Тыдыкова Елена Викторовна
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «История елочной игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе.
Тема: «История ёлочной игрушки».
Цель: познакомить дошкольников с историей возникновения ёлочной
игрушки.
Задачи:
- знакомить детей с государственными праздниками: «Новый год»;
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе „История елочной игрушки“» размещена в разделах
- Елочные игрушки
- История новогодней елочной игрушки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Новогодние елочные игрушки
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
- расширять и обогащать знания детей об истории новогодней игрушки;
- познакомить детей с историей елочной игрушки в Европе и России;
- обогащать активный и пассивный словарь детей;
- активизировать словарный запас детей;
- воспитывать любознательность, интерес к игрушкам разных времён;
- воспитывать интерес к традициям празднования Нового года;
-развивать нравственно-эстетическое восприятие.
Материал: новогодняя выставка «Игрушки наших бабушек», ёлочка, ёлочные игрушки; волшебная палочка, новогодние игрушки и гирлянды изготовленные детьми на занятиях, снежинки белые и голубые, музыкальное сопровождение «Новогодние игрушки».
Предварительная работа:
- рассматривание альбома с новогодними игрушками разных лет;
- беседа о елочной игрушке;
- рассматривание открыток и старинных игрушек;
- сравнение старинных и современных игрушек;
- разгадывание загадок о зиме;
- чтение сказок, стихов и рассказов о зиме, о праздновании «Нового года»;
- просмотр мультфильмов про «Новый год», презентации музей ёлочной игрушки - «Клинское подворье»;
- изготовление елочных игрушек из подручных средств.
Ход занятия Организационный момент
Настроение у нас отличное,
А улыбка - дело привычное!
Пожелаем друг другу добра,
Нам занятье начинать пора!
Воспитатель:
- Какое сейчас время года? ( Ответы детей: зима).
- По каким признакам вы узнали, что зима? (Ответы детей).
- А как называется первый зимний месяц? ( Ответы детей: декабрь).
- А какой сегодня день недели (Ответы детей).
- Скажите, пожалуйста, какое сегодня число (Ответы детей).
Дети вешают на елочку 17 елочную игрушку.
Воспитатель:
- Если лес укрыт снегами,
Если пахнет пирогами
Если ёлка в дом идёт,
Что за праздник?. (Новый год)
- Ребята, а вы любите праздник Новый год? (Ответы детей).
- Чем он вам нравится? ( Ответы детей: дарят подарки).
- Да, ребята, в новый год к нам приходят наши сказочные герои, дарят
подарки Дед Мороз и Снегурочка.
- А какое главное украшение зала на Новый год? ( Ответы детей: елка).
- Ребята, вспомните, а как елка украшена на празднике? ( Ответы детей: нарядно, красиво).
Воспитатель: Трудно найти человека, который бы не любил Новый год.
Красивый обычай украшать ёлку возник много лет тому назад.
Новый год люди отмечают с древнейших времен. Раньше встречали праздник весной. Праздник посвящался солнцу. Поэтому наряжали плодовые деревья огоньками. Со временем все изменилось, во многих странах стали встречать Новый год зимой. В России праздник стали праздновать после указа царя Петра 1. В этом указе царь Петр I велел людям ставить на воротах деревья или ветви сосновые, еловые и можжевеловые, чтобы стояло это украшение с 1-го по 7-е января. В знак веселья люди должны были ходить в гости и поздравлять друг друга, а на Красной площади назначены были огненные потехи, и велено было пускать ракеты. А в богатых домах устраивать пышные балы. А знаете ли вы, почему стали украшать елки? В далекие времена считалось, что в ветвях деревьев нашли приют могущественные духи — как добрые, так и злые, и чтобы поладить с ними, добиться их помощи в жизни, подносились обильные дары, которые развешивались на ветках. Поначалу ее убирали довольно просто, но это продолжалось недолго. Постепенно на ветвях елки появились орехи, сладости, яблоки, шары, а на макушке — изображение солнца, вырезанное из плотной бумаги или сделанное из соломы.
Игра «Назови, какая ёлочка»
Дети и воспитатель встают в круг, передают палочку и называют слова: зеленая, новогодняя, красивая, стройная, колючая, пушистая, зимняя, душистая, смолистая, нарядная, и др. Если кто-то из ребят затрудняется, воспитатель предлагает товарищам помочь.
Воспитатель:
- Дети, предлагаю вам пройти на нашу выставку «Игрушки наших бабушек»,
посмотрите сколько здесь новогодних экспонатов.
- Какие игрушки вы видите, назовите? (Ответы детей).
На Руси елочные игрушки делали еще из тряпочек, соломы, льна, цветных ленточек, колосков, кистей рябины. Часто изготавливали кукол, о которых в народе особое представление. Тряпичная кукла, обычно безликая и на вид ничем не примечательная, была защитой от болезней, бед и нечисти. Ее так и называли: берегиня. К самодельным куклам относились с аккуратностью и уважением. Верили, что от них зависит благополучие, достаток и даже урожай. - Из какого материала изготовлены игрушки на нашей выставке? ( Ответы детей: стекла). - Дети, то делает игрушки? ( Ответы детей: стеклодув). Воспитатель: Стеклодув – мастер, создающий предметы из разогретой стеклянной массы путем выдувания. Он выдувает стекло через стеклянную трубочку, создавая разные предметы: посуду, шары и др. В своей работе мастер пользуется и другими инструментами: ножницами, щипцами. Человек этой профессии должен быть терпеливым, выдержанным, здоровым. Стеклодув за один день выдувает 250 шаров, а это требует большого напряжения легких. Эта профессия считается рабочей, но без творчества и воображения ему не обойтись. Поэтому у каждого дома имеются волшебные лебеди, золотые рыбки, хрустальные башмачки. Воспитатель: Стеклодув, какое необычное слово! - Дети давайте произнесё м это слово медленно: стеклодув. - Из каких частей состоит это слово? ( Ответы детей: стекло и дуть). Воспитатель: А каким инструментом пользуется мастер стеклодув для выдувания стекла? ( Ответы детей: трубкой).
Воспитатель: Что делают мастера стеклодувы? ( Ответы детей: стеклянные изделия, елочные игрушки).
Воспитатель: Дети, из каких материалов изготавливают елочные игрушки в наше время? ( Ответы детей: пластмасс, пенопласт, стекло). Игра малой подвижности «Подарки» Один ребенок – «водящий» встает в центре круга. Остальные дети идут по кругу и приговаривают: - Принесли мы всем подарки. Кто захочет, тот возьмет. Вот вам кукла с лентой яркой, Конь, волчок и самолет.
Ребенок в центре должен «выбрать» один из этих подарков и сказать об этом остальным. Если называет коня, то дети скачут, если волчка – то кружатся, если куклу – то пляшут, если самолет – то разводят руки в стороны, словно крылья. После этого выбирается новый «водящий».
Воспитатель: - 18 сентября 2008 года открылся уникальный, единственный в России Музей ёлочной игрушки - «Клинское подворье»!
"Клинское подворье" - это музей елочной игрушки в подмосковном городе Клин. Этот музей молодой и пока единственный в России. Музей расположен в симпатичном современном тереме. В нем можно увидеть множество не только современных игрушек, но и старинных и древних. Его коллекции пополняются до сих пор.
Воспитатель: Ребята, вы любите наряжать ёлку? Чтобы праздничная красавица принесла нам радость, а не беду, нужно обязательно соблюдать некоторые правила. Как вы думаете, почему стеклянные игрушки с большой осторожностью нужно вешать на елку?
( Ответы детей: они могут разбиться, а человек поранится).
Воспитатель: - Можно ли использовать вату для украшения елки?
( Ответы детей: она может загореться и будет пожар).
Воспитатель: - Можно ли украшать ёлку свечами или бенгальскими огнями?
( Ответы детей: нельзя).
Воспитатель: - Молодцы дети, правила безопасности мы вспомнили, можем спокойно наряжать ёлку.
Звучит песня «Новогодние игрушки», дети берут из коробки елочные игрушки, гирлянды и украшают ёлку в группе. Итог занятия
Воспитатель: - Ребята, кто запомнил, какими игрушками наряжали ёлку в старину? ( Ответы детей: бумажными, стеклянными, конфетами, съедобными, игрушки сделанные своими руками). - А какими украшают сейчас? (Ответы детей). - Из каких материалов сделаны современные ёлочные игрушки? (Ответы детей).
- Можно делать игрушки самим и украшать ими елочку? (Ответы детей).
Рефлексия «Белые и синие снежинки»
Воспитатель: - Дети, прикрепите к доске белую снежинку, если занятие прошло хорошо, все было понятно и вы довольны своими ответами, а если на занятии вам было трудно, неинтересно, ничего не понятно, прикрепите к доске синюю снежинку.
- Какие вы молодцы!