произнесении звука ж (изолированного); в умении определять слова со звуком «ж», делении слов на слоги, проводить звуковой анализ.
Задачи:
1. Показать детям артикуляцию звука «Ж», воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи. Активизировать словарь дошкольника.
2. Развивать внимание, мышление, воображение.
3. Воспитывать усидчивость, командный дух, умение слушать друг друга.
Публикация «История Слыша и Буковки „Знакомство со звуком [Ж]“» размещена в разделах
Оборудование: 1 кукла (Буковка), 1 собачка (Слыш). Лента 3 шт, счетные палочки 6 шт., конструктор ЛЕГО 6 шт., домино 6 шт.
Ход
Буковка : Здравствуйте, ребята! Вы нас узнали? Конечно, это мы Слыш и Буковка. Мы хотим рассказать вам историю, которая с наи вчера приключилась. Мы весело бежали по тропинке к дому, но вдруг Слыш остановился, развернул свои уши и прислушался: раздавалось тихое и жалобное жужжание: «ж-ж-ж».
Буковка : я огляделась вокруг и увидела маленького блестящего жучка. Он лежал на тропинке вверх ногами, шевелил всеми своими ножками и подергивал ими, пытаясь перевернуться. Но у жучка никак не получалось повернуться со спинки на живот, поэтому он жалобно гудел: «ж-ж- ж».
Слыш наклонился, аккуратно поднял жучка и посадил его на ладошку
и спросил : что с тобой случилось, малыш?
Буковка : жучок нам рассказал такую историю. «Ж-ж-ж, после долгого полета я приземлился на эту тропинку. Но по ней пробежали ребята, я не удержался на ножках и перевернулся. А потом никак не мог встать обратно на ноги. Спасибо вам, что не прошли мимо и подняли меня. А сейчас мне нужно лететь домой, а то уже темнеет»
Слыш : жучок так обрадовался, что мы его спасли, и нам от этого было тепло на сердце. Ведь помогать друг другу - это очень хорошо и приятно!
Буковка : жучок зажужжал и улетел. А моему другу Слышу очень захотелось повторить песенку жучка. Он размял свой веселый язычок — сделал несколько упражнений. Предлагаю всем вместе свыполнить упражнения.
Упражнение для язычка.
«Болтушка» — быстро двигать широким языком по верхней губе: «бл-бл-бл».
«Сладкое варенье» (второй вариант) - улыбнуться, широко открыть рот, проводить кончиком языка по губам, описывая круг. При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы подбородок не двигался.
— Ж-ж-ж, — произнес Слыш. (Язык не хотел пропускать воздух, он поднялся к верхним зубам, поставил воздуху преграду. Зубы тоже закрыли выход воздуху, между ними осталась только маленькая щелка. А воздух все равно прорвал преграду и зажужжал от радости, да так сильно, что губы вытянулись вперед.)
Задание «Произнеси звук». Попросите ребенка произнести звук [ж] в соответствии с описанной артикуляцией.
Слыш решил описать этот звук.
Задание «Опиши звук». Предложите ребенку помочь Слышу описать звук [ж|. Спросите ребенка: «Если воздух при произнесении этого звука встречает преграду, какой это звук?» (Согласный.) Теперь попросите ребенка определить место преграды и описать ее: воздуху мешает свободно выходить изо рта язычок, который «чашечкой» прижимается к небу. Далее спросите: «Этот звук звонкий или глухой?» Чтобы ответить на ваш вопрос, ребенок может закрыть ушки ладонями и произнести звук [ж]. Если ушки «гудят», этот звук звонкий, если не гудят — глухой. Также можно для проверки приложить ладонь к горлышку. Затем определите, может ли этот звук быть мягким и твердым. Произносите вместе с ребенком этот звук твердо : [ж] (помогите себе кулачком — сильно его сожмите). Обратите внимание ребенка на то, что этот звук произносится только твердо. В заключение попросите ребенка дать полное описание звука : этот звук согласный, звонкий, может быть только твердым.
Буковка загадывает загадку.
Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног без копыт.
Летит – жужжит.
Сядет – замолчит.
(Жук)
Физкультминутка
Покружились, покружились
И в жучков мы превратились.
На лужайке, по ромашкам
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ромашками дружу. (останавливаются, встают прямо).
Тихо на ветру качаюсь, (наклоны туловища вправо-влево)
Низко, низко наклоняюсь (наклоны вперед)
На цветке я посидел, (приседают)
Отдохнул и полетел (бегают и затем садятся на стулья).
Игра «Определи место звука в слове».
Слыш решил поиграть с новым звуком. Дети называют слова с новым звуком и отвечают на вопрос буковки, каким по счету стоит в них звук [ж].
Рекомендуемые слова: жук, уж, нож, баржа, кожа.
Показ буквы.
Игра «Выложи букву». Из палочек и ленточек, конструктора, домино, счетных палочек»
Буковка : Спасибо вам, друзья, за время, которое мы провели вместе! Нам было очень весело! Нам пора домой, но мы с вами не прощаемся! До скорых встреч.
Быкова И. А.
В конспекте использован фрагмент автора И. А. Быковой Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 112с.