Федоряк А Г
Исторические этапы становления и развития теории и методики математического образования дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
В развитии теории и методики развития математических
представлений можно выделить исторические этапы становления.
Первый этап – эмпирическое развитие методики. Вопросы
математического развития детей своими корнями уходят в
классическую и народную педагогику. Различные считалки,
Публикация «Исторические этапы становления и развития теории и методики математического образования дошкольника» размещена в разделах
пословицы, поговорки, загадки, потешки были хорошим материалом в
обучении детей счету, позволяли сформировать у ребенка понятия о
числах, форме, величине и т. д. Позднее на этом этапе произошло
выдвижение идеи о необходимости математического развития детей
дошкольного возраста. Выдающиеся мыслители прошлого (Я. А
Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, видные
деятели (М. Монтессори, Ф. Фребель) осознавали, что без
предварительной математической подготовки детям будет трудно
осваивать школьную программу.
9
Второй этап – Начальный этап становления теории и методики
математического развития дошкольников. Определение содержания,
методов и приемов работы с детьми, дидактических материалов.
Исторически этот этап относится к 20-30 годам 20го века. Большую
роль сыграли отдельные педагоги-исследователи: Е. И. Тихеева, Ф. Н.
Блехер, Л. В. Глаголева и др., «школ» и направлений сенсорного
воспитания (М. Монтесори, Л. АВ. Венгер).
С начала 20 века в России начала создаваться научнообоснованная дидактическая система обучения дошкольников
математике. Ее начальный этап – начало 20 века – 40-е годы 20 века. В
это время в дореволюционной России методические пособия
адресовывались, как правило, одновременно семье и д/с, в них
родители и воспитатели знакомились с содержанием обучения
математике детей. В 1912 голу выходит пособие В. А. Кемниц
«Математика в д/с» : игры, беседы, упражнения, изучение чисел 1-10,
действий с ними, форм, величин, измерения, части и целого.
До 1939 года в д/с Ленинграда детей обучали счету по методике
Л. В. Глаголевой, в которой она рекомендовала опираться на обе
господствующие в то время теории : восприятия числа путем счета и
путем образа. Она пропагандировала разнообразие методов :
• лабораторный (отработка практических действий с
использованием наглядных материалов)
• исследовательский (поиск детьми ситуаций применения
знаний, аналогичных изучаемым)
• иллюстративный (закрепление умений в продуктивной
деятельности)
• наглядный
• игра.
Кроме того, Глаголева раскрыла приемы формирования
представлений о величинах, измерении, делении целого на части.
Третий этап – Создание научно обоснованной дидактической
системы формирования элементарных математических представлений
в дошкольном возрасте : определение содержания, методов и приемов
работы с детьми, дидактических материалов. Этот этап продолжался с
50х годов 20 века. А. М. Леушина изучала теорию и методику развития
10
количественных и числовых представлений у детей в процессе
обучения.
Четвертый этап – Психолого-педагогические исследования 60-70
годов 20 века. Изучались закономерности становления представлений
о числе, развития счетной деятельности, вычислительной
деятельности. Обосновывалась необходимостью начинать обучение
детей с раннего возраста, с восприятия множеств предметов, с
последующим обучением счету, выделению отношений между
числами. Разрабатывались дидактические материалы, пособия, игры.
Это были исследования психологов: И. А Френкеля, Л. Ф. Яблокова,
Н. А. Менчинской, Н. Н. Лежавы, Г. С. Костюка. Педагогов: А. М.
Леушиной, Н. Г. Бакст. В 70-80 годы проведены исследования по
отдельным проблемам методики (Т. В. Тарунтаева, В. В. Данилова, Г. А.
Корнилова, Т. Д. Рихтерман).
Пятый этап – современное состояние теории и методики
математического развития детей дошкольного возраста. С 80х годов 20
века до настоящего времени. Современное состояние теории и
методики развития математических представлений у детей
дошкольного возраста сложилось в 80-90 годы и первые годы нового
столетия под влиянием развития идей обучения детей математике, а
также реорганизации всей системы образования. Уже в 80 годы начали
обсуждаться пути совершенствования как содержания, так и методов
обучения дошкольников математике. В качестве негативного момента
отмечалась ориентировка на выработку у детей предметных действий,
в основном связанных со счетом и простейшими вычислениями, без
должного уровня их обобщенности. Такой подход не обеспечивал
подготовку к усвоению математических понятий в дальнейшем
обучении. Специалисты изучали возможности интенсификации и
оптимизации обучения, способствующие общему и математическому
развитию ребенка, отмечали необходимость повышения
теоретического уровня осваиваемых детьми знаний. Это требовало
реконструкции программы обучения. Начались поиски путей
обогащения содержания обучения. Решение этих сложных задач
осуществлялось по-разному.