Татьяна Тукиш
Использование здоровьесберегающих технологий по формированию фонетической и просодической стороны речи у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя- логопеда в настоящее время является перспективным средством коррекционно- развивающей работы с детьми. На фоне комплексной коррекционной помощи здоровьесберегающие технологии, оптимизируют процесс коррекции речи и интеллектуальной деятельности и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий по формированию фонетической и просодической стороны речи у детей с ОНР» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
На своих занятиях и в индивидуальной работе с детьми коррекционную работу по развитию просодических компонентов речи я строю по следующим направлениям.
Логопедический массаж
Массаж губ
Массаж губ начинаю с поглаживания (на каждый сеанс отвожу 1-4 минуты, мас-саж губ выполняется 3-4 раза в течение дня.)
При проведении сеанса массажа губ ребенок должен либо лежать, либо находиться в положении полусидя лицом к педагогу.
При массаже губ использую следующие приемы :
Кругообразное поглаживание (указательными пальцами обеих рук по направле-нию от основания носа вниз к губам) в течение 20-40 секунд.
Продольное поглаживание (указательными пальцами обеих рук по направлению от основания носа вниз к губам перпендикулярно линии рта) в течение 30-40 секунд.
Щипцеобразное поглаживание (указательными и большими пальцами обеих рук по направлению от щек к краям губ) в течение 10-40 секунд.
Поперечное поглаживание (указательными пальцами обеих рук по направлению от щек к границам губ) в течение 10-40 секунд.
Прямолинейное растирание (указательными пальцами обеих рук по направлению от основания носа вниз к краям губ и в стороны к носогубным складкам и обратно) в течение 20 – 30 секунд.
Круговое и спиралевидное растирание (указательными пальцами обеих рук в области основания носа и губ) в течение 10 секунд.
Поперечное разминание (указательными пальцами обеих рук от основания носа до губ и обратно) в течение 10-20 секунд.
Продольное разминание (указательными пальцами обеих рук от носа к губам и обратно) в течение 20-30 секунд.
Непрерывистая вибрация (указательными пальцами обеих рук по направлениям вверх и вниз от основания носа к губам и обратно) в течение 10-20 секунд.
Прерывистая вибрация, или «пальцевый душ» (указательными пальцами обе-их рук в области губ в продольном и поперечном направлениях) в течение 10-20 секунд.
Точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке).
Легкое постукивание губ пальцами.
Если у ребенка ассиметрия лицевой мускулатуры массаж провожу с гиперкоррекцией пораженной стороны, т. е. на ней осуществляю большее число массажных движений.
Массаж язычной мускулатуры
При спастичности языка провожу расслабляющий массаж, при гипотонии языка – укрепляющий массаж.
При гипотонии приемы массажа более активные, интенсивные, чем при спастичности.
При спастичности языка для снижения тонуса язычной мускулатуры перед масса-жем даю ребенку подержать во рту (2-3 раза) теплый настой трав (1 ч. л. крапивы, 1 ч. л. зверобоя, 1 ч. л. ромашки, 1 ч. л. чая на 0,5 кипятка).
Массаж языка осуществляю различными способами:
1. Зондовый массаж (зонды Е. В. Новиковой, постановочные зонды Рау).;
2. Пальцевый массаж (в напальчнике или через марлевую салфетку);
3. Массаж деревянным или металлическим шпателем;
4. Массаж зубными щетками (различными по материалу, форме, жесткости ще-тины, размеру). При массаже использую как щетину, так и палочку щетки.
Приемы массажа использую следующие :
1. Поглаживание языка в различных направлениях:
- от корня языка к кончику (воздействие на продольные мышцы);
- от центра языка к боковым краям (поперечные мышцы);
- круговые, спиралевидные движения;
2. Похлопывание языка начиная с кончика, продвигаясь постепенно к корню и обратно (ритмичные надавливания воздействуют на вертикальные мышцы);
3. «Прокачивание» - легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через зонд, шпатель, щетку.
4. Массаж верхнего подьема языка, растягивая уздечку (движение снизу вверх под языком);
5. Покалывание языка (игольчатым зондом)
6. «Перетирание» языка марлевой салфеткой или чистым носовым платком.
7. Распластывание языка маленькой клизмой – спринцовкой (сложенная два раза большая часть клизмы - во рту, кончик – снаружи).
Резонаторный массаж
Очень важно для звучности и объема голоса научиться ощущать работу резонаторов. Резонаторы являются усилителями звука. К резонаторам относятся: нёбо, полость носа, зубы, лицевой костяк, лобная пазуха. При низком звучании голоса ощущается вибрация в полости грудной клетки. В случае неправильного пользования голосом получается ис-кусственное звучание, как например «горловой» оттенок, что является результатом не-верного посыла звука в резонаторы. Причиной такого явления может также быть зажа-тость глотки. Неправильное использование голоса может проявиться и в его «заниженности», или «завышенности». Голос звучит на высоких нотах, визгливо. Привычка говорить не «своим» голосом приводит к быстрой утомляемости. Для устранения таких явлений нужно включать в работу все резонаторы, использовать нижнее дыхание, и снимать излишнее напряжение с окологлоточных мышц и с голосовых связок. Для того, чтобы развить работу резонаторов, мы с детьми проделываем следующие упражнения:
Сделать глубокий вдох, затем легко постучать собственными кулачками по груди со звуком «М», до появления внутреннего отклика и звукового резонанса;
Подушечками пальцев обеих рук мягко и ритмично постукивать по нижней губе со звуком «З» до появления лёгкой вибрации и звукового резонанса;
Подушечками пальцев обеих рук мягко и ритмично постукивать по верхней губе со звуком «В» до появления лёгкой вибрации и звукового резонанса;
Подушечками пальцев обеих рук мягко и ритмично постукивать по крыльям носа и области гайморовых пазух со звуком «но-но-но…» до появления лёгкой вибрации и зву-кового резонанса;
Подушечками пальцев обеих рук мягко и ритмично постукивать по точке между бровями и области лобных пазух со звуком «МИ-МИ…» до появления лёгкой вибрации и звукового резонанса;
Сосредоточиться на точке между бровями, посылать туда столб воздуха, произнося несколько раз звуки «МНГМОМ» – нараспев и как бы подбрасывая это слово вверх;
Ладошками легко постукивать по плечам со звуком «Д» до появления звукового ре-зонатора;
Ребром ладони постучать себя по области ребер и спине со звуком «Ж» до появления звукового резонанса;
Ладонями мягко помассировать область живота и бедер со звуком «Шо-шо-шо…» до появления звукового резонанса;
В дальнейшем для его проведения я использую различные звукосочетания, насы-щенные сонорными согласными. Например: МУМ, МНМУ, МНЛУ, МНЛРУ и т. д., изме-няющиеся по цепочке гласных.
Кроме звукосочетаний подбираю слова, содержащие данные звуки:
МАМА, МОЛВА, ВОЛНА, ЛИМОН, КОЛОКОЛ
Далее идет работа со скороговорками. Наклоняя корпус вперед нужно произносить скороговорки и стихи с большим количеством сонорных звуков (Л-М-Н-Р)
Много ли мало ли, милями, мелями
медленно плыли мы вдоль по волнам.
Волны молили мы, ливни манили мы,
мы ликовали - земля снилась нам!
На колокольне колдунья и гном
Наколдовали малиновый звон.
Марина грибы мариновала,
Марина малину перебирала.
Кроме того, в качестве тренировочных текстов использую отрывки из прозаических и стихотворных произведений, подходящие своим звукорядом для решения задач:
Из калины.
Из малины
Поднимались исполины,
Исполины из былины. (Л. Мартынов)
«На мели мы лениво налима ловили,
И меняли налима вы мне на линя.
Работа над силой голоса
Основной задачей в работе над силой голоса – сформировать умение правильно пользоваться голосом в зависимости от ситуации: громко отвечать на занятиях, умеренно – в группе. Использую следующие приемы работы:
- произнесение изолированных гласных звуков (шепотом, тихо, громко);
- произнесение согласных звуков с постепенным усилением и ослаблением голоса;
произнесение слогов, звукоподражаний и звукосочетаний с различной громко-стью;
произнесение коротких фраз с разной силой голоса;
воспроизведение чистоговорок, поговорок и загадок громко, умеренно и тихо;
чтение стихов, потешек и считалок с различным уровнем громкости и сменой си-лы голоса:
1. Сказать громко:
Ногами топ, ногами топ,
Громко топнем: топ, топ, топ
Сказать тихо: Ногами топ, ногами топ,
Тихо топнем: топ, топ, топ.
2. Говорить с движениями разным по силе голосом:
Я иду, я иду (нормально)
Тихо песенку пою: ля – ля- ля (тихо)
Мы идем, мы идем (нормально)
Громко песенку поем: ля-ля-ля (громко).
3. Наш Мишутка заболел (тихо)
Мишка много меда съел (тихо)
Мишка плачет и кричит (нормальным голосом)
- У меня живот болит (громко).
4. Тихо, тихо Зоя спит (тихо)
Ой, злой комар летит:зззззз (погромче)
Зою будет он кусать (нормально)
И не даст он Зое спать (нормально)
Мы прогоним комара (нормально)
«Улетай ты со двора!» (громко)
Злой комар летит (нормально)
Улетает и гудит: зззз (нормально)
Японская методика пальцевого массажа
Массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:
- массаж большого пальца – повышает активность мозга;
- массаж указательного пальца – стимулирует желудок и поджелудочную железу;
- массаж среднего пальца – улучшает работу кишечника;
- массаж безымянно пальца – стимулирует печень;
- массаж мизинца - способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение;
Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом:
- работа рук способствует психическому успокоению (вязание на спицах);
- предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай пере-бирать в руках грецкие орехи);
- способствует возникновению успокаивающего эффекта;
В работе я использую систему упражнений для самомассажа, разработанную японским ученым Йосиро Цуцуми :
1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала поду-шечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками.
2. Массаж ладонных поверхностей каменным, металлическими или стеклянными разноцветными шариками (марблз) : их нужно
- вертеть в руках;
- щелкать по ним пальцами;
- стрелять;
-направлять в специальные желобки и лунки – отверстия, состязаться в точности попадания;
3. Массаж грецкими орехами:
- катать два ореха между ладонями;
- один орех прокатывать между пальцами;
- удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук;
4. Массаж шестигранными карандашами:
- пропускать карандаш между одним и двумя, тремя пальцами;
- удерживать в определенном положении в правой и левой руке
5. Массаж четками. Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Пе-ребирание сочетаем со счетом прямым и обратным
Развитие звуковысотного диапазона
Еще одним из аспектов развития голоса является работа над расширением и развитием звуковысотного диапазона.
Работу над развитием голосового диапазона провожу последовательно, неторопливо, из занятия в занятие осуществляю постепенный «подъем» и «спуск» голоса по «вос-ходящей» и «нисходящей» гаммам.
На первых этапах я чаще всего использую скороговорки, изобилующие сонорными согласными в сочетании с гласными А, О и Э как наиболее легкими и удобными для го-лосоведения. Именно на соединении сонорных согласных и открытых, свободно льющих-ся гласных возможен полноценный контроль и выработка навыка устойчивого звучания на всем протяжении звукового «подъема и спуска» :
Мяланья-болтунья молоко болтала выбалтывала, да не выболтала.
Марину и Милу малина манила, Марине и Миле малина мила.
Хвала халве, халва вкусна/Вкусна халва, халве хвала/
Ло-ло-ло- на улице тепло.
Лу-лу-лу- Стол стоит в углу.
Ул-ул-ул- у нас сломался стул.
Оль-оль-оль- мы купили соль.
Не жалела мама мыла.
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила,
Мыло Мила уронила.
Наш Полкан из Байкала лакал.
Полкан лакал, но не мелел Байкал
На мели мы налима ловили.
Палку толкал лапой Полкан.
У ёлки иголки колки.
Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.
От топота копыт пыль по полю летит.
Поля полет в поле, а Коля колет колья.
Иван-болван молоко болтал, да не выболтал.
Петя был мал и мяту мял. Увидела мать - не велела мять.
Летели лебеди с лебедятами.
Клала Клава лук на полку, кликнула к себе Николку.
Вол попал в логово волка.
Великану малы Валины валенки.
Колдун долго колдовал в лодке.
Оля дала Лене белую ленту.
Платон плыл на плату.
По аллее гуляли Аглая и Алла.
В июле юлу купили Юле.
Алина любит калину, а Галина – малину.
Далеко до калитки маленькой улитки.
Для маленькой Алёнки Галя гладила пелёнки.
Лёня лепил оленя, а Елена – тюленя.
Полина и Галина в долине ловили павлина. \
Еле-еле Лена ела, есть от лени не хотела.
Болонка пила у колонки, колонка поила болонку.
Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.
Съел Слава сало, да сала было мало.
В Луку Клим луком кинул.
У елки иголки колки.
Колпак - под колпаком, под колпаком - колпак.
Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.
Около кола - колокола, и на колах - колокола.
В лодке - Володька, в палатке - лопатка.
Вышел на охоту волк,
Он в охоте знает толк.
И коза, и гусь, и телка
Испугались злого волка.
Лом ломает толстый лед,
Лом ломать не устает.
Пилит толстый ствол пила,
Накалилась добела.
Колун колол, колол, колол,
Колун полено расколол.
Плясала, плясала по дому метла,
Полы подмела от угла до угла.
Использование и внедрение в логопедическую работу нетрадиционных здоро-вьесберегающих технологий дает возможность компенсировать нарушения речи, и голоса предупредить вторичные отклонения, подготовить детей к последующему обучению в школе.